Кто такая баба яга в славянской мифологии — древнейшая история известного персонажа

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру.

С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники.

Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаКлассическое изображение Бабы-Яги

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаБаба-Яга в сказке «Василиса Прекрасная»

Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции.

Возможно, «курьи» — это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах.

Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаИзбушка на курьих ножках

Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых.

Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога».

Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь.

А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев.

Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаБаба-Яга и Иван-дурак

Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков.

Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной.

Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаБаба-Яга в мультфильме «Иван Царевич и Серый Волк»

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаБаба-Яга и Иван-царевич

Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело.

Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции.

Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаБаба-Яга и Кащей Бессмертный

Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках.

Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник Александр Роу.

Первым образ этого отрицательного персонажа примерил Георгий Милляр в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил Зиновий Гердт, вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаЗиновий Гердт в роли Бабы-Яги

Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса.

Добрую старушку в лице актрисы Валентины Сперантовой юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала Татьяна Пельтцер в фильме «Там на неведомых дорожках…».

Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаТатьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги

Нетривиальная старуха получилась у Майи Булгаковой в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж Валентина Кособуцкая, появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил Александр Леньков).

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаАлександр Леньков в роли Бабы-Яги

После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили Марию Машкову.

Елена Яковлева в роли Бабы-Яги

В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая Лия Ахеджакова представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм «Последний богатырь» (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила Елена Яковлева.

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

Интересные факты

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

Музей Бабы-Яги в селе Кукобой, Ярославская область

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

Источник: https://24smi.org/person/615-baba-iaga.html

История возникновения сказочного персонажа Баба-Яга. Мифы о Бабе-Яге

Страшилки из детских сказок

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажа

Баба Яга известна каждому из нас с детства, как сказочный и мифический персонаж. Наверное любого ребенка хоть раз, но пугали ее именем. Примерное определение можно найти в словарях, так,  “Фразеологический словарь русского литературного языка” говорит следующее:

Примерное определение можно найти в словарях, так,  “Фразеологический словарь русского литературного языка” говорит следующее: «Баба-яга БАБА-ЯГА. 1. Персонаж русских народных сказок — злая старуха, колдунья.

— Идёт мужик в избушку, а в ней баба-яга: впереди голова, в одном углу нога, в другом другая (Афанасьев. Русские сказки). Понятно, почему у бабы-яги нос в потолок, в избушке выпрямиться нельзя. Только сидя голову поднять можно. Почему она яга, и без объяснений понятно.

Белый мох в сосновом бору называется ягель, а бор сосновый — яг. Знахарки какие-то, вероятно, отшельницами в таком лесу жили (С. Образцов. По ступенькам памяти).

Настя рассказывала сказку, и мне хотелось залезть под стол, когда, размахивая метлой, неслась под облаками злобная старая неряха баба-яга (Р. Рома. Повесть про Тину). 2. Разг. Презр. О злой, сварливой или безобразной женщине». 

Что еще мы знаем

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажа

К этому можно добавить, что Яга живёт в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках». Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах веерами служат – ноги, вместо запора – руки. Вместо замка – челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Кроме того, она летает она в ступе, а в печке жарит детей.

Читайте также:  Паук спускается вниз с потолка или по стене - примета, варианты значений и толкований

Откуда растут костяные ноги

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажа

Ряд исследователей данной темы, в частности, известный историк и писатель А.Иванов, ссылаются на языческие обряды и верования угро-финских народов. Они считали, что умершие люди наблюдают за ними и помогают им с того света.

И после смерти близкого человека готовили для переселения его души специальную куклу ”бабу”, или “иттарму”. Куклу эту следовало завернуть в шубу, сделанную из шкур животных, мехом наружу. Такую шубу в то время носили женщины и называлась она яга, этим и объясняется название – Баба Яга.

А главенствующий тогда матриархат объясняет, почему кукла была женского пола.

Избушка на курьих ножках

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажа

Затем  для куклы следовало сколотить новое священное жилище “сомъях”, фактически – сруб «без окон и дверей». Внутрь данной постройки также прятали украшения, различные ценности и вещи умершего.  Все это полагалось отнести в лес, подальше от людей и водрузить там на обрубленных стволах деревьев для защиты от воров и диких зверей.

Попытки обокрасть такие “могилы” зачастую заканчивались трагически, что только добавило слухов к и без того устрашающему образу Бабы Яги.

Странный обычай

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажа

В печи детей действительно запекали, так в то время знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Ребенка, завернутого в сырое ржаное тесто, клали в остывающую печь, чтобы он «припекался», то есть донашивался, как в утробе, или поправлялся от болезни.  

Ряд исследователей считает, что манипуляции с печью — это вариант обряда “очищения огнем”, который в древних племенах проводила женщина-жрица.

Она уводила подростков в лес, где после символической смерти, они перерождались в настоящих мужчин, готовых к созданию семьи.

Так в сказках: герой, попадая к Бабе Яге в избушку, как бы «умирает», затем проходит испытания и перерождается в новом качестве. А Баба Яга в свою очередь выступает своеобразным проводником миров.

Невероятно, но факт

  • Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажа
  • Деревянная ступа, с помощью которой Баба Яга перемещалась, это символ похоронной урны, которую славянский народ, как правило, изготавливал из дерева, а метла — женский магический атрибут.
  • Курьими ножки избушки называются потому, что подрубленные стволы деревьев, на которые устанавливали сруб, предварительно окуривали дымом от можжевеловых веток. 

Окна и двери же просто не нужны ритуальной кукле, поэтому их нет. А известная костяная нога – признак разлагающейся плоти умершего. 

Развеем страхи

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажа

Ужасающая символика загробного мира, которой окружен образ Бабы Яги, пугает и в некоторой степени не дает воспринимать ее как знахарку, ведунью, мудрую старушку, которая обладает даром и навыками целителя. Независимо от происхождения и восприятия, персонаж Бабы Яги является неотъемлемой частью культурного наследия многих и многих поколений. А какая она для вас?

Источник: https://debat.me/694-kto-takaya-baba-yaga

Славянская богиня баба яга — хранительница границ между мирами

Баба Яга — знакомый каждому с детства образ представлен злой старухой живущей в лесу дремучем. Однако в мифологии славян Ягиня совсем другой видится.

Кто такая Ягиня

Ягиня — дочь Вия, властителя мира Нави и названная дочь Макошь — богини судьбы.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаЯгиня у славян была мудрой волшебницей с доброй и светлой душой, хранившая границы миров.

Обладала она мудростью женской да в колдовстве сильна была. Жила на границе между мирами и власть над пространствами имела. Могла Ягиня из мира Нави в Явь путешествовать спокойно, да души умерших встречать и переводить в загробный мир.

Баба Яга считается хранительницей границ между миром явным (яви) и нави (мира мертвых).

Сила магическая сильна была, много она для мира Яви делала. Путь правильный найти помогала, мудростью поделиться могла. Детей мудрости учила да от хвори лечила, Девушек княжеского рода к жизни замужней готовила.

Как представлена у славян

В разных источниках образ Ягини разнится. В одних она изображена молодой красавицей быстрой да сильной. На ногах сапожки золотые. Косы длинные разными украшениями украшены, одежда чистая да светлая.

В других источниках это взрослая женщина, мать.

В более поздних источниках старуха одиноко живущая в лесу непроходимом да детей ворующая на съедение, но это уже сказки советского времени.

Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.

Со всего свету приходили учиться к ней мудрости. А в тяжелые времена, когда раздор и войны были, собирала Яга детей сирот и учила мудрости житейской. Многие из тех сирот волхвами стали да жрецами, а женщины хорошими женами становились, детей рожали, род продолжали.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаСовременная баба яга отличается от своего первичного прообраза. Изображена одинокой старухой живущей в глухом лесу. Однако силу мудрости сказки сохранили и по сей день.

Поэтому и звали славяне ее Матушкой Ягиней.

Также Ягиня связана с обрядом инициации. Когда юноши проходили испытания перед наречением имени.

Атрибутика и символика Яги

Современная баба яга — это древняя Ягиня (Йогиня). Потому и атрибуты у них одинаковы.

  • Филин птица мудрости;
  • длинные волосы как символ силы и женственности;
  • клубочек путь указывать,
  • тарелочка с яблочком чтобы будущее видеть,
  • ступа для полета;
  • да метла чтобы зло выметать.

Баба яга как оберег дома

В современном мире баба яга в виде куклы часто используется для защиты дома и семьи от всякого негатива. Учитывая то, что Ягиня жила на границе миров и не пропускала навьи сути в мир нави, оберег вешается над входом в дом и не пропускает зло в семью. Также баба яга служит оберегом любви и семейных отношений.

Семья Ягини

Отец Ягини — Вий: повелитель подземного мира, мать названная Макошь. От обоих родителей мудрости и умений она взяла.

Супруг — Велес. Вместе с Велесом она поселилась в верхнем мире Нави. Оба они волшебством владели да с животными дружбу водили. Понимали и подчиняли разных зверей.

Подругой значится Морана — богиня смерти.

Источник: https://SilaOberega.ru/bogi-slavyan/baba-yaga-v-slavyanskoj-mifologii/

Кто такая Баба Яга

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаБаба Яга — персонаж из славянской мифологии и фольклора. Является практически неотъемлемым антигероем славянских сказок. Часто представлена, как противник главного героя сказок и мифов. Многие исследователи не перестают задаваться вопросом, кто такая Баба Яга относительно славянской мифологии, что это за богиня или существо, и как на самом деле представляли Ягу славяне-язычники?

В этой статье я постараюсь привести веские доказательства в пользу того, что Баба Яга — это вовсе не отдельное существо или не отдельная богиня, которая занималась какими-то своими обязанностями, а одно из имён славянской богини зимы и смерти Мораны. Пожалуй, тех доказательств и сравнений, что будут приведены в одной статье, вполне достаточно, чтобы прояснить образ этого загадочного сказочного персонажа.

Баба Яга в представлении современных людей — это уродливая старуха из сказок, которая летает на ступе и живёт в избушке на курьих ножках. Эти атрибуты Яги мы также разберем далее и представим их в виде дополнительных доказательств образа богини мёртвых. Старуха Яга живёт в тёмном лесу, занимается колдовством, общается с Кощеем и считается чуть ли не самой главной славянской ведьмой.

В первую очередь стоит разобрать само имя «Яга», хотя, если честно, этимология не столь важна в определении образа этой богини древних славян. Исследователь М.

Фасмер сделал вывод, что Яга происходит от праславянского слова (j)egа, которое означает — ужас, опасность, гнев. Таким образом, «Баба Яга» могло переводиться, как Злая Баба, Опасная Баба.

Другие этимологи делают предположение, что Яга происходит от праславянского слова egа, которое означает «змея», что, согласно их теории, указывает на хтонические истоки образа Бабы Яги.

Чтобы доказать, что Баба Яга есть не кто иной, а богиня Мара (Морана, Марена), в первую очередь стоит разобрать место обитания, образ обитания, а также, если можно так выразиться, «спутника жизни» Бабы Яги из народных сказок.

Как известно, Баба Яга живёт в глухом, дремучем, мрачном, тёмном и непроходимом лесу. Местом её обитания является некий дом на куриных ножках, который окружён забором из костей с черепами.

Чтобы растолковать этот сюжет из народных сказок, стоит опять же вспомнить научный термин «катабасис», о котором подробнее можно прочитать в отдельной статье «Сошествие в иной мир Катабасис в славянской мифологии».

Если рассказать в краткости, что такое катабасис, то это явление в мировой мифологии, когда герой спускается в подземный мир или мир смерти.

Данный сюжет происходит из праиндоевропейской мифологии, который впоследствии, при расселении народов и естественном изменении форм верований, стал видоизменяться, в частности, перешёл из плоскости путешествия героя в подземный мир в плоскость путешествия героя в тёмный и непроходимый лес.

Кроме переноса из подземелья в тёмный лес, практически ничего не изменилось — темнота, сложные преграды, вездесущие опасности и главная цель — царство подземного короля или подземной королевы, королевы мира мёртвых. Как известно, в славянской мифологии царицей мира мёртвых является именно Морана, так что, по всей вероятности, герои сказок, отправляются в лес именно к Моране.

Кто такая Баба Яга в славянской мифологии - древнейшая история известного персонажаО покровительстве мёртвым так же говорят сам дом, атрибуты дома и атрибуты Бабы Яги. Забор или частокол, который выполнен из костей и черепов, является явным намёком на то, что герой попадает в царство смерти. Сам вид дома, который известен, как «избушка на курьих ножках», является символом некогда существовавшей традиции хоронить пепел людей или останки людей в специальных домовинах, которые также назывались бдынами и голбцами — небольшой домик, который стоит на высокой палке или ножке. Такие домовины являются прототипом сказочной избушки на курьих ножках. Некоторые домовины, особенно те, которые создавались больших размеров и стояли сразу на нескольких столбах, имели внизу несколько перекладин, делающих домовины устойчивыми, что делало их похожими на куриные лапы. Такие домовины считались местом жительства душ мёртвых в нашем мире, то есть домом мёртвых, что в очередной раз относит Бабу Ягу к покровительнице мёртвых.

Стоит отметить также и ступу, на которой летает Баба Яга в славянских сказках. Ступа — это сказочное представление долблёной дубовой колоды, которая похожа ступу, в которых в древности хоронили людей. То есть, простыми словами говоря, Баба Яга летает в гробу или похоронной дубовой колоде-ступе.

Нельзя не вспомнить и Кощея или Кащея Бессмертного. Кощей зачастую представлен в народных сказках, как муж Бабы Яги, и это одно из самых верных доказательств того, что Баба Яга является Мораной. Кощей, он же Чернобог, является хозяином подземного мира мёртвых.

Во многих языческих верованиях, в подземном мире вместе с ним восседает его возлюбленная — царица мира мёртвых. В Греции — это Аид и Персефона, в Риме — Плутон и Прозерпина, у славян — Кощей и Морана.

То, что в сказках возлюбленной или супругой хозяина подземного мира называют именно Бабу Ягу, ясно говорит о том, что Баба Яга и Морана — это одно и тоже мифологическое лицо.

В одной из сказок «Иван-царевич и Марья Моревна» Баба Яга живёт «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой». То есть, говоря языком славянской мифологии, Баба Яга живёт за огненной рекой Смородиной, которая отделяет мир живых от мира мёртвых.

Читайте также:  Руны стихий огня, воздуха, земли, воды и времени, их значение и применение

В этой же сказке мы находим интересное упоминание о том, что за огненной рекой Баба Яга владеет табуном славных кобылиц.

Спрашивается, зачем в фольклоре сохранилась такая подробность? Ответ мы можем найти в языческой мифологии славян и других народов, где есть упоминание похищения подземными богами несметных табунов у солнечных или небесных богов, что является символическим похищением «небесных стад — облаков» зимы у лета.

В сказках Бабу Ягу представляют с костяной ногой! Костяная нога опять же говорит о том, что Яга напрямую относится к миру мёртвых. Вспомним этимологию слова «Кощей», которое происходит от слова «кость», то есть Кощей — костный бог, бог костного (мёртвого) мира.

Ещё одним доказательством являются сохранившиеся до наших дней масленичные традиции в Хорватии. Если у нас на Масленицу сжигают богиню зимы и смерти Морану, то в Хорватии на Масленицу сжигают Бабу Ягу!

Таким образом, этнографический, мифологический и сказочный материал вполне ясно даёт понять, что под видом Бабы Яги в завуалированном образе до нас дошли поверия в богиню зимы и смерти Морану.

Баба Яга в фильме «Морозко» 1964 г.

Хотите сделать свой дом красивым, стильным и комфортным? Отличным выбором для этого станут столешницы из искусственного камня, которые можно приобрести в neolit.kiev.ua/. Изделия высокого качества из искусственного и натурального камня.

Источник: http://web-kapiche.ru/464-kto-takaya-baba-yaga.html

Клуб "Жива"

«Забор вокруг ее избы — из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее — человеческая нога, вместо запоров — руки, а вместо замка — рот с острыми зубами». Судя по описанию, видно, что это один из самых креативных интерьер-дизайнеров, только ей удалось с помощью обстановки организовать еще и неполохую охранную систему.

Так кто она? И какую роль играла в свое время? Откуда взялся образ Бабы Яги? Откуда пошла история происхождения Бабы Яги? Давайте разбираться…

У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом.

Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает.

К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.

По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках.

Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия.

Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.
Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира.

То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться туда. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары.

Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.

«Сейчас посажу на лопату — и в печь!»

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить.

На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто наговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка.

После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно.

Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).

Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.

«Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник. Однако инициации содержали не только испытания в ловкости, меткости, бесстрашии и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников.

В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина (послуживший, возможно, прототипом «дедушки лесового»).

Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Источник: http://ziva-club.ru/istoria-babi-jagi-2/

Баба Яга темная колдунья, языческое божество

Всем с детства знакома Баба Яга как персонаж сказок. История происхождения это мистического персонажа уходит в далекое прошлое славян. С языческих времен у многих восточно славянских племен образ Бабы Яги вызывал страх у людей.

Баба-яга  мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. производит слово яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, двигаться.

  • Является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.
  • В других сказках Баба Яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой.
  • Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком.

Некоторые ученые слависты  видят в ней олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога); ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака; гусли-самогуды — бурные напевы грозы; меч-самосек — разящая молния. 

Баба-яга (Баба Яга, Яга, Яга Виевна) – темная колдунья из древнеславянской мифологии, дочь Вия, жена Велеса. Многие сказки, написанные в те времена, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса.

Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.

Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему царству, в котором до поры до времени хозяина не было.

Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала ни Ладе, ни Деване, во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави.

Также Яга считалась могучим воином, способным в одиночку противостоять множеству врагов. В дела богов Яга никогда не вмешивалась и не участвовала ни в одной войне между Ясунями и Дасунями. Она считала, что все это мелочи, не достойные внимания божественного создания (каковым она, без сомнения, являлась, как и все боги Лунного пантеона).

Вероятно, именно поэтому Яга и Велес так быстро сошлись и стали жить, как муж и жена. Это случилось, когда Велес, предавший Перуна, был изгнан из Прави и бесцельно скитаясь по миру забрел в Верхнее царство Нави. Там он и встретил Ягу, с которой сначала сошелся в поединке, а потом искренне полюбил (хотя, некоторые легенды утверждают, что вовсе не искренне, а, как говорится, по расчету).

Отец Яги Вий долго не мог выдать дочь замуж, так как та поклялась, что выйдет лишь за того, кто сумеет одолеть ее в честном бою.

Строго говоря, бой с Ягой априори не мог быть честным, так как подземная воительница гораздо лучше владела темной магией, чем мечом, а потому не стеснялась обрушивать всю мощь своих знаний на самоуверенных оппонентов. И только великий Велес сумел одолеть Ягу.

Со временем образ богини, которая фактически стала повелительницей Верхнего подземного царства, претерпел значительные изменения. Верхнее царство Нави еще не являлось самим миром мертвых, но уже и к миру живых не имело никакого отношения.

Читайте также:  Мудры для привлечения любви и счастья - особенности применения

То есть фактически этот мир находился на самой границе Яви и Нави.

Именно отсюда и возник образ колдуньи, живущей где-то между миром людей и Темным лесом (миром антагонистов человека, отрицательных персонажей).

Отсюда же и образ костяной ноги (или некоторых иных костяных частей тела), который придает Бабе-Яге сходство с живым мертвецом, существом, находящимся на границе миров.

Вместе с тем, Яга является одним из немногих персонажей древнеславянской мифологии, при детальном описании которого используется железо. Этот металл исконно служил главным оружием против нечисти наряду с серебром, поэтому факт его наличия у этого персонажа

(железные зубы и, в некоторых легендах, железные…уж извините, груди)говорит о том, что к существам Нави Яга не относится. Но и к живым людям причислить ее нельзя.

Во-первых, она бессмертна. Во-вторых, слишком велики для смертной ее знания, раз даже Мара пару раз приходила к ней за помощью.

В поздних славянских преданиях Яга описывается уже не как вечно молодая и могучая темная воительница, но как дремучая старуха, одним своим видом внушающая ужас на любого. Некоторые легенды объясняют это проклятием Ирийских богов, которое постигло Ягу, когда по ее наущению Велес похитил из Прави небесных коров.

С тех пор, утверждают легенды, вечно молодая Баба Яга состарилась и уже не могла обрести былую красоту, хотя и постоянно старалась, питаясь душами людей, которые ей в уплату за помощь приносила Мара.

  1. Саамская изба в национальном историческом музеи Финляндии
  2. Избу́шка на ку́рьих но́жках — в славянской мифологии место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мёртвых, поэтому герой не может ступить на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка; охраняет избушку Баба-Яга.
  3. Жилище персонажа русских сказок, Бабы-Яги «избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом»; «на куриных лапках, на веретенных пятках»— стояла в лесу на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию доброго молодца

 («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами»).

Возникновение образа Избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах.

В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.

По смыслу сказочного повествования Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир. В ней герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь. Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня в царство мёртвых (царство Смерти)

Источник: https://ezoterik-page.com/babayaga/

Баба-Яга — славянская богиня Среднее время прочтения:

Кошмарная старуха, живущая за забором из человеческих костей, ворует и ест детей, но регулярно выступает на стороне Добра, снабжая положительных героев волшебными предметами и важными советами. Путешествуя сквозь века, этот архетип менялся и порою очень сильно. Так сколько же Ягинь похоронено под пластами истории?

Этимология слова «яга» весьма неоднозначна. Например, с чешского jeze переводится как «злая тётка». На словенском jeza означает гнев, на сербохорватском jeзa — это «ужас». Впрочем, русское слово «язва» ставит все аналогии под большой вопрос.

— Salik.biz

Про братца Иванушку

Любой советский школьник 1980-х годов видел мультфильм, где вредная Яга со Змеем Горынычем и Кощеем Бессмертным пытаются украсть факел с олимпийским огнём.

Фраза «Баба-Яга против» стала настоящим «мемом».

Нельзя не отметить, что образ мультипликационной Яги, не очень страшной и не очень опасной, в целом соответствует образу той нежити, которую мы все знаем из прочитанных в детстве сказочных адаптации.

Эта Баба-Яга живёт в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Время от времени она грозится кого-нибудь съесть и вроде бы даже является каннибалкой, но дальше обещаний дело не идёт.

Зато стоит доброму молодцу потребовать баньки и угощения, старуха быстро сменяет гнев на милость и зачастую вручает главному герою меч-кладенец, путеводный клубок, пузырёк с живой водой, на худой конец, раскрывает тайну Кощеевой смерти.

По сути, она отрицательная героиня только условно.

Едем дальше — видим лес

Часть исследователей считает, что образ хозяйки лесной чащи, изготовительницы колдовских снадобий, повелительницы зверей и птиц навеян реальными персоналиями ведуний-травниц, живущих собирательством трав и кореньев, способных сварить и лекарство, и ядовитое зелье.

Впрочем, погрузившись в старославянский фольклор на несколько столетий глубже, под наслоениями более современных сказок мы можем увидеть по-настоящему страшный образ лесной колдуньи. Здесь Яга представляется в образе горбатого чудовища с нечесаными космами, торчащими изо рта клыками и непомерно длинным крючковатым носом.

«Лежит Баба-Яга, костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос». Бывает, что костяная нога и нос, свисающий до пола, представляются железными. Иногда в текстах сказок отмечается одноглазость Бабы-Яги, а неизменной особенностью её внешнего облика выставляются гипертрофированные половые признаки.

«На печи лежит Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны». На охоту за человеческим мясом Яга вылетает в железной ступе, а клюка жуткой старухи способна обратить богатыря в камень. Жилище Бабы-Яги более чем примечательно.

Оно представляет собой избушку на курных ножках за тыном из человеческих костей. Со временем произношение термина исказилось и курные ножки, то есть столбы, для лучшей сохранности окуренные дымом, превратились в ножки куриные.

Но изначально избушка Бабы-Яги представляла собой не что иное, как «домик мёртвых» — могильное бревенчатое сооружение на столбах, в которое помещали прах покойного. Обычай был весьма распространён у наших предков и в некоторых областях России просуществовал аж до XVIII века.

Но для чего кому-то, пусть даже Бабе-яге, жить в могиле? Ответ достаточно прост: существование в «домике мёртвых» наполнено глубокими смыслами, ведь Баба-Яга не просто кошмарная нежить, убивающая путников. Баба-Яга — сторож границы между царством живых и царством мёртвых.

Отсюда её страшный облик и нрав, отсюда хитрые трюки с избушкой, попасть в которую можно, лишь развернув «домик мёртвых» задом к лесу и передом к себе. Отсюда же наличие костяной ноги. Ведь страж входа в потусторонье живёт разом в двух пространствах, одной ногой — в мире живых, другой — в мире загробном.

И добры молодцы идут к волшебной старухе не за тем, чтоб попариться в бане, а затем, что им до зарезу нужно попасть в Тридевятое царство (по одной из версий, в загробный мир), а впустить туда того, кто не струсит, может только Яга.

При этом, в качестве бонуса, она снабжает героя-храбреца полезными приспособлениями и добрыми советами.

Рекламное видео:

Умница и красавица

Итак, Баба-Яга — жуткая старуха, страж дверей в царство мёртвых. Но настоящая ли это Яга? Чтобы ответить на заданный вопрос, необходимо копнуть ещё глубже, и мы, снимая слой за слоем, приближаемся к мифологии дохристианской эпохи. Все верно: именно отсюда происходит специализация волшебного персонажа.

Баба-Яга действительно сторож границы между Явью и Навью, только она отнюдь не старуха, крадущая детей. Ягая или Ягиня — молодая красавица с косами до пят, умелая и непобедимая воительница. Есть несколько версий происхождения Ягой-Ягини.

По одним, она была дочерью обычных людей, усыновленной после смерти родителей богиней Макошью, по другим — какой-то из ипостасей самой Макоши. Однажды Велес, бог скотоводства и мудрости, занимающий видное место в славянском пантеоне, встретил на границе миров девушку, давшую зарок выйти замуж лишь за того, кто одержит над ней победу.

Вступив в борьбу со свой избранницей, Велес выиграл поединок и сделал Ягиню своей супругой. Однако корова Земун, мать скотьего бога, невзлюбила невестку и решила её погубить. Велес выторговал у матери жизнь для жены, но в уплату сам вместе с любимой отправился обратно, на границу миров. Там, на рубеже Яви и Нави, и поселились Велес с Ягиней.

Принято считать, что от их дома текут все реки и тянутся корни всех растений. Славяне считали Ягиню не только стражем перехода в Другой мир, но и покровителем лесных птиц и зверей, а кроме того, хранителем домашнего очага, о чём говорят атрибуты вроде ступки и помела.

За любовь к детям и особенно к сиротам её звали Матушкой, красотой же и статью Ягиня-Ягая не уступала богиням Ладе и Леле. Горбатая уродливая старуха появилась много позже, в те времена, когда адепты христианства принялись планомерно вытравливать из общественного сознания память о языческих славянских богах.

Технология уничтожения языческих персонажей, по большому счету, сводилась к двум формам: либо богов дохристианского пантеона ассоциировали и смешивали с православными святыми, либо демонизировали, превращая в чудовищ и переводя под епархию дьявола. Таким образом, старые божества как бы оставались в обиходе, но при этом адаптировались к монотеизму.

Великая Мать

В результате наших раскопок вместо одной Яги мы имеем трёх, исчезнувших в потоке истории: живую покойницу, крадущую и пожирающую детей, уродливую колдунью, стерегущую вход в царство мёртвых, и молодую красавицу, живущую на стыке Нави и Яви… На этом как будто можно и заканчивать исследования, но есть ещё одна версия того, чем является многоликая Баба-Яга. Эта версия переносит нас к временам палеолита и неолита. Именно в культурных слоях, относящихся к VIII-III тысячелетию до н.э., археологи находят множество женских статуэток. Эти находки дают все основания полагать, что в те века женские божества считались доминирующими. Верховное женское божество условно именуется Великой богиней, или Великой матерью. Самая древняя скульптура Великой богини, чей возраст насчитывает 34 тысячи лет, была найдена в Восточной Сибири. Она представляет собой рожающую птичьеголовую женщину. Образ богини-птицы, по-видимому, следует отнести к числу наиболее архаичных воплощений Великой богини. Сторонники неолитической версии полагают, что Баба-Яга и была Великой богиней наших предков, праматерью всего живого. Человекоподобные образы богов постепенно приходили на смену зооморфным, но замещение не всегда было полным. Возможно, «костяная нога» на самом деле птичья, равно как и длинный клювоподобный нос. Жрицы-ведуньи, служащие Великой богине, распоряжались всеми сферами жизни племени, в том числе проводили обряд инициации молодых охотников, включавший в себя похищение и символическую смерть мальчика. Результатом служило вхождение в статус мужчины. По всей видимости, обряд был весьма жесток и опасен, именно поэтому его боялись, а как следствие, чувство страха переносилось на Великую богиню (Бабу-Ягу).

Возможно, версия эта спорна, но одним из аргументов в пользу глобальности фигуры Бабы-Яги можно считать необыкновенную живучесть этого персонажа.

Не каждый взрослый сможет ответить, кто такие Коляда и Морена, за что причислены к лику святых Косма и Спиридон Тримифунтский, а вот Бабу-Ягу знает любой ребёнок.

Пускай масштабные смены культов и культур исказили образ хозяйки жизни и смерти, но память о Бабе-яге жива и остаётся в нашей культуре, невзирая на прошедшие тысячелетия.

Журнал: Загадки истории №40.  Виктор Штерн

Источник: https://salik.biz/articles/64439-baba-jaga-slavjanskaja-boginja.html

Ссылка на основную публикацию