Йога сновидений — тибетские практики для управления сном

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Вы когда-нибудь летали во сне? А вы когда-нибудь делали это осознанно? Древняя тибетская практика сновидений предназначена для того, чтобы предоставить вам доступ к осознанным сновидениям в бодрствующей реальности, что, в свою очередь, позволит расширить духовное сознание.

Прежде, чем рассказать о шаманских практиках, следует дать объяснение осознанным сновидениям. Для современных людей между обычными снами и тибетскими шаманами нет ничего общего. Более того, даже на начальных этапах изучения этого вопроса разницу заметить очень сложно.

Важно с самого начала понять, что сны являются неотъемлемой частью повседневной жизни.

Основы шаманской практики

В отличие от современной, общепринятой культуры, тибетские шаманы с особым почтением и вниманием относятся к сновидениям. Так, они с самого раннего возраста интересовались у ребенка, о чем он мечтал ночью, что видел и с кем разговаривал. Эта традиция вспоминать и пересказывать сновидения преследует человека данной культуры на протяжении всей его жизни.

По сути, такое воспоминание является основным ключом к началу осознанного сна. Переход от преднамеренного запоминания сновидений с высокой детализацией к пониманию того, что вы спите на самом деле является очевидным прогрессом. Для людей западной культуры наиболее оптимальным методом освоить примитивные способы шаманского сна является освоение непосредственно осознанного видения снов.

Это всего лишь сон

Или все же нет? Психологи и эзотерики занимаются изучением человеческого сна на протяжении нескольких столетий. Следует отметить о то, что многое из этой области до сих пор покрыто тайной и загадкой.

Большинство современных исследователей сна согласны с достаточно простым определением осознанного сновидения: человек прекрасно знает и понимает, что он спит, но в это же время он может как бы «со стороны» наблюдать за тем, что происходит в его сне.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Краткий экскурс

У каждого из нас есть мечты. У каждого из нас наступает определенный момент переживаний (хороших и плохих), волнений и рассуждений. Ученые склонны считать, что сон является своеобразной проекцией реальной жизни. По сути, во сне мы можем взглянуть на проблему под другим ракурсом.

Удивительно то, что сразу же после пробуждения человек помнит увиденное в мельчайших подробностях, будто это и не сон вовсе был. Большинство из нас даже без особых шаманских практик неоднократно сталкивались с так называемым осознанным сновидением, когда они отдавали себе отчет в происходящем и могли неким образом повлиять на развитие событий во сне.

Недавние опросы, проведенные исследователями феномена сна, показали, что около 80% людей видят и принимают участие в осознанных снах приблизительно 3-5 раз в год. На самом деле, это очень мало. Ученые доказали, что мозг человека способен на большее. Это значит, что практически каждый человек на планете может смотреть осознанные сны чуть ли не каждый день.

Вот здесь стоит вспомнить о тибетских шаманах. Достаточно недельной практики с Учителем, чтобы увеличить процент осознанных сновидений в 10 раз, и нескольких месяцев, чтобы наслаждаться этим явлением большую часть своей жизни.

Осознанные и шаманские сновидения имеют много общего. Однако последние дают совершенно иное представление о сне человека. Вы спросите, почему это может быть интересно? Да хотя бы потому, что человек треть своей жизни проводит во сне. Так почему бы не научиться запоминать яркие мгновения из этого периода?

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Положительные стороны осознанного сна

Это не только весело и увлекательно. На самом деле этот навык позволит вам глубже заглянуть в подсознание, узнать лучше себя, а также открыть новые стороны и, вполне возможно, способности. Помимо этого, есть и другие положительные моменты:

  • Абсолютный контроль. С помощью шаманской техники можно научиться управлять собственными снами, менять сюжет, персонажей и окружающую обстановку.
  • Источник вдохновения. Вы можете найти превосходную идею в своем собственном сне. А это, в свою очередь, можно использовать в реальном мире.
  • Исполнение желаний. Здесь все понятно — вы можете срежиссировать собственную свадьбу, стать успешным бизнесменом или популярным артистом.
  • Терапевтический эффект. В процессе осознанных сновидений вы можете научиться справляться с собственными страхами и переживаниями, фобиями и психологическим травмами.
  • Получение энергии и жизненной силы. Сновидцы, практикующие подобные эксперименты, говорят о том, что этот навык несет в себе много позитивных изменений в реальном мире.

На самом деле, шаманские практики позволяют открыть массу положительных моментов. Ведь осознанные сновидения открывают путь к просветлению и релаксации. Это значит, что даже самый тяжелый день может закончиться ярким и приятным сюжетом, управлять которым будет непосредственно сам сновидец.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Представление

Есть два состояния сознания: до и сразу же после сна. Их очень часто путают с осознанным сновидением.

Гипнагогическое и гипнопомпическое состояния — это термины, используемые для описания пограничного состояния между бодрствованием и засыпанием, непосредственно сном и пробуждением.

Оба эти состояния могут воздействовать на подсознание схожим образом, а иногда даже оказывать более сильное влияние по сравнению с обычными снами.

Гипнагогия (засыпание) обычно более выражена, чем гипнопомпия (пробуждение). Рядовые переживания во время гипнагогии состоят из таких визуализаций, как фосфены (цветные пятна), геометрические узоры, калейдоскопические изображения и мигающие сцены. Поскольку на этот момент человек все еще не спит полноценно, мозг часто сознательно пытается удержать сюжет и направить его в другое русло.

Гипнагогия и осознанные сновидения имеют много общего, но на самом деле это не одно и то же. Во время гипнагогического состояния возможно в некоторой степени направлять образы и менять их. Но ведь это еще не сон. А осознанные сновидения возможны лишь только в этом случае.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Состояние предвиденного сновидения

Это еще один момент, который часто путают с осознанным сном. В некоторых случаях человек от гипнагогии может сразу же перейти к осознанному сновидению. Это вполне реально с тренировками и соответствующей практикой.

Предварительное состояние в большинстве своих случаев является стратегически важным мостом для достижения полного контроля над тем, что происходит во сне. Находясь в таком состоянии, сон кажется абсолютно реальным.

Поэтому очень часто после пробуждения, человек еще долго не может поверить в то, что увиденное им не происходило на самом деле.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

От слов к делу

Все то, что происходит в течение дня, непременно отразится во сне. Наши сновидения во многом обусловлены происходящими событиями. В дополнение к восстановлению потерянной энергии путем очищения энергетических стоков из прошлого, важно подготовиться к путешествию в мир снов ночью, если вы хотите научиться управлять ими. Для этого можно выполнить довольно простой ритуал:

  • Сядьте в удобном положении возле того места, где спите.
  • Закройте глаза и сосредоточьтесь на своих мыслях.
  • Прокрути в голове все события, которые произошли за день.
  • Каждый раз, вспоминая негативный момент, выдыхайте с силой воздух через рот, как будто пытаетесь разрядить его, выгнать из своего тела.
  • Задерживайте свои мысли на позитивных моментах дня.
  • Когда закончите, встаньте, сделайте еще один глубокий вдох и очистите свое энергетическое поле на выдохе: положите руку на макушку головы, затем проведите медленно по груди, животу, области паха, ногам и ступням.
  • Когда встанете на ноги, отведите руки от тела и сделайте движение «веника», как будто отметаете негативную энергию подальше от себя.

Теперь вы готовы к тому, чтобы сконцентрировать свое внимание на сновидениях.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Обсудим?

Управление снами позволяет не только получить психоэмоциональную разрядку. Такие практики хорошо тренируют память, развивают логическое мышление, позволяют управлять стрессом и контролировать эмоции. Психологи отмечают, что именно осознанное сновидение открывает пути к познанию самого себя. Это очень полезный навык, который стоит освоить каждому человеку.

Источник: https://nlo-mir.ru/son/upravlenija-snovidenijami-ot-tibetskih-jogov.html

Йога сновидений: основные тибетские практики, книги Ринпоче и Норбу

Сохранять ясность мысли при погружении в лимб, управлять видениями, путешествовать, открывать новые миры и очищать карму – это возможно. Тому, кто овладеет наукой йоги сна, откроются новые удивительные чувства.

Мудрость древнего Тибета в сознании современного человека

Мы настолько загружены информацией и делами, что в плотном графике нет места для релаксации. Но ночное время можно посвятить и отдыху, и медитации. Начальные знания из свода тибетских мудрецов решат проблемы со здоровьем, помогут подняться на новый уровень Сознания.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Европейская трактовка сновидений сводилась к функции предсказаний. Восточная философия отличается от западной. В ней нет привычных знаков и образов. Последователи учения не заглядывают в сонники или в труды Зигмунда Фрейда, чтобы расшифровать послания.

Сонник Миллера подробно толкует образы. На его страницах вы найдете более 10 тысяч описаний ситуаций, символов и знаков, помогающих разгадать самое запутанное и удивительное видение. Вышедшая в конце XIX века книга до сих пор пользуется популярностью и много раз переиздавалась.

Последователи тибетского учения делят это состояние на три группы: Ясности, Ясного Света и сансарные.

  1. Сансарные видения доступны всем: они возникают из личного опыта, жизненных впечатлений, эмоций и кармических отношений.
  2. Сны Ясности. Чувства, посещающие после таких видений, сродни катарсису: оставляют в душе радостный след, заставляют задуматься о смысле бытия. Отличаются от сансарных тем, что исходят из телесных ощущений.
  3. Ясный Свет приходит только к тем, кто стоит на высочайшей ступени Мастерства. Жизненная энергия – Прана – проникает в Сознание, становится его частью. Достигшие просветления тибетские монахи с помощью Силы могут врачевать свои и чужие болезни, получают дар ясновидения.

Вот полезная музыка, настраивающая мозг на Дельта-волны, позволяет ввести сознание в транс:

Во время Дельта-сна снимается нервное и мышечное напряжение, замедляется пульс. В состоянии глубокого сна происходит самовосстановление организма, заживляются и психологические, и физические раны, и таким образом повышается качество жизни.

Занятия йогой учат самообладанию, умению держать себя в руках, сохранять баланс и равновесие, концентрироваться на главном.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Медитация — путь к гармонии

Не все достигнут Просветления и выйдут за пределы Колеса Сансары. Но стремиться к пониманию своего подсознания должен каждый.

Тибетская йога сна и сновидений

Духовные практики тибетских монахов подробно описаны в книге, вышедшей в 1998 году. Автор Тендзин Вангьял Ринпоче дает точные наставления, как достичь прояснения с помощью упражнений, выполняемых днем.

Восточные учения о человеке основаны на разных представлениях о жизни, смерти, бодрствовании и забвении.

Если мы не умеем выполнять практику и каждую ночь впадаем в забытье, каковы же наши шансы сохранить осознание, когда придет смерть? Взгляните на свои переживания в сновидениях — вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне — и вы обнаружите, пробуждены ли вы по-настоящему.

Те, кто прочли книгу, отзываются как о сложной, но полезной инструкции. Она отличается от поверхностных советов, представленных в интернете, обещающих моментальное просветление после нескольких занятий.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Опыт тибетских монахов позволит стереть границы между сном и бодрствованием

Читайте также:  Бог тарх у славян помогает привлечь удачу, способы его призвать

В пособии в правильной пропорции поданы теоретические и практические знания. Четко прописана последовательность и логичность действий, продолжительность упражнений, определены конечные цели.

Ринпоче считает, что яркие сны – отражение духовного и эмоционального роста Души.

Дневная практика йоги сна: четыре шага наяву

Основной комплекс упражнений рассчитан на выполнение в дневное время суток. Точное следование советам учителей из Тибета помогает осознанно странствовать в мире грез. Практика для создания спокойного и умиротворенного настроения пригодится и наяву.

Лечебная успокаивающая китайская музыка дополнит комплекс:

Для вхождения в медитацию мы рекомендуем в полуметре от себя расположить любой предмет. Зафиксируйте на нем взгляд и постепенно очищайте разум от тревоги, волнений и суеты. Закрепив навык, вы сможете концентрировать взгляд на чистом небе, стене или травинке в поле. Занятие проводить в тишине, отрешенности и в хорошем настроении.

Странствие по лабиринтам подсознания должно быть безопасным. В непосредственной близости от кровати рекомендуется поставить предметы для защиты, т. н. якоря, которые помогают астральному путешественнику возвращаться. Это могут быть фигурки из камня или дерева или популярные ловцы сновидений.

Утверждение основано на представлении последователей буддизма о существующем миропорядке. Все вокруг – иллюзия. Будда спит и видит сон, мы действующие лица в его фантазиях. Принять и осознать этот факт, значит, начать движение к Просветлению.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Наша жизнь — это всего лишь сон Будды

Первый шаг в восхождении к Ясному Свету – достижение состояния полного спокойствия и снижения активности разума — шинэ. Его нужно сделать, чтобы открыть путь в Космос.

Поза для медитации: скрестить ноги, выпрямить спину, руки обратить ладонями вверх. Это классическое положение тела в духовных практиках, при котором энергия Вселенной движется свободно.

Снижение реактивности ума и контроль над эмоциональным состоянием

Этап второй — отрешение от эмоций. Сильные чувства: ярость, любовь, ненависть или злость затмевают разум. Создают помехи на пути к Гармонии. Чем сильнее внешние раздражители, тем резче реакция. Отпустите все желания и чувства. Не бросайтесь из крайности в крайность, и скоро ощутите, что неудовлетворенность и депрессивное состояние покидают Душу.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Классическая поза медитации

Упражнение позволит отстраниться от проблем, посмотреть на них со стороны. Помните, все происходящее – красочные декорации в театре. Гнев, страсть, горе или печаль не имеют значения, ведь это иллюзия.

  • Медитация перед сном, которая поможет перезагрузиться, очиститься и освободиться:
  • В Ветхом Завете в книге Екклесиаста сказано:

От многой мудрости, многие печали. Умножая познания, умножаешь скорбь.

Не усложняйте простые вещи.

Опыт прожитого дня: ощутить себя во сне как наяву

Чтобы достигнуть нужного состояния, следуйте правилам:

  1. Укрепитесь в намерениях.
  2. Развивайте память и внимание к деталям, которые приходят в ночное время.
  3. Возьмите за правило по утрам вспоминать подробности видений и озарений.
  4. Постарайтесь подробно записывать ощущения, пришедшие ночью.
  5. Не вскакивайте с постели сразу после пробуждения. Осознайте и почувствуйте каждую клеточку тела.

Первые занятия дадутся с трудом. В особенности это касается концентрации внимания.

Увидеть ясное, осознанное сновидение

Плохое самочувствие или тревога повлияют на качество медитации: просветление не наступит. Следует каждый день, засыпая, говорить себе, что реальность – это сновидение, а волнения, страхи и тревоги – не более чем его составляющая. Постепенно границы между мирами будут стираться.

Человечество всегда относилось ко сну с настороженностью и мистическим почтением. Это состояние не зря приравнивалось к смерти.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Цветок лотоса оберегает во сне

В традиции фэншуй категорически запрещено помещать зеркальные поверхности рядом с постелью. Считается, что душа, путешествующая в далеких сферах, заблудится и не вернется в тело владельца.

Помните, осознав себя внутри сновидения, не пытайтесь ничего изменить! В этот момент мы совершаем поступки не только на уровне подсознания. Помните о кармических последствиях.

Предыдущие воплощения и зависимости влияют на все уровни бытия. Без освобождения от долгов перед Родом и обнуления цикличной программы достичь осознанных видений не получится. Практика естественного света – это чувство, которое человек испытывает в момент осмысленного сновидения. Удивительное ощущение легкости, причастности к коллективному Разуму, покоя и радости.

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Энергетические практики – залог хорошего сна и осознанных сновидений

Каждый совершенен, считает автор книги о практике естественного света Учитель Чогьяла Намкая Норбу. Он говорит, что главное в йоге – достичь состояния расслабленности и подключиться к мировому потоку энергии.

А вот медитация для глубокого расслабления и сна:

Открыть безграничные возможности, позволить Свету наполнить сознание. Разум и Душа должны быть готовы принять Знание: очищены от посторонних эмоций, нарушающих энергетическое равновесие. Тогда можно не только вспомнить предыдущие воплощения, но и развязать сложные кармические узлы.

В век высоких технологий мы еще далеки от понимания глубинных процессов, происходящих в подсознании. Третье тысячелетие наступило, но знания, накопленные в центрах мирового разума Земли, таких как Тибет, по-прежнему актуальны.

 

Источник: https://PoTyStorony.ru/astral/joga-snovidenij.html

Йога сновидений

Йога сновидений - тибетские практики для управления сном

Треть жизни человек проводит в состоянии сна. Со сном связывают важный период, во время которого осуществляются процессы восстановления. Именно поэтому людям, требующим реабилитации, рекомендуют следовать постельному режиму. Сном можно называть не только отдых. Он предполагает активную умственную деятельность, указывающую путь решения проблем. Народная пословица гласит о том, что утро вечера мудренее, подразумевая возможность видеть во сне способы выхода из сложных ситуаций.

О свойствах сна, имеющих тайный и глубокий смысл, можно узнать из источников восточной медицины, а также тибетской медитативной практики.

Благодаря сну человек способен выполнять непростые задачи – тренировать ум, делать осознанный выбор, предвидеть новый формат взаимоотношений с окружающими.

Во сне возможно продвижение по пути саморазвития, конечная цель которого – просветление, освобождение от негативных эмоций.

Предаваясь обычному сну, человек не способен сохранять осознанность восприятия. Такого эффекта можно ждать только от сна, в котором происходит естественный процесс единения с Вселенной. В нем спящий благодаря особенностям сновидения получает нужную информацию.

Как войти в такое состояние?

Практики, занимающиеся тибетской йогой сна и сновидений, делят сны на:

  • кармические;
  • ясности, которые являются сродни снам просветления;
  • естественного света, приносящие человеку высокий энергетический заряд.  

Для того, чтобы стать обладателем сновидения, наполненного божественным светом, нужно познакомиться с практикой тибетской древней йоги. В религиозных школах Тибета практикуют йогу сна и йогу сновидений как неделимое целое.

Йога сновидений подразумевает процесс подготовки разума и физического тела к встрече с практикой осознанного сновидения. Без такой работы человек не способен использовать мощный метод саморазвития в виде умиротворяющего сна. Желая стать созерцателем естественного света, практикующий следует подготовительному алгоритму:

  • осознает желание освоить йогу сна и сновидений;
  • входит в состояние покоя, помогающее обрести ясный разум;
  • искореняет страсти, как один из факторов, препятствующих проведению практики;
  • начинает верить в то, что окружающее бытие является сном;
  • развивает память, которая позволит благодаря сну, сновидению узнать, что такое книга истины, наполненная естественным светом.

Йогу, который занимается практикой, помогающей предаться завораживающему сну и озариться его светом, хорошо известны правила погружения в такое состояние. Сознание и физическое тело йога постепенно готовятся к переходам от бодрствования к снам озарения. Предварительная работа йога, желающего управлять сновидением, требует больших душевных и физических сил.

Если прислушаться к медитирующему йогу, можно услышать важные наставления для новичков, пытающихся заняться практикой естественного сновидения. Суть их заключается в том, что неподготовленный разум не увидит осознанного сна, сновидений, залитых естественным светом. К тому же восточная традиция стоит на страже здоровья человека, оберегая его от необдуманных шагов.

К занятиям йогой сновидений и практикой естественного погружения в мир, подвластный сну на уровне подсознания, следует подходить осторожно. Лучше проводить такую практику под руководством наставника или йога, который хорошо знает суть тибетского умиротворяющего сновидения.

В чем ценность такого состояния? 

Йога сновидений и практика естественного света представляют собой тибетскую йогу, занимаясь которой можно решить ряд важных задач:

  • получить благодаря управляемому сну источник жизненной энергии;
  • исцелиться посредством йоги от болезней;
  • увидеть во сне, залитым светом, методы лечения другого человека;
  • посредством практики сновидений найти решение проблем.

Тибетская йога сна и сновидений является практикой, благодаря которой человек становится мудрым. Практикуя йогу, сон, наполненный божественным смыслом, со временем способен увидеть любой человек.

Но у сновидения йога, посвященного в тайны практики, есть много отличительных характеристик. Ему дается во сне больше ярких откровений.

В совершенстве овладев практикой сновидений, можно пользоваться сном как первоисточником вселенской информации.

Авторские работы восточных мудрецов

Известно несколько работ о практике погружения во сне в состояние общения с вселенским разумом. Они свидетельствуют о том, что практика вселенского естественного диалога человека и высших духовных сил не является вымыслом. Сегодня все больше людей пробует заняться йогой подсознательного сна, открыть механизмы управления сном, сделать его осознанным.

Автор труда «Тибетская йога сна и сновидений» Тензин Вангьял Ринпоче, характеризуя данную практику, говорит о сне не только, как о состоянии, несущем простые сновидения и естественный отдых. Высоко оценивая возможности практики, Ринпоче акцентирует внимание на том, что йогу осознанных сновидений следует воспринимать как ниточку, связывающую мир людей и высшие духовные инстанции.

По мнению Ринпоче, тибетская йога сна и сновидений является уникальной практикой, йогой подсознательного сна, несущей духовный смысл. Как убежденно считает Тендзин, тибетская йога сна и сновидений очищает карму, ведет по дороге просветления.

В книге Ринпоче йога сна и сновидений описывается и с точки зрения житейского значения практики. Практика сновидений Ринпоче не изолирована от решения насущных проблем.

Она, открывая перед человеком грани подсознания, превращает йогу сновидений в инструмент, помогающий выйти из сложных мирских ситуаций.

Как говорит Ринпоче, мудрая тибетская философия соответствует потребностям бытовой практики. Тензин уверен – тибетская мудрость через йогу сновидений показывает дорогу к самому себе. Занимаясь практикой, Ринпоче научился сохранять твердость духа и веру в свои силы. Йога сновидений, как пишет мастер, предоставляет возможность:

  • используя разновидности практики, читать космические послания;
  • совершенствуя практику, общаться с Вселенной;
  • подготовиться к будущим перевоплощениям.
  • трактует йогу сновидений как способ прикосновения к вселенской мудрости. Благодаря труду Ринпоче, йога предстает увлекательнейшей практикой, изменяющей наш внутренний мир. Конечной целью использования практики сновидений является полное очищение человеческого сознания.

Еще один известный труд, описывающий йогу сновидений и восхваляющий уникальную практику, создал Чогьял Намхай Норба. С его точки зрения такая йога является практикой приобретения знаний, закрытых для простого обывателя. Иными словами, осознанные сновидения являются практикой, помогающей открыться для потоков вселенской информации. Создатель книги йогу сновидений представляет как:

  • практику, позволяющую понять себя;
  • практику, способную открыть новые грани возможностей;
  • практику, делающую человека счастливым.

Практикуя йогу сновидений, человек учится использовать увиденное в повседневной жизни, существенно менять ее качество.

Читайте также:  Таро универсальный ключ - галерея, значение карт и особенности раскладов

Вы решили изучить йогу сновидений и заняться этой духовной практикой? В центре Арканум Arcanum.ru Вы можете научиться осознанным сновидениям. С нами вы достигнете новых духовных вершин. Опытные преподаватели смогут ответить на все вопросы и помогут получить новые важные знания.

Источник: https://www.arcanum.ru/articles/yoga-snovideniy

3. Четыре основополагающие практики

3. Четыре основополагающие практики

В йоге сновидений существуют четыре основополагающие практики. Хотя их традиционное название — «четыре подготовки», это не значит, что они менее важны и «настоящая» практика впереди. Они являются подготовительными в том смысле, что закладывают основу, на которой зиждется успех главной практики.

Йога сновидений основана на том, как мы используем ум во время бодрствования, и именно на это направлены основополагающие практики. То, как используется ум, определяет характер сновидений, которые возникают во время сна, а также качество жизни наяву.

Измените свое отношение к предметам и людям, окружающим вас наяву, и ваше восприятие сновидений тоже изменится. В конце концов, «вы» — тот, кто проживает сновидение жизни наяву, — это тот же, кто проживает сновидение жизни во сне.

Если днем вы рассеянны и погружены в построения рассудочного ума, очевидно, и в сновидениях вы будете вести себя точно так же. А если наяву вы обладаете некоторым присутствием, оно останется с вами и в сновидениях.

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА: ИЗМЕНЕНИЕ КАРМИЧЕСКИХ СЛЕДОВ

Один из вариантов первой основополагающей практики довольно хорошо известен на Западе, потому что исследователи сновидений и другие люди, которые интересуются этой темой, обнаружили, что она способствует возникновении осознанных сновидений. Вот в чем она состоит: на протяжении дня старайтесь осознавать, что жизнь подобна сновидению, пока такое же осознавание не начнет проявляться во сне.

Проснувшись утром, подумайте: «Я бодрствую во сне». Входя на кухню, осознавайте, что эта кухня вам снится. Налейте приснившееся молоко в приснившийся кофе. «Все это сон, — думаете вы, — всего лишь сон». Постоянно напоминайте себе об этом на протяжении всего дня.

При этом упор следует делать на себе, сновидце, а не на объектах своих переживаний. Постоянно напоминайте себе, что видите свои переживания во сне: гнев, который вы ощущаете, счастье, усталость, тревога — все это составляющие сновидения.

Дуб, которым вы любуетесь, машина, которую ведете, человек, с которым разговариваете — все это составляющие сновидения. Так в уме формируется новая склонность: воспринимать переживания как нечто незначительное, преходящее, неразрывно связанное с проекциями ума.

Если переживания кажутся несущественными и мимолетными, влечение ослабевает. Каждое чувственное впечатление и душевное событие становится напоминанием о том, что природа переживания подобна сновидению.

В конце концов такое понимание возникнет и во сне и приведет к пониманию, что сон — это сон, и к развитию осознанности во сне.

Утверждение, что все есть сновидение, можно понимать двояко. Первый способ — видеть в нем метод, позволяющий изменять кармические следы. Эта практика, как и любая другая, помогает изменить мировосприятие. Измените привычные и в большинстве своем бессознательные реакции на явления, и качества жизни и сновидений тоже изменятся.

Когда мы думаем, что наше переживание — «только сон», оно становится для нас менее «реальным». Оно теряет над нами власть, которую имело только потому, что мы сами ее отдали, и больше не может нас донимать, вгоняя в отрицательные эмоциональные состояния.

Теперь мы начинаем подходить ко всем переживаниям более спокойно, с большей ясностью и даже с более высокой оценкой. В этом смысле практика оказывает психологическое воздействие, меняя смысл, который мы придавали тому, что выходит за пределы смысла, опирающегося на умозрительные понятия.

Если по-другому подойти к переживанию, наша реакция на него становится иной, и это изменяет кармические следы действий и сам источник сновидений.

Второй способ понимания этой практики — осознать, что жизнь наяву есть, в сущности, то же самое, что и сновидение, что цельность обычного переживания соткана из проекций ума, что весь смысл, все, что мы переживаем, обусловлено влиянием кармы.

Здесь речь идет о тонкой и вездесущей деятельности кармы, о бесконечном круговороте причин и следствий, который создает настоящее из следов прошлого, плетя из результатов всех действий сплошную сеть зависимости.

Это один из способов сформулировать понимание того, что все явления пусты и кажущаяся индивидуальная природа предметов и существ — только иллюзия.

Наяву, как и во сне, нигде не сыщешь ни единой настоящей «вещи» — все лишь мимолетные, невещественные проявления, возникающие и самоосвобождающиеся в пустой и ясной природе бытия.

Полностью осознав истину утверждения: «Это сон», мы освобождаемся от привычных ошибочных представлений, а значит, от ограниченной жизни в сансаре, где фантазию принимают за действительность. Когда наступит такое понимание, мы непременно будем пребывать в присутствии, поскольку тогда можно с уверенностью сказать: больше пребывать негде. Чтобы сновидение постоянно сопровождалось осознанностью, нет более сильного метода, чем непрерывное пребывание в осознанном присутствии на протяжении всего дня.

Как уже говорилось выше, важная часть этой практики — ощущать самого себя сновидением. Вообразите, что вы — иллюзия, образ сновидения, не обладающий ни малейшей конкретностью. Вообразите что ваша личность, как и все прочие, — проекция ума.

Сохраняйте присутствие, ту самую осознанность, которую вы стараетесь развивать в сновидениях, ощущая себя невещественным и переменчивым, состоящим только из света.

Так создается совершенно иное отношение к себе — удобное, гибкое и ничем не ограниченное.

При выполнении этой практики недостаточно просто снова и снова твердить, что вы во сне. Истинность этого утверждения необходимо прочувствовать и пережить за пределами слов. Призвав на помощь воображение, чувства и осознавание, сделайте практику полностью нераздельной с прочувствованным переживанием.

Если вы правильно делаете практику, то каждый раз, когда вы думаете, что вы во сне, присутствие становится более сильным, а переживание более ярким. Если такого мгновенного изменения качества не происходит, проверьте, не стала ли практика лишь механическим повторением фразы, поскольку пользы от этого мало.

Эта формула — не волшебное заклинание: слова нужно использовать, чтобы напоминать себе о необходимости наполнить каждое мгновение большим осознаванием и покоем.

Выполняя эту практику, снова и снова «пробуждайте» себя, увеличивая ясность и присутствие, пока простое воспоминание о том, что «все это сон» не станет мгновенно вызывать усиление и прояснение осознанности.

Такова первая подготовка к тому, чтобы видеть всю жизнь как сон. Использовать ее нужно в миг восприятия, прежде чем возникнет ответная реакция. Эта практика сильна сама по себе и оказывает большое воздействие на практикующего. Сохраняйте такую осознанность, и вы обретете переживание ясности наяву и в сновидениях.

По поводу этой практики следует сделать одно предупреждение: важно не забывать об ответственности и учитывать логику и рамки обычной жизни. Когда вы говорите себе, что жизнь наяву — сон, это правда, но если вы спрыгнете с крыши, то все-таки упадете, а не полетите.

Если вы перестанете ходить на работу, нечем будет оплатить счета. Если сунете руку в огонь — обожжетесь. Важно не отрываться от реалий относительного мира.

Ведь до тех пор, пока существуют «вы» и «я», существует и относительный мир, в котором мы живем, живые существа, которые страдают, и последствия решений, которые мы принимаем.

ВТОРАЯ ПРАКТИКА: УСТРАНЕНИЕ ВЛЕЧЕНИЯ И НЕПРИЯЗНИ

Вторая основополагающая практика направлена на дальнейшее ослабление влечения и неприязни. Если первая подготовка применяется в миг восприятия явления, прежде чем возникнет ответная реакция, то вторая практика выполняется после того, как эта реакция возникла.

В сущности, это одна и та же практика — отличаются только ситуации, в которых практика используется, и объекты внимания. В первой практике ясное осознавание и признание явления сном направлены на все, что бы ни встретилось: на объекты чувств, внутренние события, собственное тело и т. д.

Во второй подготовке то же самое ясное осознавание направлено конкретно на эмоционально омраченные реакции, которые возникают в ответ на составляющие переживания.

В идеале эту практику следует выполнять сразу, как только в ответ на какой-то объект или ситуацию возникает влечение или неприязнь. Испытывая влечение, ум может проявить реакцию в виде желания, гнева, ревности, зависти, горя, отчаяния, радости, тревоги, уныния, страха, скуки или любого другого эмоционального отклика.

Когда возникнет реакция, напомните себе, что все это: вы сами, объект и ваша реакция на объект — лишь сновидение. Скажите себе: «Этот гнев — сон. Это желание — сон. Это негодование, горе, буйство — сон».

Истинность этого утверждения становится ясной, если обратить внимание на внутренние процессы, порождающие эмоциональные состояния: вы буквально создаете из них сны в результате сложного взаимодействия мыслей, образов, телесных состояний и ощущений.

Эмоциональные реакции возникают не «где-то там» в объектах. Они возникают, переживаются и прекращаются в вас самих.

Существует бесконечное разнообразие стимулов, на которые вы можете реагировать: при виде красивой женщины может возникнуть влечение, при встрече с водителем, который вас «подрезал» — гнев, при мыслях о загубленной природе — негодование или сожаление, при известии о каком-то событии или человеке — беспокойство и тревога и т. д. Не шлепайте фразу: «Это сон» на место своего переживания — постарайтесь по-настоящему прочувствовать похожую на сон призрачность своей внутренней жизни. Когда это утверждение по-настоящему прочувствовано, а не просто продумано, отношение к ситуации меняется и эмоциональная мертвая хватка, которой вы держитесь за явления, ослабевает. Ситуация становится более ясной и просторной, а влечение и неприязнь непосредственно узнаются как стесняющие ограничения, чем они в действительности и являются. Это сильное противоядие состоянию, близкому к одержимости и наваждению, которое порождают отрицательные эмоциональные состояния. Прямое и уверенное переживание, возникающее при использовании этой практики для развязывания узла отрицательных эмоций, — это начало настоящей практики осознанности и гибкости, за которой следует свобода. При постоянной практике можно освободить даже сильный гнев, уныние и другие неприятные состояния. А освобождаясь, они исчезают.

В учениях этот конкретный метод практики называют методом отказа от привязанностей. Есть полезные и вредные способы покончить с привязанностями. Если подавлять желания, результат будет не так уж хорош: они превратятся во внутренний разлад или внешнюю придирчивость и нетерпимость.

Если пытаться освободиться от страданий, отвлекаясь от них или умерщвляя плоть, чтобы заглушить переживания, то это тоже препятствует духовному развитию.

Отказ от мирской жизни и принятие монашества могут как принести пользу, так и стать вредной попыткой избежать трудных переживаний, подавляя и избегая их.

Отсекая привязанность, йога сновидений перестраивает восприятие и понимание объекта или ситуации, изменяя угол зрения и таким образом позволяя практику заглянуть за иллюзорную видимость объекта и увидеть его яркую, светоносную реальность.

Читайте также:  Чакра вишудха и способы ее открытия - развитие коммуникабельности и творчества

По мере продвижения в практике предметы и ситуации не только переживаются более ясно и живо, но и начинают видеться эфемерными, невещественными и мимолетными.

Это снижает относительную важность явлений и ослабляет влечение и неприязнь, основанные на предпочтении.

ТРЕТЬЯ ПРАКТИКА: УКРЕПЛЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ

Третья подготовка предполагает обзор дня перед сном и укрепление намерения практиковать на протяжении ночи. Готовясь ко сну, позвольте возникнуть в памяти воспоминаниям о прошедшем дне. Что бы ни пришло на ум, признавайте все сновидением. Скорее всего, у вас возникнут воспоминания о переживаниях, достаточно сильных, чтобы повлиять на предстоящие сны.

Делая такой обзор, старайтесь ощущать возникающие воспоминания как воспоминания снов. На самом деле память очень похожа на сновидение. И снова, главное не налеплять ярлыки автоматически, не твердить как молитву: «Это был сон, это был сон».

Постарайтесь по-настоящему постичь похожую на сон природу своего переживания, проекции, которые его питают, и почувствовать, какая это разница — относиться к переживанию как ко сну.

Потом зародите в себе твердую решимость узнавать в ночных сновидениях то, чем они являются. Создайте как можно более твердое намерение во время сна прямо и живо осознавать, что вы видите сон. Намерение подобно стреле, за которой осознавание может следовать ночью, стреле, выпущенной в цель — осознанность в сновидениях.

Тибетское выражение «создать намерение» буквально переводится «послать желание». Здесь нужно иметь именно такое ощущение: мы посылаем свои молитвы и намерения учителям, буддам и божествам, обещаем им стараться сохранять осознавание и просим помощи.

Есть и другие практики, которые можно делать перед сном, но эта доступна всем.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРАКТИКА: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И РАДОСТНОГО УСИЛИЯ

Четвертую основополагающую практику выполняют проснувшись утром. Она еще больше развивает сильное намерение, а также укрепляет способность запоминать ночные события.

Начните с обзора ночи. По-тибетски эта подготовка называется «воспоминание». Снилось ли вам что-нибудь? Осознавали ли вы, что находитесь в сновидении? Если вы видели сны, но не обрели осознанности, следует думать так: «Я видел сон, но не узнал в нем сновидения. Тем не менее, это был сон». Примите решение, что следующий раз, оказавшись в сновидении, вы осознаете его истинную природу.

Если вам трудно запоминать сны, полезно днем и особенно перед сном создавать сильное намерение запомнить сновидения. Можно также записывать сны в блокнот или на диктофон, поскольку это укрепляет привычку относиться к снам как к чему-то ценному.

Само то, что вечером вы готовите блокнот или диктофон, послужит поддержкой намерения вспомнить сновидение после того, как вы проснетесь.

Каждый сможет без труда вспоминать свои сны, если хотя бы несколько дней будет создавать и развивать намерение делать это.

Если вам действительно привиделся осознанный сон, ощутите радость свершения. Почувствуйте счастье, связанное с практикой, и примите решение развивать осознанность и дальше, на протяжении следующей ночи. Продолжайте укреплять намерение, используя успехи и неудачи как поводы для развития еще более твердого намерения завершить практику. И знайте, что даже это ваше намерение — сон.

Наконец, утром создайте твердое намерение постоянно поддерживать эту практику на протяжении всего дня. И от всего сердца молитесь об успехе — молитва подобна волшебной силе, которой мы обладаем, но забываем пользоваться.

Эта практика сливается с первой основополагающей практикой: осознавать, что все переживания — сон. Так практика непрерывно вращается по кругу дня и ночи.

ПОСТОЯНСТВО

Важность четырех подготовок к дальнейшим этапам йоги сновидений невозможно переоценить. Они гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Кроме того, это практики, которые может делать любой. Они обладают большей психологической направленностью, чем многие другие практики, и не представляют сложности для практикующего.

Если делать практику только перед сном, это, может быть, и не даст результата, но, постоянно выполняя подготовительные практики на протяжении дня, гораздо легче обрести осознанность во сне, а потом перейти к дальнейшим практикам.

Использование этих практик превращает всё происходящее в причину для того, чтобы вернуться к присутствию, и это принесет большую пользу в жизни наяву, а также обеспечит успех в йоге сновидений.

Если результаты не проявляются сразу, не стоит унывать, пусть даже придется практиковать долгое время, прежде чем вы достигнете осознанности в сновидениях. Не думайте, что всё бесполезно и что вы не способны реализовать эту практику.

Подумайте о разнице между тем, как вы думали и поступали в десятилетнем возрасте и как делаете это сейчас, — перемены происходят постоянно. Не позволяйте себе буксовать на месте, считая, будто препятствия, мешающие вашей практике сегодня, сохранятся и в будущем.

Зная, что все непостоянно, не придется думать, что нынешний порядок вещей должен сохраниться навсегда.

Ощущение яркости и лучезарности жизни, ее сходства со сновидением, сделает ваше переживание более просторным, светлым и ясным. Достигая осознанности во сне и наяву, вы обретаете гораздо большую свободу придать своей жизни положительную направленность и в конце концов, полностью отказавшись от предвзятости и двойственности, пребывать в недвойственном присутствии.

Следующая глава

Источник: https://esoterics.wikireading.ru/115784

Читать

Тендзин Вангьял Ринпоче

ТИБЕТСКАЯ ЙОГА СНА И СНОВИДЕНИЙ

  • Под редакцией Марка Далби
  • «Карма Йеше Палдрон»,
  • Фонд буддийских изданий и переводов
  • Санкт-Петербург, 1999
  • Tenzin Wangyal Rinpoche
  • THE TIBETAN YOGAS OF DREAM AND SLEEP
  • Edited by
  • Mark Dahlby
  • Snow Lion Publications
  • Ithaca, New York
  • 1998

Если мы не умеем выполнять практику во сне, пишет Тендзин Вангьял Ринпоче, если каждую ночь впадаем в забытье, каковы же наши шансы сохранить осознавание, когда придет смерть? Взгляните на свои переживания в сновидениях – вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне – и вы обнаружите, пробуждены ли вы по-настоящему.

В этой книге даны подробные наставления по йоге сновидений, в том числе основополагающие практики, которые выполняют в течение дня. В тибетской традиции способность видеть осознанные сны – не самоцель, а дополнительная область, которую можно освоить, выполняя действенные практики более высокого уровня, ведущие к освобождению.

За йогой сновидений следует йога сна, называемая также йогой Ясного Света. Эта еще более высокая практика сродни наиболее тайным тибетским практикам.

Ее цель в том, чтобы сохранять осознавание во время глубокого сна, когда грубый оперирующий понятиями ум и чувства прекращают свою деятельность.

Большинство людей на Западе даже не может себе представить, что такая глубина осознавания возможна, но в тибетских духовных традициях, буддийской и бонской, это явление хорошо известно.

Плоды этих практик – возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. «Тибетская йога сна и сновидений» дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению.

Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон, в настоящее время живет в городе Шарлоттсвиль, штат Виржиния. Он является основателем и директором Института Лигминча, организации, которая занимается исследованием и практикой учений традиции Бон.

Родился в Индии, в городе Амритсар, куда его родители бежали, спасаясь от китайского вторжения в Тибет. Учился у буддийских и бонских учителей и получил звание геше, высшую ученую степень в традиционной тибетской культуре.

С 1991 года живет в Соединенных Штатах, проводит много учебных семинаров по всей Америке и в Европе.

В книге Тендзина Вангьяла Ринпоче, ламы древней тибетской традиции Бон, даны подробные наставления по йоге сна и сновидений.

Плоды этих практик – возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. «Тибетская йога сна и сновидений» дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению.

Обращенная непосредственно к личному опыту читателя, эта книга, безусловно, является одной из глубочайших работ в данной области.

  1. Содержание От автора
  2. Предисловие
  3. Введение
  4. Как получить учения ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРИРОДА СНОВИДЕНИЙ
  5. 1. Сновидение и реальность
  6. 2. Как возникают переживания
  7. Неведение
  8. Действия и их результаты: карма и кармические следы
  9. Благая карма
  10. Освобождение эмоций
  11. Омраченность сознания
  12. Кармические следы и сновидение
  13. Шесть миров сансарного бытия
  14. Почему эмоции называют отрицательными?
  15. 3 Энергетическое тело
  16. Каналы и прана
  17. Каналы (ца)
  18. Прана (лунг)
  19. Уравновешивание праны
  20. Прана и ум
  21. Чакры
  22. Слепой конь, хромой ездок
  23. 4. Краткий итог: как возникают сновидения
  24. 5. Образы «материнской тантры»
  25. Метафоры, способствующие пониманию ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВИДЫ СНОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
  26. 1. Три вида снов
  27. Сансарные сновидения
  28. Сны ясности
  29. Сны Ясного Света
  30. 2. Использование сновидений
  31. Переживания в сновидении
  32. Руководство и руководящие указания
  33. Прорицание
  34. Учения в сновидениях
  35. 3. Открытие практики чод
  36. 4. Два уровня практики ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ПРАКТИКА ЙОГИ СНОВИДЕНИИ
  37. 1. Видение, действие, сновидение, смерть
  38. 2. Пребывание в покое: шинэ
  39. Шинэ с усилием
  40. Естественное шинэ
  41. Окончательное шинэ
  42. Препятствия
  43. 3. Четыре основополагающие практики
  44. Первая практика: изменение кармических следов
  45. Вторая практика: устранение влечения и неприязни
  46. Третья практика: укрепление намерения
  47. Четвертая практика: развитие памяти и радостного усилия
  48. Постоянство
  49. 4. Подготовка к ночи
  50. Девять очистительных дыханий
  51. Гуру-йога
  52. Защита
  53. 5. Главная практика
  54. Введение осознавания в центральный канал
  55. Увеличение ясности
  56. Усиление присутствия
  57. Развитие бесстрашия
  58. Поза
  59. Сосредоточение ума
  60. Последовательность
  61. 6. Осознанность
  62. Развитие гибкости
  63. 7. Препятствия
  64. Отвлечение
  65. Вялость
  66. Возбуждение
  67. Забывчивость
  68. Четыре препятствия в описании Шардза Ринпоче
  69. 8. Управление сновидениями и уважение к ним
  70. 9. Простые практики
  71. Бодрствующий ум
  72. Подготовка ко сну
  73. 10. Объединение ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: СОН
  74. 1. Сон и погружение в сон
  75. 2. Три разновидности сна
  76. Сон неведения
  77. Сансарный сон
  78. Сон ясного света
  79. 3. Практика сна и практика сновидений ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПРАКТИКА ЙОГИ СНА
  80. 1. Дакини Салчже Дудалма
  81. 2. Предварительная практика
  82. 3. Практика сна
  83. Погружение в сон
  84. 4. Тигле
  85. 5. Продвижение
  86. 6. Препятствия
  87. 7. Поддерживающие практики
  88. Учитель
  89. Дакини
  90. Поведение
  91. Молитва
  92. Растворение
  93. Распространение и вбирание
  94. 8. Объединение
  95. Объединение Ясного Света с тремя ядами
  96. Объединение с циклами времени
  97. 9. Непрерывность ЧАСТЬ ШЕСТАЯ: УТОЧНЕНИЯ
  98. 1. Контекст
  99. 2. Ум и ригпа
  100. Ум, оперирующий понятиями
  101. Недвойственное осознавание – ригпа
  102. 3. Основа – кунжи
  103. Сознание и материя
  104. 4. Познание
  105. 5. Распознавание ясности и пустоты
  106. Равновесие
  107. Различение
  108. 6. Я
  109. 7. Парадокс относительного «я»
  110. Заключение
  111. Приложение. Обзор практик сновидений
  112. Четыре начальные практики
  113. Подготовительные практики перед сном
  114. Главные практики
  115. Глоссарий
  116. Библиография
  117. От автора

Хочу поблагодарить тех, кто способствовал подготовке книги к печати и прежде всего и больше всех – Марка Далби, моего ученика и близкого друга, работать с которым мне было очень приятно. Мы провели немало часов в кафе в окрестностях Беркли, обсуждая разные вопросы. Без него эта книга не увидела бы света.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=90568&p=1

Ссылка на основную публикацию