Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Библия неоднократно упоминает ангелов, они появляются всегда во время эпохальных событий.

Большое место им отведено в произведениях искусства разных веков, где их описывают по-разному: от трогательных херувимчиков, порхающих на картинах времен Ренессанса, до скорбящих ангелов, стоящих на страже покоя умерших на кладбищах.

И все же многие наши представления об этих существах неверны, начиная с самого Сатаны – падшего ангела.

10. У Вас нет своего собственного ангела-хранителя

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Мы все слышали о людях, спасенных таинственными незнакомцами, или о тех, кто считает, что их охраняют потусторонние силы. Отрадно знать, что кто-то там знает больше, чем мы, и может направить на с на путь истинный. Но нигде в Библии не говорится, что у каждого из нас есть свой собственный ангел-хранитель. Некоторые отрывки действительно говорят об ангелах в роли опекуна. Для примера можно назвать «От Матфея» (глава 18, стих 10), где говорится: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Часто это интерпретируется как ссылка на ангелов, охраняющих детей либо всех христиан в целом, однако ничто не говорит о том, что каждый получает своего собственного ангела-хранителя. Идея существования ангела-хранителя у каждого человека довольно нова и является следствием развития исторических событий. Во времена Средневековья повсеместно встречались рассказы о том, как святых спасали ангелы. Плавно они переросли в истории о том, что небожители приходили на помощь и обычным людям. Наибольшее распространение такие рассказы получили в 19-20 вв. Так и появилось верование, что у каждого человека есть такой защитник, который следит за ним и помогает в сложных ситуациях.

9. Херувимы – это не ангелы с детским лицом

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Херувимов наиболее часто изображают в произведениях искусства, и все мы знаем, на кого они похожи. Маленькие голенькие детки, милые, очаровательные и крылатые. Но на самом деле это относительно недавнее изобретение художников, а библейские херувимы совершенно иные. Херувим является очень странным типом ангелов. Они наиболее близки к Богу и служат только ему, поэтому не могут быть посыльными человечеству. Они довольно часто встречаются в Ветхом Завете, и в эти моменты они совсем не милые. Согласно Книге Бытия, двое херувимов были назначены, чтобы охранять древо Жизни. В Книге пророка Иезекииля (глава 1, стихи 5-11) мы получаем полное их описание. Они похожи на людей, но ногах у них копыта теленка, у них четыре крыла, под которыми они прячут свои руки, и четыре лица. Все они разные. Впереди – лицо человека, справа – льва, слева – быка (вола), а позади – орла. Когда они идут, они не поворачиваются. Каждый херувим как будто охвачен огнем, и далее Иезекииль говорит, что они несут божественную колесницу. Рядом с каждым одно колесо, оно катится, когда существо идет, и останавливается, когда херувим стоит. В его видении Бог едет в той колеснице, а херувимы соприкасаются двумя крыльями друг с другом, образуя свод, а другой парой закрывают свои человеческие руки. Четыре лица существа представляют силу льва, свободу орла, могущество быка и мудрость высшего божественного создания – человека. Не слишком похоже на маленьких голеньких младенцев, не правда ли?

8. Херувимы не всегда добродушны

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов В произведениях искусства херувимы всегда милы, улыбаются, машут крылышками и зачастую играют на арфе. Библейские херувимы не настолько жизнерадостны. Рассмотрим, например, символ Престола Господня – крышку Ковчега Завета. Она хорошо знакома нам благодаря «Индиане Джонсу», и при этом представляет собой нечто довольно загадочное. На крышке установлены два херувима. Их лица и тела скрыты двумя крыльями. Еще одну пару они протягивают друг навстречу друга, образуя таким образом своеобразный престол. Согласно Писанию, этот престол свидетельствует о незримом присутствии Господа. Один раз в год первосвященник проводил обряд, опрыскивая крышку Ковчега Завета кровью жертвенных животных, чтобы сохранить милость Бога еще на один год. Еще один особенный ритуал должен быть проведен, чтобы подойти без опаски к престолу Господа. Любое отклонение от него могло быть смертельно опасным для священника, достаточно глупого, чтобы не уважать обряд. Каждый год херувимы получали кровь жертвенных животных, до того момента, как она стала более ненужной. После распятия Христа, его крови было достаточно, чтобы навсегда удовлетворить херувимов.

7. Люди не становятся ангелами

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Это известный штамп в фильмах, но в Библии ничто не говорит о том, что праведники становятся ангелами после смерти. Прочитав пару отрывков, можно и вовсе понять, что это невозможно. Ангелы и люди были созданы Богом, но служат они разным целям. Послание к евреям (1:14) говорит, что ангелы были созданы, чтобы протянуть руку помощи людям, верящим в Бога. И в Книге Бытия (1:26) говорится, что ангелы являются духовными существами, которые могут принимать человеческое обличье только по желанию Бога. Первое Послание Петра повествует о том, что ангелы появились не от души праведников. Там говорится: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы». Если Святой Дух проповедует человечеству, и ангелам жаль, что они не могут услышать то же самое сообщение, те ангелы никогда не были людьми.

6. У ангелов нет пола

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Бесчисленные картины показывают ангелов в мужском обличии, а вот скульптуры на кладбищах часто изображают ангелов женского пола. И тем не менее ничто в Библии не указывает на ангелов – женщин. Ангелы не люди, и они не подчиняются тем же биологическим законам. Можно утверждать, что не существует такого понятия, как «пол», когда речь заходит об ангелах. Все они, на протяжении всей Библии упоминаются в мужском роде, и в самом деле – греческое слово «ангелос», используемое в Новом Завете, не имеет женской формы. В то же время только два из Божьих ангелов – Михаил и Гавриил – получают местоимение «он». И однажды упоминаются крылатые существа женского пола, которые представлены как видения, но ничто не говорит, что они ангелы. Идея женщин-ангелов пришла спустя столетия после создания Библии. Нет никаких известных представлений об ангелах приблизительно до четвертого века, ибо до того времени христианство старалось дистанцироваться от других вероисповеданий и от поклонения идолам.

5. У ангелов нет нимбов

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Представьте образ библейского ангела, скорее всего, он будет в развевающихся одеждах, с крыльями и нимбом. Но на самом деле в Библии нигде не упоминается нимб или нечто подобное. Единственное, что хоть как-то отдаленно похоже на ореол вокруг головы этих небожителей – это свет, окружающий избранников Христа, что и стало сюжетом для многих художников. Светящаяся окружность в религиозной живописи более точно будет назвать нимбом. Впервые этот прием появился в четвертом веке, и изображали с его помощью Христа, сидящего на троне. Изначально это был способ показать его добродетель и совершенство. А после такой стиль распространился на все описания Христа и ангелов. В шестом веке уже на всех иконах был нимб, в том числе и у святых. Ореол или нимб – одна из тех вещей, которые христианство не то чтобы придумало, сколько приняло. Идея восходит к древним царям Сирии и Египта, которые носили венки, как связь их с божествами. Историки Древнего Рима использовали в своих описаниях лучи света в коронах императоров. Ну а христианские художники просто взяли символ за основу и сохранили его в веках.

4. У ангелов не два крыла

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Загляни на любой Фотохостинг, банк фотографий или картинок, произведения искусства и ты найдешь изображения ангелов с крыльями, как и с нимбом. Но это, во многом, продукт фантазии художников, нежели следования библейским текстам.

Крылья мало где упоминаются в Библии, хотя часто говорится, что эти сущности летающие, что, само собой, трактуется как наличие у них крыльев. Серафим – один из высших ангелов, стоящий перед Богом, любящий его и призывающий других к тому же, описывается с шестью крыльями. Причем первую пару он использует, чтобы летать, вторую – чтобы скрыть лицо и тело, а третью – чтобы покрыть ноги. Херувимы, как правило, описываются с четырьмя крыльями. В раннем христианском искусстве ангелы обычно изображаются с опущенными крыльями. В наиболее ранних работах крылатые ангелы присутствуют на саркофагах. Исключение — это саркофаг римского политика Юния Басса приводится библейская сцена, где ангел появляется перед Авраамом и говорит ему, чтобы тот не приносил в жертву сына. Здесь ангел без крыльев. По версиям историков, в 359 году, когда и умер государственный деятель, имели место совсем другие представления об ангелах. А уже к концу IV века восприятие их изменилось, и они четко были связаны с появлением крылатых языческих богов и богинь.

3. В христианстве нет ангела смерти

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Ангел смерти – сильный образ, мрачное, величественное существо, чья единственная задача – забрать жизнь. В некоторых стихах Библии рассказывается об ангелах, забирающих людские жизни. Например, в Исходе и Книге Царств. На самом же деле, в Четвертой книге Царств говорится о том, что ангел унес жизни 185000 ассирийцев. Однако традиционный ангел смерти только убивает. Однако, согласно Библии, не существует таких ангелов, даже если они забирают жизнь, они просто выполняют приказ Бога, и помимо этого, у них есть и другие задачи. Кроме того, еврейская традиция отвергает идею Ангела Смерти. Только Бог, не ангелы, имеет власть над жизнью и смертью. И тем не менее идея ангела смерти просочилась в официальные религиозные каноны. Так стали называть Самаэля. Вначале просто существовали упоминания о нем, как об одном из многих ангелов. Но спустя время Самаэль в представлениях людей постепенно превратился в злобного, мстительного ангела смерти. Он сделал скачок от религиозных канонов к фольклору и превратился в существо, действующее по собственной воле, а не по велению Господа. Он охотился и убивал самостоятельно. В еврейской традиции его иногда связывают с Каином, и, как говорится, он принес на Землю силу и желание убивать.

2. Гавриил – один из низших ангелов

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Гавриил появляется в Библии четыре раза. Один из таких моментов – Рождество. Он является Марии и рассказывает ей, что она удостоена чести произвести на свет сына Божьего. Также он появляется и в других ситуациях, исполняя роль посыльного. Его называют архангелом, чтобы отличать от обычных ангелов. Архангел занимает место выше ангела, но над ним есть и высшие силы. Описывается, что ангелы имеют три уровня иерархии, и в каждом уровне три подгруппы. Высшая иерархия – те, кто ближе всего к Богу. Это Серафимы, Херувимы, Престолы, которые всегда рядом с Богом. Во втором эшелоне фактически идут владыки, которые направляют людей, помогают им контролировать свои желания и помыслы, защищают от дьявольских соблазнов. Самые низшие в иерархии – ангелы, которые дальше всех от Бога. Если говорить о подгруппах внутри иерархической ступени, то наверху Начала. Они руководят другими ангелами, более низкой ступени. Различные земные царства имеют свои собственные Начала, которые несут ответственность за людей, за то, чтобы наиболее достойные становились лидерами, чтобы не забывалось почитание Бога. Прямо под Началами – архангелы, которые служат Божьими посланниками. Что мы и видим при описании Гавриила. Ниже архангелов – обычные ангелы, которые чаще появляются среди людей и протягивают им руку помощи. Ну а если смотреть вниз по иерархии, то еще дальше от Бога – люди. Так что все это разъясняет, что Гавриил, единственный из ангелов, названный по имени в сцене возле яслей, – по сути, обычный ангел, причем ниже среднего ранга.

1. Ангелы стали причиной потопа

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Об ангелах почти всегда думают, как о посланниках и служителях Бога. Даже если они убивают, они делают это по его велению. Но по словам одной из интерпретаций Библии, ангелы, по крайней мере частично, виноваты в потопе, который уничтожил все население планеты (кроме тех, кто был в ковчеге Ноя). Согласно Книге Бытия, перед потопом Земля была домом человечества, а также Нефилимам. Нефилимы были рождены от сынов Божьих и дочерей человеческих. Наиболее часто это объясняется тем, что ангелы сошли с неба и вступили в связь с земными женщинами. В Послании от Иуды (глава 1, стих 6) говорится об ангелах, оставивших свой дом и отправившихся на Землю, в то время как сама Книга Бытия представляет Нифилимов (исполинов) потомками земных женщин и божественных существ. Такая интерпретация вызвала много споров в христианском учении, хотя в иудаизме была принята гораздо проще. Когда Бог увидел жадность, которая охватила его создания, Азаэль и Шемхазай добровольно отправились на землю, чтобы доказать, что человек несет ответственность за свою судьбу. Пока они были там, они не только уступили удовольствиям, которых должны были избегать, но Шемхазай нарушил одну из самых священных клятв: открыл истинное имя Бога смертной женщине. Ему больше не позволили вернуться на небо, а эта женщина, Истар, возносится на небо и остается среди звезд. Он раскаивается в содеянном, но так и остается в подвешенном состоянии, между землей и небом. По другим версиям, на землю спустились 18 ангелов, связались с женщинами и произвели потомство. И по обеим версиям, потоп вызывает Бог, чтобы уничтожить не только людские грехи, но и гигантских Нифилимов, потомков своих любимых ангелов.

Читайте также:  К чему снятся змеи - значение по соннику для женщин и мужчин

Статью подготовила Лидия Свеженцева — по материалу listverse.com

Copyright Muz4in.Net © — Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать — «об Авторстве»

Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус…

Почитать ещё:

Источник: http://muz4in.net/news/10_istin_ob_angelakh_kotorye_ljudi_ponimajut_prevratno/2014-11-26-37287

Херувимская песнь, или О чем поют ангелы?

Содержание:

Есть место в Божественной Литургии, которое отличается особенным молитвенным настроем, возвышенным и неземным. В этот момент поется, пожалуй, самое красивое и трогательное песнопение службы.

Оно и называется необычно — Херувимской, указывая на мистическую связь с пением ангельским, которое нам, людям, казалось бы, недоступно.

К чему же нас призывают и о чем поют ангелы, мы и попытаемся рассказать в статье.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Когда люди уподобляются ангелам

Херувимская песнь обычно производит неизгладимое впечатление на всех, даже тех, кто нечасто посещает церковные службы.

Поется она на всех полных Литургиях, за исключением Великого Четверга и Великой Субботы, когда их заменяют соответственно церковные песнопения «Вечери Твоея Тайныя» и «Да молчит всякая плоть».

В Литургии Преждеосвященных Даров ее место занимает гимн «Ныне Силы Небесныя».

Исполняется она обычно медленно и протяжно, почему и может показаться длинной, хотя на самом деле это не так. Слова ее на церковнославянском языке звучат так:

Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Как видим, будучи лаконичной по форме, Херувимская песнь весьма объемна по содержанию. По сути, ее можно назвать сокращенным, сжатым вариантом песни «Да молчит всякая плоть». Занимая место в богослужении, когда совершается Великий вход, она знаменует символичный переход от подготовительной части (Литургии оглашенных) к основной части службы — Литургии верных.

Главная задача песни-молитвы — поднять человека над суетными житейскими заботами и устремить все свое сердце и внимание вверх, к Небесному Таинству, которое вот-вот должно совершиться.

В этом мы все, хоть на какое-то мгновение, можем и призваны уподобиться ангелам, чье главное дело состоит в постоянном предстоянии перед Престолом Божиим и Его славословии.

Для нас такое более всего возможно именно за Божественной Литургией.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Кто такие херувимы?

Почему же именно херувимы в этой ангельской песне? Херувимы вместе с серафимами ближе всего находятся к Богу, они принадлежат к высшей иерархии сил ангельских.

Так в Ветхом Завете неоднократно упоминается, что Господь восседает «на херувимех». Эти «многоочитии» небесные существа были изображены на стенах скиний (первых храмов), на Ковчеге Завета.

Эти премудрые существа, наделенные светом Богопознания, призваны изливать его на других.

Под Трисвятым, упоминаемым в Херувимской песне, следует понимать не молитву «Святый Боже», а пение Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!, которым непрестанно славословят Бога ангелы. Об этом, в частности, упоминается у пророка Исаии:

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:1-3)

Как видим, здесь упоминаются славословящие Бога «шестокрилатии серафими», которые вполне могли бы занять, очевидно, место и в Херувимской. Нужно полагать, что херувимы в этой песне олицетворяют собой все чины воинские, хвалящие Имя Господне, и приведены в пример ввиду своей близости к Богу наряду с серафимами.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

История песнопения

Из истории данного церковного песнопения нам известно совсем немного. Ссылаясь на некоторые исторические источники, мы знаем, что написана и в употребление она была введена в Византии в VI в.

, предположительно в 573 или 574 году. Это было время правления императора Юстиниана II.

Автор Херувимской песни, как и авторы большинства икон, нам неизвестен.

Необходимость же ее написания была следующая. Как известно, ранее неосвященные Дары, которые приносились в храм, кстати сказать, прихожанами, находились в другом помещении, отдельном от храма.

Оно носило название «сосудохранилища», позже это была пристройка или крыло храма.

Для совершения Евхаристии священство (иногда в шествии участвовал и император) переносило Дары для Таинства через весь храм.

Таким образом, в службе образовалась большая пауза, которую нужно было чем-то заполнить. Получается, что причина для написания столь таинственного и прекрасного гимна, как Херувимская песнь, была весьма банальна — просто заполнить паузу.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Место в богослужении

Как мы уже говорили, данное песнопение имеет в службе место во время совершения Великого входа. Им оно, будучи целостным по своему содержанию, разрывается на две части на словах «отложим попечение».

Пока поется первая часть Херувимской, священник читает в алтаре молитву «Никтоже достоин», прося Господа очистить его сердце и сделать достойным для священнодействия.

Диакон тем временем кадит алтарь, самого священника, клирос, людей.

Затем в этой части Божественной литургии священник с воздетыми руками трижды читает Херувимскую, которую всегда завершает диакон. После чего они берут с жертвенника Дары и выносят их через северные врата: священник несет потир (Чашу с вином), а диакон над головой держит дискос с хлебом (Агнцем).

Остановившись в Царских вратах — первая часть песни в этот момент заканчивается, — они поминают священноначалие, создателей храма, всех присутствующих. И входят в алтарь, помещая Дары на раскрытый антиминс, находящийся на престоле. Этот вход символизирует шествие Господа на вольные страдания. Вторая часть песнопения звучит более торжественно и громко.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Особенности перевода

Херувимская песнь была написана на греческом языке в период его, возможно, высочайшего расцвета.

Как и любой поэтический текст, к тому же наполненный многими глубинными смыслами, перевести его правильно было довольно сложно.

Нам, несомненно, в этом отношении очень повезло, поскольку перевод песнопения на церковнославянский был осуществлен, очевидно, еще святыми братьями Кириллом и Мефодием. По крайней мере, не без их участия.

А вот на русский язык эта ангельская песня переводится несколько сложнее. Мы приведем ниже наиболее известный ее перевод:

Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы.

Читать также:

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов Божественная Литургия, или Почему мир еще жив

Этот перевод позволяет скрыть некоторые «неровности», которые могут возникнуть при буквальном, дословном понимании церковнославянского текста. Самым сложным и обсуждаемым переводчиками моментом Херувимской песни является выражение «дориносима чинми». Что означает слово «дориносимо»? В буквальном переводе оно означает «коптеносимо», что на слух звучит кощунственно и непонятно.

В качестве толкования этого выражения существуют две версии. Одна, наиболее популярная, упоминает о давнем римском обычае чествовать легионами воина-победителя.

При этом его триумфально вносили в город высоко над головами на щитах, сложенных на скрещенных копьях. Если же военачальник погибал, то его тело несли уже под щитами, бережно уложив на древка копий.

Отсюда и произошло выражение: Я вернусь на щите или под щитом.

Подобное толкование очень хорошо вписывается в символическое понимание Божественной литургии. Царя Славы, как Победителя, подобно римским воинам, во время Великого входа незримо вносят легионы ангельские. Данный символизм подчеркивает и то, что дьякон несет дискос с Агнцем над головой, в подражание тем же воинам.

Однако есть и другое толкование, тоже заслуживающее внимания.

Оно отталкивается от того, что в византийском обычае было такое понятие — «дорифоры». Ими назывались личные телохранители императора, вооруженные копьями, копьеносцы.

И в этом случае понимать слово «дориносимый» следует именно как «окруженный охраной, телохранителями» в виде ангельских войск. Слово же «подымем» правильно будет перевести не как «поднимем», а «приимем» Царя Славы.

Дерзнем принять, несмотря на то, что окружен таким страшным воинством.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

В творчестве известных композиторов

О популярности и особом значении Херувимской песни можно судить уже по тому количеству мелодий, которые были к ней написаны. Кроме авторских версий, конечно, существует много народных, так называемых «обиходных» напевов.

С этим, правда, связаны и курьезные случаи. Например, во второй половине XIX века в Вологде большое распространение получил напев ангельской песни на манер «Эй, дубинушка, ухнем!», который пришлось даже запрещать через синод.

В числе известных русских композиторов, которые писали к ней мелодии, можно назвать следующие имена: Д. Бортнянский, А. Ведель, М. Березовский, С. Дегтярев, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский. Но больше всего, пожалуй, потрудился на этой ниве А. Архангельский, который написал целых 8 мелодий к Херувимской песни. 

Особенной красотой и таинственностью отличается композиторское решение П. Чайковского, которое можно прослушать здесь:

Источник: http://megapoisk.com/heruvimskaja-pesn-kogda-ljudi-upodobljajutsja-angelam

Кто такой архангел? Ангелы и архангелы — в чем разница? Система ангельской иерархии :

Ангельское воинство – опора Создателя. Ангелы и архангелы помогают исполнять божий промысел в мире людей и на небесах. В зависимости от обстоятельств эти невидимые, бестелесные духи могут быть заботливыми и светлыми. Иногда они воинственные и огненные, мудрые и понимающие.

Пытливые умы задают вопросы: зачем Бог создал ангелов, а архангел кто такой? Для истинно верующего ответы на эти вопросы не просто расширяют кругозор, а позволяют укрепить веру, глубже понять ее суть. Ведь ангелы – важная часть христианской культуры. Они помогают верующим в течение жизни, становятся предвестниками великих событий, заботятся о душах после смерти людей.

Предназначение ангелов

Ангелы – духовные, бессмертные, созданные по образу Божьему существа. Все они были сотворены до нашего видимого мира. Слово «ангел» переводится как «посланник, божий вестник». В этом главная их суть: все, что они делают есть по воле и во славу Бога. А дел у них много:

  1. Восхваление Бога. Не устает ангельский хор прославлять и воспевать величие Создателя.
  2. Указание. Ангелы и архангелы являются, чтобы сказать людям, что надо делать или указать им путь.
  3. Защита людей, народов и церкви от всевозможных напастей и происков злых сил.
  4. Ответ на просьбы и молитвы.
  5. Послание. Через ангелов Бог посылает вести о грядущих событиях.
  6. Забота о душах после смерти мирского тела.
  7. Участие в Судном дне.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Отвечая на вопрос, кто такой архангел, люди часто рисуют в воображении пухлых младенцев с недоразвитыми крылышками или неких голливудских героев в сияющем облачении и с суровыми лицами. Эти навязанные образы имеют мало общего с изображением небесного воинства, на котором настаивают церковь и богословы.

Ангелы не физические, а духовные существа, поэтому остаются невидимыми для людей. Они показываются на глаза человеку лишь тогда, когда это нужно Богу. Ангелы могут принимать любую форму: от огненного вихря до чудесного животного, но, как правило, выбирают человеческий облик и предстают перед людьми в виде взрослого мужчины.

Для внушения трепета и благоговения появление ангела обычно сопровождается дополнительными эффектами: нестерпимым сиянием, громом, небесными звуками.

Христианская традиция часто наделяет их величественными крыльями. Однако нужно помнить, что ангелы наделены Творцом достаточным могуществом, чтобы летать и без крыльев.

Подобно золотым одеждам они играют роль внешнего атрибута, поражающего воображение верующего.

Ангелы — хранители

Каждого человека бережет и опекает персональный ангел-хранитель. С первого крика и до последнего вздоха небесный помощник остается рядом, готовый откликнуться на молитву или зов.

Среди представителей божьего воинства ангелы-хранители находятся ближе всех к людям. Поэтому на них ложится самый тяжкий груз грехов человеческих. Все черные помыслы и грязные дела подопечного известны ангелу.

Он беспрестанно оплакивает гибнущую душу и молится о ее спасении.

Святые отцы наставляют помнить, что ангелы-хранители являются близкими и верными друзьями для верующих, их проводниками к Богу. Нужно осознавать постоянное присутствие незримого покровителя, мысленно разговаривать и советоваться с ним.

Это не только укрепляет веру, но и позволяет не поддаваться искушению, совершать глубокую молитву, обретать душевный мир, находить ответы на мучающие вопросы. Ангелы — хранители порой защищают целые народы и церкви. Например, архангел Михаил сначала покровительствовал народу еврейскому.

Только через некоторое время он стал хранителем христианской церкви. Об этом написано во многих источниках.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Ангельская иерархия

Неисчислимо ангельское множество, деятельность их разнообразна. Поэтому в зависимости от трудов и чинов покровители разделены на три сферы (иерархии). Каждая сфера включает три лика (чины ангелов). Все лики пребывают в полном согласии и строгом подчинении. Наиболее распространена следующая ангельская иерархия:

Первая сфера:

  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы.

Вторая сфера:

Третья сфера:

  • начала (начальства);
  • архангелы;
  • ангелы.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Первая сфера

Серафимы — высшие ангелы, которые находятся прямо у престола Бога. Их имя переводится как «огненный, пылающий». Серафимы пламенеют почитанием и любовью к Господу, их задача — передавать эту любовь более низким ангельским чинам.

Херувимы — носители великой мудрости, их имя означает «обилие премудрости». Они знают все, что только может знать сотворенное Господом существо. Основная задача – хранить и сообщать эти знания ангельским ликам и людям.

Престолы — основа для божьего трона. Создатель изрекает свой суд, восседая на них. Задача престолов — даровать славу Бога более низким иерархиям.

Вторая сфера

Господства являются символом и подтверждением власти Творца. Их задача — управлять ангелами более низких ликов. Они направляют земных правителей, учат смирять чувства, не поддаваться влиянию злых сил, выбирать правильные решения.

Читайте также:  Символ валькирия - значение славянского оберега, его свойства и история

Власти — воины Божьи, всегда готовые сразиться с силами дьявола. Они ограждают человека от искушений злых духов, укрепляя его благочестие.

Силы – воинственные, могущественные ангелы, через которых Вседержитель являет свою бесконечную силу, творит с их помощью чудеса и знамения.

Третья сфера

Начала заботятся о судьбах государств и народов. Господь наделяет их силой и задачей защищать отдельные народы от происков дьявола, помогать странам в суровые времена.

Архангелы – вожди небесного воинства, великие ратники и благовестники. Они возвещают волю Создателя ангелам и пророкам, просвещают душу и укрепляют веру, защищают врата рая и являются победителями сил зла.

Ангелы – низший и самый многочисленный лик. Они являются связующим звеном между каждым отдельным верующим и Творцом.

Великая седмица

На вопрос, кто такой архангел, большинство верующих вспоминают двух наиболее почитаемых и известных прообразов: Гавриила и Михаила. Помимо них в церковной иерархии есть еще пять архангелов. Их считают высшими. Иконы архангелов из Великой седмицы стоят на видном месте в каждом храме. Ниже перечислены имена этих высших существ.

Михаил – предводитель небесного воинства, победитель Люцифера, архистратиг, великий вождь, первый и самый близкий к Создателю ангел. Его имя означает «равный Богу». Архангел Михаил изображается с финиковой ветвью в левой руке и копьем в правой. На острие копья развивается белое знамя с божьим крестом, оно символизирует победу сил света над дьяволом.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Гавриил – великий благовестник и мудрец. Он принес благую весть Богородице, направлял Иоанна Крестителя и Иосифа. Вместе с Михаилом возвестил апостолам о воскресении и чудесном вознесении Христа.

Его имя переводится как «знание Божье». На иконах архангел изображается с фонарем или райской веткой в одной руке, а в другой он держит зеркало. Фонарь символизирует свет истинной веры и знания, ветвь – благую весть.

Зеркало помогает людям увидеть свои грехи.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Рафаил – целитель душевных и телесных недугов. Имя буквально означает «исцеление божье». Помогает в скорби и болезнях. Изображается с пером для смазывания ран и врачебным сосудом.

Уриил – покровитель проповедников веры, носитель света Создателя, защитник божественных истин. Его имя переводится как «огонь божий». Уриил несет людям откровения, воспламеняет их души глубокой верой, помогает человеку побеждать нечистые помыслы и привязанности. Изображается с пламенем и мечом.

Салафиил – главный молитвенник за людей. Его имя означает «молитва божья». Изображается с опущенными глазами и молитвенно сложенными руками.

Иегудил — защитник и покровитель священнослужителей и людей, которые живут и трудятся для умножения славы Творца. Имя переводится как «божья хвала». В правой руке он держит венец как награду святым людям за благочестие, в левой у него плеть как символ наказания за леность в служении Вседержителю.

Варахиил – руководитель и вождь сонма ангелов-хранителей. Он ходатайствует за людей перед Творцом, а имя означает «божье благословение». Изображается с розами на одеждах и в руках.

Падший архангел

Некогда в небесной иерархии главным ангелом был Люцифер. Бог любил его больше других. Прекрасный и совершенный Люцифер, чье имя переводится как «нести свет», был призван вместе с архангелом Михаилом защищать рай от сил тьмы.

Но гордыня и жажда уравняться по власти с Создателем толкнула его на предательство и бунт. К Люциферу присоединилась треть ангелов. Началось великое сражение, в котором светлое воинство под началом Михаила сбросило с небес богоотступников.

С тех пор падший архангел превратился в олицетворение вселенского зла.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Отличия архангелов от ангелов

И все же, кто такой архангел, чем он отличается от ангела? Можно выделить несколько принципиальных отличий:

  1. Чин. Архангелы – главные ангелы, они несравнимо выше и могущественней, нежели рядовые духи.
  2. Близость к Создателю. Архангелы окружают трон Творца, касаются одежд его.
  3. Предназначения и деяния. Господь посылает архангелов на выполнение самых важных задач. Низшие же ангелы заняты более приземленными делами.
  4. Число. Ангелов из второй и третьей сферы несметное количество, архангелы же все наперечет.
  5. Имя. Высшие ангелы имеют имена, ангелы нижних сфер безызвестны.

Это лишь самые важные отличия ангелов от архангелов. На самом деле их существует намного больше.

Источник: https://www.syl.ru/article/329982/kto-takoy-arhangel-angelyi-i-arhangelyi—v-chem-raznitsa-sistema-angelskoy-ierarhii

Ангелы-херувимы: кто это такие и как они выглядят

Херувимы относятся к самым загадочным существам Божественной иерархии, поскольку в Библии нет единого описания этих небесных созданий. По христианской традиции среди помощников Бога они занимают второе место после серафимов.

Кто такие

В русский язык слово «херувим» пришло из иврита, где оно звучало как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше».

Другие исследователи видят созвучие с греческим словом, которое обозначает грифонов – крылатых созданий с телом льва, головой орла и огненными глазами.

Еще одна версия находит корни имени в ассирийском языке, где имеется слово karibu — «благословляющий». Так в клинописных источниках именовались стражи миропорядка, имеющие вид огромных крылатых быков.

В самом начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, сторожащий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов, которые служат Господу как летающие создания для перемещения по воздуху. И самого Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Херувим с огненным мечом

Книга пророка Иезекииля пишет о Тирском царе, сравнивая его по мудрости, красоте и величию с херувимом. Судя по описанию, херувим – это высшее существо из Эдемского сада, чья одежда сияет драгоценными камнями. Но царь Тирский впал в грех гордыни и утратил свое величие.

Херувимам уделяется особое внимание в описании Ковчега Завета, который был создан по прямому указанию Господа. Крышку Ковчега украшали две отлитых из золота фигурки, установленные друг напротив друга. Крылья херувимов были раскрыты, словно оберегая священную реликвию иудеев.

Мудрый израильский царь Соломон распорядился изготовить из масличного дерева двух огромных херувимов и покрыть их золотом. Эти статуи достигали пяти метров в высоту, таким же был размах их крыльев. Крылья смыкались и образовывали нечто вроде защитного покрова для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов были нанесены на стенах, дверях, занавесях и покрывалах.

Эти образы упоминаются пророком Иезекиилем в его видении, там приводится описание херувимов, которые обладали двумя лицами: человеческим и львиным.

Второй высший ангельский чин

Херувимы занимают высокое место в различных религиозных традициях, что вполне закономерно. Изначально они появились в иудаизме, на основе которого возникло позднее христианство.

В иудаизме

По древнееврейским преданиям, Господь создал херувимов на третий день, и они до сих пор входят в ближайшее окружение Бога. В момент Исхода евреев из Египта, когда Моисей привел соплеменников к берегу Красного моря, Бог прилетел на помощь к своему народу именно на херувиме.

В еврейском толковании Экклезиаста (на иврите оно называется «мидраш») херувимы входят в число созданий, через которых душа спящего человека общается с Создателем. В этом толковании также говорится, что Господь, восседая на херувиме, следит за событиями во Вселенной. Подчеркивается, что херувим не принадлежит материальному миру и сам является частью Бога.

Мидраш Тадше говорит, что образы двух херувимов на Ковчеге Завета олицетворяют два главных божественных качества – милосердие и справедливость.

В христианстве

В эпоху раннего христианства теологи не имели единого мнения относительно херувимов. Многие видели в них лишь символ, который объясняет действия Творца.

Однако Богослов Климент Александрийский, живший во II–III веках н.э., относит херувимов к разряду «песнословящих духов». Он расшифровывает имя херувим как «Великое Знание» и дает подробное описание этих духов. В частности, он пишет, что херувимы имеют 12 крыльев – это соответствует 12 знакам Зодиака и символизирует ход времени.

Кроме того, теолог пишет, что лицо этих ангелов – символ души, а крылья указывают на действия во имя Всевышнего, а уста символизируют высокие речи, восхваляющие Господа.

В IV веке в христианской религии складывается устойчивый взгляд на эту группу ангелов. Архиепископ Иоанн Златоуст говорит, что херувимы олицетворяют мудрость Создателя. Их образы заполнены множеством глаз, которые разбросаны по всему их телу. Это мудрость вездесущего и всезнающего Бога.

Византийский монах Феодор Студит относит херувимов к наивысшим ангелам, которые ближе всего к Богу.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

В богословском трактате «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисий Ареопагит назвал херувимов вторым высшим ангельским чином. Богослов особо указал на способность этих ангелов знать Господа и созерцать его образ во всем благолепии. Кроме того, в этом сочинении говорится, что херувимы передают высшую мудрость и божественный свет тем существам, которые не могут общаться с Господом непосредственно.

Кого сейчас называют и как они выглядят

В настоящее время в среде верующих идут споры относительно природы херувимов. Бытует мнение, что херувимы не относятся к числу ангелов, а лишь исполняют поручения Господа, то есть выступают в роли посланников. Таким образом, херувимов определяют в разряд небесных курьеров, несправедливо лишая их ангельского чина.

Такое толкование выглядит как упрощенный взгляд на устройство Небесного Царства, поскольку для разных поручений Творец использует разных посланников, и если дело ответственное, его вряд ли поручат рядовому ангелу. Впрочем, в качестве послов выступают порой и самые высокие ангелы, например, архангел Гавриил, который передает пророкам волю Творца.

Внешний облик херувимов также порождает массу дискуссий. Известно описание четырех существ, которых пророк Иезекииль встретил у Небесного престола: лев, бык, орел и человек. Но после истории с золотым тельцом, которому поклонялись сбившиеся с пути евреи, Бог решил сотворить особого ангела. В облике херувима присутствуют черты всех четырех созданий.

Есть и иные трактовки, которые по-своему рисуют этих ангелов: четырехкрылые существа; колеса, источающие яркий огонь; устрашающие создания с многочисленными очами. В отдельных древнееврейских источниках встречается утверждение, что херувим – это не живое существо, а некий атрибут, который используется в богослужении.

Скорее всего, херувимы имели способность к перевоплощению, а потому любое их описание относится к проявлению их в материальном мире. Истинную их природу человеческий взор не воспринимает, ее могут видеть лишь существа духовного мира: другие ангелы и сам Творец.

Херувимчики в искусстве — самая распространенная ошибка трактовки

Сцены из жизни Небесного Царства всегда привлекали внимание живописцев эпохи Возрождения. Тем более, такие талантливые художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль получали от церковной власти заказы на оформление храмов.

Видимо, память о судах святой инквизиции заставляла художников проявлять крайнюю осторожность при обращении к божественной тематике.

Одни просто полагались на рекомендации священников, другие старались понравиться заказчику, предлагая благостные картинки, радующие взор. Так появились на картинах милые ангелочки, больше похожие на римских купидонов, чем на настоящих ангелов.

Причем их изображали не только на полотнах, но также украшали ими витражи и фрески, делали скульптуры этих невинных крылатых малышей.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Херувимчики

Многие эти изображения дошли до наших дней и считаются шедеврами мирового искусства. При этом посетители музеев, глядя на эти юные создания, ошибочно именуют их херувимчиками. Однако эти персонажи никак не связаны с истинными херувимами, занимающие второе по значимости место в Господнем окружении.

В живописи Ренессанса этот юный отрок с крылышками назывался putto (то есть «младенец»), или putti во множественном числе. Их редко помещали в центр картин.

Обычно они играли вспомогательную, декоративную роль в основном замысле. Этим обрамлением зачастую занимались ученики, чтобы мастер мог направить все усилия на главную идею.

Сам образ putti возник на стыке античной мифологии и библейских сюжетов.

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Подлинные херувимы редко становились объектом творчества живописцев. Во всяком случае, специальных полотен, посвященных этим ангелам, нет. Они появлялись лишь там, где того требовал сюжет картины. Например, Рафаэль Санти на картине «Видение пророка Иезекииля» изобразил Бога, которого несут орел, телец, лев и ангел.

Заключение

Хотя сведения о херувимах не слишком детальны, эти небесные ангелы играют значимую роль в христианской традиции. Они олицетворяют справедливость, милосердие и великую мудрость Господа. Недаром одна из главных молитв в Православной литургии называется Херувимская Песнь.

 

Источник: https://PoTyStorony.ru/poltergejst/angely-heruvimy.html

10 распространённых мифов об ангелах

Метки: #ангелы   #история   #мифы   Андрей 22 ноября 2015 14:25

В Библии ангелы упоминаются много раз. Они всегда присутствуют при важнейших, эпических событиях.

Также ангелы веками занимали видное место в искусстве: от милых херувимов на картинах эпохи Возрождения до крылатых плачущих ангелов на надгробьях.

Большая часть наших представлений о том, кто есть ангелы и как они выглядят, ошибочна — по крайней мере, если брать за основу Библию, а не искусство, привнесшее в образ много новых черт.

1. У вас нет собственного ангела-хранителя

Кто такие херувимы, что отличает их от других ангелов

Искусство и фольклор сделали образ ангелов очень далёким от оригинала.

Все мы слышали истории о людях, спасённых таинственным незнакомцем. Или слова людей, уверенных, что о них заботится некое сверхъестественное существо. Отрадно думать, что кто-то неизмеримо умнее и лучше нас знает, как направить человека по верному пути и уберечь от всех бед. Но в Библии нет ничего о том, что к каждому человеку приставлен собственный ангел-хранитель.

В нескольких отрывках действительно говорится об ангелах-опекунах. Например, Евангелие от Матфея, глава 18:10: «Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного».

Отрывок часто трактуют как указание на ангелов, которые наблюдают за детьми или за всеми верными христианами в мире, но нет ни слова о том, что у каждого есть свой «личный» ангел.

Читайте также:  Как сделать биолокационную рамку своими руками - инструкция

Идея о личных ангелах-хранителях появилась относительно недавно. Она — продукт медленной эволюции истории. В средние века было много рассказов о святых, встретившихся с ангелами, и ангелы их якобы защитили.

Постепенно они превратились в истории, где ангелы приходили на помощь человеку в обычной жизни — об этом говорили в 18-м и 19-м веках.

И к 20-му веку люди уже верили в ангела-хранителя, который стоит за плечом у каждого человека и защищает его от бед.

2. Херувимы вовсе не ангелы с детскими лицами

Все мы знаем, как выглядят херувимы — именно их изображения чаще всего встречаются в искусстве. Это маленькие голенькие дети: очаровательные, пухлые и крылатые. Таких ангелов относительно недавно придумали художники, а настоящие библейские херувимы куда необычнее. Херувимы — ангелы очень специфические. Бог настолько приблизил их к себе, что они служат непосредственно ему и не бывают посланниками к человечеству. В Ветхом завете они упоминаются довольно часто, и очаровательными их назвать никак нельзя. Согласно Книге Бытия, двум херувимам было приказано охранять древо жизни. У Иезекииля, в главе 1:5–11, дано их полное описание. Согласно Писанию, херувимы выглядели как люди за некоторыми исключениями. Их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого было по четыре крыла, которые скрывали их человеческие руки, и по четыре лица. Когда они двигались, лица никогда не поворачивались. Спереди лицо было человеческим, справа — морда льва, слева — быка или вола, а сзади — орла. Каждый херувим горел будто в огне. Далее Иезекииль описывает их как некую живую и разумную Божью колесницу, как силу, подвластную только Богу. В его видении Бог едет в колеснице, где херувимы выступают в качестве колёс. Четыре херувима стоят вместе, олицетворяя силу льва, свободу орла, тяжесть и приземлённость быка и мудрость величайшего божественного творения — человека. Все эти существа — первые в своих сферах. Каждый херувим прикрывает тело одной парой крыльев и простирает другие. Сами крылья покрыты глазами.

Очень далеко от симпатичных голеньких ребятишек, правда?

3. Херувимы совсем не обязательно добрые

На картинах херувимы всегда очаровательны. На их губах играет улыбка, за спиной развеваются крылья. Ещё они, как правило, играют на арфах. Библейские херувимы не такие милашки. Для примера рассмотрим Трон милосердия — крышку Ковчега завета. Мы все её видели — спасибо Индиане Джонсу.

Две фигуры на Троне милосердия — херувимы, чьи лица и тела скрыты двумя парами крыльев. Другие пары херувимы тянут друг к другу.

Так они образуют престол, и, в соответствии с Писанием, Трон означает потенциально смертельное присутствие гневного Бога.

Каждый год первосвященник проводил церемонию: кропил Трон милосердия кровью жертвенных животных, чтобы умилостивить Бога и отвратить его гнев ещё на один год.

Чтобы без страха приблизиться к Трону милосердия, нужно было провести другой специфический ритуал.

Считалось, что любое отклонение от ритуала смертельно для священника, который окажется достаточно глупым, чтобы не относиться к нему с должным почтением. Каждый год херувимы должны были получать кровавую жертву.

Церемонии прекратились только после распятия Христа — его жертвы и крови было достаточно, чтобы навсегда удовлетворить херувимов.

4. Люди не становятся ангелами

В фильмах такое происходит часто, но в Библии нет ни единого свидетельства того, что добрые праведные люди становятся ангелами, когда умирают. Пара отрывков даже указывает на невозможность этого. И ангелов, и людей создал Бог, но служат они разным целям. В «Послании к Евреям», глава 1:14, ясно говорится, что ангелы созданы, дабы протянуть руку помощи тем, кто верит в Бога. А в Книге Бытия, глава 1:26, написано, что ангелы — духовные существа, способные принимать не только человеческую, но и любую форму по воле Бога. Книга Петра говорит о том, что ангелы — это бывшие праведники: «И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят».

Дух проповедует человечеству, а ангелы хотят, чтобы они могли слышать те же самые откровения. И ангелы эти не были когда-то людьми.

5. Ангелы — не мужчины и не женщины

На бесчисленных картинах изображены ангелы-мужчины, появляющиеся перед людьми в библейских сценах, а кладбищенские изваяния у могил часто выполнены в виде скорбящих ангелов-женщин. Но в Библии нет ни слова про женщин-ангелов. Ангелы не люди, они не подчиняются тем же биологическим ограничениям. Такие вещи, как секс и вопросы пола, ангелам вообще чужды. Но во всей Библии ангелы предстают мужчинами. Даже само греческое слово «angelos» в Новом Завете — слово мужского рода, и формы женского рода у него нет. Только у двух Господних ангелов есть имена — Михаил и Гавриил, а другие всегда упоминаются как просто «он». Один раз в Библии упоминается крылатое существо женского пола. В Книге Захарии, глава 5:9, такие женщины появляются в череде видений, где есть также летящий свиток. Ничто не говорит о том, что они ангелы.

Сама идея ангела-женщины появилась столетия спустя после Библии.

Примерно до четвёртого века не было ни одного художественного представления ангелов (по крайней мере, известного), потому что христианство пыталось дистанцироваться от обычаев поклонения других религий с «образами и идолами».

После того, как ангелы появились в искусстве, их, возможно, стали ассоциировать с крылатыми существами из других мифологий — например, с Никой и другими языческими богинями.

6. У ангелов нет нимбов

Вообразите себе библейского ангела. Скорее всего, у него будут развевающиеся одежды, крылья и нимб. Но в библейских описаниях никогда не упоминалось о том, что у ангелов есть нимбы. Более того, в Библии нимбы не упоминаются вообще. Ближайшим эквивалентом чего-то, хотя бы отдалённо похожего на нимб, ставший «визитной карточкой» религиозного искусства, было упоминание о лучах света, исходивших от нескольких библейских персонажей — Христа и Моисея. Нимб же впервые появился в искусстве только в четвёртом веке. Изначально он был только на изображениях сидящего на троне Христа. Постепенно нимб стал символом добра, и его стали всегда рисовать с Христом и ангелами. К шестому веку нимб «носили» все, в том числе святые.

Христиане не придумали нимб, а скорее переняли. Идея восходит к древним царям Сирии и Египта, носившим нимбы как венцы, чтобы подчеркнуть свою связь с божествами и окружающее их божественное свечение. В Древнем Риме, например, любили описывать императоров в лучах и коронах. Христианские художники просто заимствовали символ, и он прижился.

7. У ангелов не по два крыла

Художники добавили ангелам не только нимбы, но и крылья. Точнее, два крыла. В библейских текстах и про это ничего нет. Именно о двукрылых ангелах почти никогда не говорится, хотя ангелов часто называют «летящими». По понятным причинам способность летать связывают с наличием крыльев — двух, так нам привычнее. Серафимы, которые занимают одно из высших мест в ангельской иерархии, стоят перед Божьим престолом и в буквальном смысле горят любовью к своему Господу, подавая пример всем остальным. В книге пророка Исайя написано, что у каждого серафима шесть крыльев. Только два крыла нужны для полёта. Ещё два крыла закрывают лицо, а третья пара укрывает ноги. Херувимы же, как правило, описываются как существа с четырьмя крыльями.

В раннем христианском искусстве ангелов почти всегда изображают спускающимися с небес на крыльях. Один из самых ранних примеров — ангелы на римских саркофагах. Так, на саркофаге римского политика Юния Басуса изображена знаменитая библейская сцена: ангел является Аврааму и велит ему принести в жертву сына.

В Библии про крылья нет ни слова, а на саркофаге крылья есть. Изображение сделано в 359-м году нашей эры — значит, примерно тогда произошла общая смена представлений о том, как ангелы выглядят. К концу века ангелов без двух крыльев уже не представляли.

Более того, они с тех пор прочно ассоциировались с появлением крылатых языческих богов и богинь.

8. В христианстве нет никакого Ангела Смерти

Ангел смерти — величественный образ. Представьте: существо, красивое мрачной потусторонней красотой, чьё единственное предназначение — забирать чужие жизни. Несколько отрывков из Библии, в том числе история Пасхи в Исходе, глава 11:4–5, и Вторая книга Царств, глава 19:35, упоминают об ангелах, забирающих человеческую жизнь. Действительно, в Книге Царств ангел унёс жизни 185 000 ассирийцев. Но в современном представлении ангел смерти и есть сама смерть. В Библии же ангелы, которые отнимают жизни, занимаются не только этим. Они просто выполнили приказание Бога — одно из многих. Кроме того, еврейские традиции отвергают саму идею ангела смерти. Только Бог, а никак не ангелы, имеет власть над жизнью и смертью. Но в конце концов образ просочился в официальные религиозные каноны, и ангел смерти стал известен под именем Самаэль. Упоминания о нём поначалу довольно несущественны, легко даже забыть, где они появились. В период амораев (220-370-тые годы нашей эры) появились и другие упоминания о Самаэле как ангеле смерти. В оригинальных текстах ангелы превращаются в мстительных и смертоносных посланников неба, а Самаэль надевает мантию ангела смерти.

Вскоре Самаэль перешёл из религиозного канона в фольклор и стал самостоятельным мыслящим существом. Он больше не выполняет Божью волю. Он теперь охотится и отнимает жизни по своей воле.

Тело этого Самаэля из народного фольклора сплошь покрыто глазами, чтобы ничто не ускользало от его внимания.

В еврейской традиции его иногда связывают с Каином: считается, что именно Самаэль внушил Каину желание убить брата и дал для того силу.

9. Гавриил — ангел нижайшего ранга

Гавриил появляется в Библии четыре раза. В одном из упоминаний о нём говорится, что он приходит каждое Рождество — вот и секрет его популярности у людей. Именно он явился Марии и рассказал, что она выбрана на роль матери Сына Божия. В другие свои появления он также выступает в качестве посланника. Его определяют как архангела, а не просто рядового старого ангела. Это важно. Архангелы в небесной иерархии занимают положение выше ангелов, но и над ними стоят другие духовные существа. На самом деле ангельских чинов очень много. В Библии написано, что ангельская иерархия имеет три уровня — сферы. В каждой сфере ещё по три подгруппы. В первую сферу, которая ближе всех к Богу, входят серафимы (это высший ангельский чин), херувимы и престолы — все неотделимые от слова Божия. Во второй сфере есть господства, которые учат людей владеть чувствами и наставляют земных правителей, власти, творящие чудеса, и силы, защищающие добрых людей от дьявольских соблазнов. В последней, низшей и самой далёкой от Бога сфере выше всех стоят архонты (они же начала). Архонты управляют другими ангелами рангом ниже. У каждого земного царства есть собственный архонт, отвечающий за правление царей. Он должен следить, чтобы царями и лидерами становились достойные люди, которые правят от имени Бога. Прямо под ними стоят архангелы — божественные посланники. Таков, например, Гавриил. Ещё ниже стоят ангелы, которые чаще являются людям, творят незначительные чудеса и помогают, если нужно.

А ещё ниже в небесной иерархии стоят люди — они от Бога дальше всех. С этой точки зрения Гавриил, один из немногих библейских ангелов, у которого есть имя и который появляется в сценах у яслей младенца Иисуса во всём мире, даже ниже среднего.

10. Потоп случился из-за грехопадения ангелов

Ангелы почти всегда представляются нам добрыми существами — посланниками и слугами Бога. Даже тогда, когда они сеют смерть, они выполняют Божью волю. Но в одной из интерпретаций библейских текстов во всемирном потопе виноваты ангелы (по крайней мере, отчасти). А потоп уничтожил всё человечество кроме Ноя и его семьи. Согласно Книге Бытия, перед потопом Земля была домом не только для человечества, но и для существ под названием нефилимы (или исполины). Нефилимы были рождены от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Одна из самых расхожих интерпретаций: «сыны Божьи» были ангелами, пришедшие в земное царство и там оставшихся ради удовольствий, которые они нашли. Послание Иуды, глава 1:6, говорит о нефилимах как о тех, кто покинул своё законное жилище и отправился на Землю, а в Бытие они предстают как потомки человеческих женщин и божественных существ. Дебаты ведутся среди христиан. В Еврейской теологии всё намного проще. Когда Бог увидел порчу, овладевшую его созданиями, Азаил и Самсавеил добровольно отправились на Землю, чтобы доказать, что люди сами несут ответственность за свою судьбу. На Земле они не только испытали запретные для ангелов земные удовольствия: Самсавеил ещё и нарушил одну из самых священных клятв — открыл истинное имя Бога смертной женщине. Ему не позволили вернуться на небеса, а женщину, Иштар, подняли к небу и оставили среди звёзд. Самсавеил раскаялся в содеянном, но остался между Землёй и небом. В других версиях целых 18 ангелов вступили в связь с женщинами и произвели потомство.

Но в обеих традициях именно мирской грех вынудили Бога уничтожить всё, что он создал, в том числе гигантов-нефилимов — потомков его любимых ангелов.

Источник: www.publy.ru

Канал Fishki.net в Telegram

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Самые фишки на Фишках

Источник: https://m.fishki.net/1746995-10-rasprostranyonnyh-mifov-ob-angelah.html

Ссылка на основную публикацию