Православные утренние и вечерние молитвы — текст, правила чтения, рекомендации

Православный верующий отличается от мирских людей тем, что в повседневной жизни соблюдает заповеди Божьи и пребывает в молитве. Молитвенное правило для начинающих— чтение определенных воззваний к Всевышнему и святым для приобретения более близкого познания Творца.

Для чего нужны правила

Христиане со стажем знают их наизусть, но у каждого православного человека должен быть «Молитвослов», наполненный текстами воззваний не только утренними и вечерними, но и на все случаи жизни.

Молитвенное правило — это перечень молитв. Для утра и вечера существует общий порядок священного чтения. В каждом индивидуальном случае духовный наставник корректирует молитвенное право, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста.

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендацииМолитвенное правило

Часто начинающие верующие бунтуют против чтения текстов, написанных святыми на трудночитаемом языке. Молитвослов написан на основе воззваний к Господу людей, которые совершили подвиг веры, прожили в чистоте и поклонении Иисусу Христу и были водимы Духом Святым.

Первый образец, ставший неотъемлемой частью молитвенного правила утренних и вечерних молитв, дал Своим последователям Сам Спаситель. «Отче наш» — основное воззвание, которым православные верующие начинают и заканчивают день. Ежедневное чтение молитвослова становится привычкой, наполняющей душу Божьей мудростью.

О важных церковных молитвах:

Церковь предлагает молитвенное правило для начинающих, чтобы младенческая в христианстве душа возрастала в действиях, угодных Творцу.

Ежедневный разговор с Создателем — это живое общение, а не пустой звук. Дерзновение общения со всемогущим Богом предусматривает разговор правильными словами, в которых нет пустоты.

Важно! Обращаясь к Всевышнему, православные тогда наполняются Божьим ведением и Его покровом, когда оставляют суету и полностью погружаются в молитву.

Как правильно вести себя при молитвенном общении

Молитвенное общение всех православных христиан совершается стоя, только престарелые и больные люди могут сидеть. Во время чтения молитвослова в признание своей греховности и несовершенства, показывая смирение, люди кланяются, кто до пояса, а другие совершают земные поклоны.

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендацииМолитвенное общение с Богом

Некоторые православные совершают молитвенное общение, стоя на коленях. Святые апостолы выступали против такого поклонения, объясняя это тем, что только рабы встают на колени, детям этого делать не нужно. (Гал. 4:7) Однако, совершив какой-то грех, не воспрещается стоять в покорности на коленях, вымаливая прощение.

О молитвенных правилах:

Начинающие верующие порой не умеют правильно совершать крестное знамение. Пальцы правой руки следует сложить следующим образом:

  • мизинец и безымянный палец прижать к ладони, они означают, что Иисус был Богом и человеком одновременно;
  • большой, указательный и средний пальцы сложить воедино, троеперстно, как символ единства Отца, Сына и Святого Духа.

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендацииКак правильно креститься

Рисуя в воздухе крест, сложенными пальцами касаются середины лба, затем опускают руку чуть ниже пупка, переходят к правому, а затем левому плечу, только после это совершают поклон.

Небрежное отношение к крестному знамению, по словам Иоанна Златоуста, вызывает радость только у бесов. Крестное знамение, совершенное с верой в благоговении, наполнено Божьей благодатью и является устрашающей силой для бесовских нападок.

Перед чтением духовных текстов следует постараться освободиться от суетных мыслей, это порой непросто, поэтому попробуйте представить великую жертву Христа и свое присутствие перед Ним в этот мир.

Никогда не совершайте своих молитв «для галочки», в духовном мире они будут пустым звуком. Вникайте в каждое слово воззвания к Спасителю, наполняясь Его благодатью и любовью.

Молитвенное правило — закон или благодать

Многих начинающих православных интересует вопрос, если молитва является свободным обращением к Творцу, то зачем ее подгонять под закон.

Саратовский игумен Пахомий на такое обращение уточняет, что нельзя путать свободу и вседозволенность. Свобода верующих состоит в дерзновении пребывания перед престолом Всевышнего, чего не могут позволить себе грешники и некрещеным. Вседозволенность возвращает верующего к прежней жизни, и вернуться под благодать воззваний к Спасителю потом намного труднее.

В духовном мире нет единого мнения относительно длительности и порядка моления перед Всевышним. Одни люди пребывают в благоговейном поклонении часами, а другие не могут выдержать и получаса.

Выработать в себе привычку ежедневно общаться с Творцом поможет регулярное, постоянное времяпровождение в чтении молитв, пусть это будет 15 минут и вечером.

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендацииМолитвенное правило

Для начала следует приобрести «Молитвослов» и читать его. Порой православный человек понимает, что чтение по обязанности превращается в пустую привычку, если это случилось, то можно перейти, как это сделал святитель Феофан Затворник, к чтению псалмов и писаний из Библии.

Главное, ежедневно наполняться поклонением Творцу, входить в Его присутствие, чувствовать Его покровительство в течение дня. Евангелист Матфей писал, что для завоевания Царства Божьего нужно приложить силу. (Матф.11:12)

В помощь начинающему молитвеннику

Для православных верующих существует три молитвенных перечня.

  1. Полное молитвенное правило рассчитано на духовно стойких верующих, в число которых входят монахи, духовенство.
  2. Молитвенное правило для всех мирян состоит из перечня молитв, читаемых утром и вечером, перечень их можно найти в «Молитвослове»:
  • утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
  • вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Серафим Саровский предложил еще одно краткое молитвенное правило для тех мирян, которые по каким-то причинам ограничены во времени или находятся в непредсказуемых обстоятельствах.

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендацииИкона Серафима Саровского

Оно состоит из чтения трижды каждой молитвы:

  • «Отче наш»;
  • «Богородице Дево, радуйся»;
  • «Верую».

Особое внимание чтению духовных воззваний к Всевышнему Творцу и Спасителю следует уделять в период говения, перед принятием Таинства причастия и в час тяжелых жизненных испытаний.

Совет! Милость Божья сопутствует тем, кто начал общение с Богом утром, до завтрака, а закончил чтением духовных текстов перед ужином.

Моральная подготовка к совершению поклонения

Для начинающего православного верующего желательно приобрести «Молитвослов» на современном русском языке, чтобы читая написанное, вникать в каждое слово, наполняясь его силой и благодатью, получать наставление и поддержку.

Это совет Никодима Святогорца, который указывает на важность понимания каждого слова читаемого текста. Со временем многие тексты откладываются в памяти и читаются наизусть.

Перед чтением «Молитвослова» следует попросить Духа Святого показать, есть ли в сердце остатки обиды, горечи или раздражения. Мысленно простить всех обидчиков и попросить прощения у тех, с кем поступили несправедливо, так молятся православные.

По словам Тихона Задонского следует оставить всякий негативизм, ибо, как писал Григорий Нисский, Творец — Добрый, Праведный, Терпеливый, Человеколюбец, Добросердечный, Милующий, цель молитвенного правила преобразиться в образ Творца, приобрести все качества для человеколюбия.

Чтение молитв дома

Иисус Христос учил для общения с Ним уходить в свою молитвенную комнату, закрывши двери от окружающего мира. В каждой православной семье имеется уголок с иконами, правда, все реже там можно встретить лампадку.

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендацииКрасный угол в доме

Перед началом поклонения Богу следует зажечь свечу, желательно ее приобрести в храме. В семье, а это прообраз церкви, имеются свои правила, кто молится в уединении, а некоторые предпочитают делать это сообща, ведь много может усиленная молитва праведника. ( Иак. 5:16)

Феофан Затворник, проводивший много времени в поклонении Богу, пишет, что не надо спешить, приступая к молитвам. Совершив наложение крестного знамения, сделав поклоны, следует некоторое мгновение помолчать, входя в состояние поклонения и благоговения перед Богом. Каждое слово молитвы должно исходить из сердца, его надо не только понять, но и прочувствовать.

Читая «Отче наш»;

  • воздайте хвалу Творцу, Сущему на Небесах;
  • предоставьте под Его волю свою жизнь;
  • по-настоящему простите долги, проступки других людей, ибо это есть обязательные условия для прощения Богом каждого из православных;
  • попросите Его о милости в решении всех материальных проблем словами «хлеб насущный дай нам на сей день»;
  • провозгласите силу Божью в своей жизни и Его покров над вами и вашей семьей.

Если во время чтения «Молитвослова» на сердце появилось желание попросить Бога о какой-то нужде, не откладывайте его на потом, а сразу приносите перед молитвенным престолом Всевышнего.

Господь учит Своих детей быть постоянными и упорными в молитве на примере бедной вдовы (Луки 18:2-6), никакое прошение не останется у Него без ответа. Очень важно во время общения со Спасителем отбросить всю спешку, только в осмысленном воззвании можно достучаться до Бога.

По совету владыки Антония, чтобы не отвлекаться на время при ограничении в нем, следует завести часы, чтобы в нужный момент прозвенел звонок. Неважно, сколько времени длится молитвенное правило и сколько молитв прочитано, главное, что они полностью посвящены Богу.

Святитель Игнатий называет регулярные молитвы для грешников тяжелым трудом, праведники от общения со святыми и Троицей испытывают наслаждение.

Если мысли «убегают», не надо спешить, следует вернуться туда, где началось рассеянное чтение духовного воззвания и начать все сначала. Поможет сосредоточиться на читаемом тексте проговаривание всех воззваний вслух. Недаром говорят, что молитвы, прочитанные молча, слышит Бог, а проговоренные вслух — и бесы.

Силуан Афонский отмечал, что Бог не слышит слов сказанных при пустых мыслях и мирских делах.

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендацииСилуан Афонский

Молитвенный дух укрепляет от регулярности, как тело спортсмена от тренировок. Закончив молитвословие, не надо сразу «набрасываться» на мирские суетные дела, подарите себе еще несколько минут пребывания в Божьей благодати.

Нужно ли читать молитвословие в течение дня

Однажды посвятив свою жизнь Господу, православные люди находятся под Его покровом всю свою жизнь.

В течение всего суетного дня не следует забывать призывать милость Отца словами «Благослови, Боже!», пройдя в испытании, получив награду или благословение, сделав успешно дело, не забудьте отдать всю славу Творцу словами «Слава тебе, Бог мой!»  Попадая в переделки, при болезни и опасности, вскричи: «Спаси меня, Бог!» и Он услышит. Нельзя забывать и о благодарении Господа за все, что ниспослано свыше.

Перед приемом еды не следует забывать поблагодарить Творца за дарованную пищу, попросить Его благословение на принятие ее.

Постоянно пребывая в молитвословии, обретя привычку в любую секунду взывать, благодарить, просить, каяться перед Богом всем сердцем, а не пустыми словами, православный человек становится богомыслящим. Богомыслие помогает понять благость Творца, существование Небесного Царства и приближает православных к Богу.

Видео об исполнении молитвенного правила

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/molitvennoe-pravilo.html

К молитве нужно относиться творчески

Часть 1.

Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского?

О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.

— Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы?

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендации

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно – например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра —  то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью.

Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст — это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано.

Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами.

Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся.

Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян.

Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось.

Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

— Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

— В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения  православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть.

При этом среди изменяемых частей есть повторяемые — ежедневно, еженедельно, раз в год — круги богослужения: суточный, седмичный и годичный.

Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой – вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

Читайте также:  Что значит родинка или родимое пятно на голове - кармический смысл для мужчин и женщин

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендации

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы.

Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то – таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике — там их явно больше, чем в молитвослове.

Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха.

Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее.

Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески.

Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны — какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать — вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову — и спроса-то никакого нет.

— Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть – это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?

— Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать.

Мы изначально предполагаем, что духовник — это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще — одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить.

Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься.

И если сегодня захотелось открыть Псалтырь — не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида — не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души – тут уж как-то самому нужно решать.

— А если захотелось почитать Псалтырь, но не хочется читать начальные молитвы, которые идут перед этим? Можно ли их опускать?

— Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви – «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» — их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» — мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

— Почему молиться надо именно два раза в день – утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами – все, как отрубает.

— Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит — непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно.

В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения.

То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее — другое дело, особенно у матери с детьми.

Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, — ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться – молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках.

Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости – переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть.

Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро – читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

— А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?

— Я когда-то относился к этому очень жестко, думал – ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал – не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

— Как вы относитесь к правилу Серафима Саровского?

— Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой.

Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки.

Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы – это все, на что у него  силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима.

Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом – ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут —  то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Продолжение следует…

Источник: https://www.pravmir.ru/k-molitve-nuzhno-otnositsya-tvorcheski/

Вечерние молитвы — содержание и правила чтения | Православиум

Рубрика: Молитва, Церковный этикет

Подлинную христианскую жизнь невозможно представить без молитвы. Это способ связи, общения человека и Бога. Молитвой можно возносить хвалу Богу, своё покаяние, мольбы или благодарение.

Но в основе любой настоящей молитвы всегда лежит любовь к Создателю, желание приблизиться к Нему и обрести Его спасительную благодать. Сердечное и смиренное обращение ко Всевышнему никогда не останется без ответа.

Каждый христианин должен стремиться к исполнению заповеди о непрестанной молитве. Но необходимым минимумом для верующего человека являются ежедневные утренние и вечерние молитвы.

Православные утренние и вечерние молитвы - текст, правила чтения, рекомендацииВечерние молитвы

Вечернее правило также имеет название “молитвы на сон грядущим”, то есть “молитвы идущим спать”. Многие люди ошибочно говорят “на сон грядущий” и тем самым искажают смысл словосочетания. Вечернее молитвенное правило включает различные обращения к Богу, Пресвятой Троице, Богородице, Святому Кресту.

Мы благодарим Бога за прошедший день, исповедуем свои ежедневные грехи, просим защиты от земных и духовных врагов, помощи в соблюдении заповедей и Божьей воли. В правиле также присутствует молитва святителя Иоанна Златоуста, которая наглядно объединяет все эти нужды и чаяния христианина.

Она состоит из 24 частей, которые соответствуют числу часов в сутках.

Зачем читать вечерние молитвы 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский сравнивал вечернее молитвенное правило с противоядием нашим ежедневным грехам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» указывает на то, что ежедневные молитвы направляют душу на спасительный путь, научают её поклонению Богу, удерживают христианина в смирении и покаянии.

Чтение ежедневных молитв духовно связывает христианина с их составителями: праведными псалмопевцами и подвижниками. Таким образом в своём горячем порыве к Богу душа молящегося уподобляется их душам и приходит в благодатный покаянный настрой.

Ежедневные молитвы укрепляют и напитывают христиан надеждой, умилением и любовью к Богу. Также утреннее и вечернее правила дисциплинируют и настраивают верующего на правильный ритм христианской жизни.

Без соблюдения этого порядка человек выпадает из молитвенной жизни и обращается к Богу лишь от случая к случаю.

Как читать вечерние молитвы

Вечерние молитвы, как и любые другие, следует читать с благоговением и сердечным сокрушением. Прочитать вечерние молитвы желательно перед иконами и зажженной лампадкой. Молиться можно как соборно, всей семьёй, так и в уединении.

Во время молитвы нужно осенять себя крестным знамением, делать поясные поклоны. Неопытному молящемуся стоит ознакомиться с переводом церковно-славянского текста вечернего правила на русский язык.

Толкование вечерних молитв поможет христианину читать их более осмысленно и глубоко.

К вечернему молитвенному правилу лучше относиться со здравым рассуждением. С одной стороны, нельзя поддаваться лени и другим страстям, которые выводят человека из правильного духовного русла. С другой стороны, вечерние молитвы не должны стать ежедневной формальной обязанностью, от которой человек страдает. Христианину нужно соизмерить объём вечернего правила со своими возможностями. 

Читайте также:  Что делать, если треснуло зеркало - примета, подробные толкования и советы

Молитва – пространство для творчества

Молитва должна радовать, а не обременять. Поэтому в тех ситуациях, когда действительно существует необходимость (недостаток времени или чрезмерная усталость), позволительно читать сокращенное вечернее правило.

Можно выбрать для этого отдельные молитвы или же пользоваться кратким молитвенным правилом Серафима Саровского (трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и единожды «Символ веры»). Короткая, но сердечная молитва Богу угоднее мучительного механического вычитывания всего правила.

Также следует помнить и о регулярности вечерних молитв. Лучше прочитать короткое вечернее правило, чем не молиться вообще.

Необязательно читать вечернее правило непосредственно перед сном. В это время молящемуся сложнее сосредоточить свой ум и внимание. Поэтому молитвенное правило можно разделить на 2 части. Первую можно прочитать ранним вечером, до ужина.

Концовку правила (от молитвы «Владыко Человеколюбче…») принято читать непосредственно перед сном.

Молитвенное правило можно не только сокращать, но и дополнять (псалмами, акафистами), если молящийся чувствует такую потребность и находит в себе силы.

Источник: https://pravoslavium.ru/vechernie-molitvy-soderzhanie-i-pravila-chteniya/

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21:2; 30:6).

Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком.

  Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; 
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см.

«Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь.

Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома.

Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно.

Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях.

Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.

Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле.

В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Можно ли сокращать молитвенное правило?

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

  • Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
  • Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
  • С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
  • В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны? 

Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

***

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

***

Протоиерей Алексий Уминский:

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души.

Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.

Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

  1. ***
  2. Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила: 
  3. «а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…
  4. б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
  5. в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
  6. г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
  7. д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце.

Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны.

Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

См. ВНИМАНИЕ В МОЛИТВЕ, БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ

Источник: https://azbyka.ru/molitvennoe-pravilo

Молитвы утренние и вечерние

Утром, вставши от сна, еще на постели, перекрестись с молитвою: Господи,
Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.

Вставши с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с
благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою
устремляя к невидимому Богу и его святым, истово, не спеша, ограждая себя
крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву
мытаря:

Боже, милостив буди мне грешному (поклон). Создавыи мя, Господи, и
помилуй мя (поклон). Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя,
грешнаго (поклон).

Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присно блаженную
и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и
славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую
Богородицу, Тя величаем (поклон всегда земной).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон). И ныне и присно и во веки
веком, аминь (поклон).

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея
Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела
моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго,
яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (поклон земной, без крестнаго
знамения)
.

Эти молитвы называются «началом» или «приходными и исходными
поклонами» потому, что они совершаются в начале и после всякого
молитвенного правила.

После этого повтори молитву мытаря с поклонами:

Боже, милостив буди мне грешному (поклон). Создавыи мя, Господи, и
помилуй мя (поклон). Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя
грешнаго (поклон).

И с благоговением начинай утренние молитвы.

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии,
помилуй нас. Аминь (поклон всегда поясной). Перекрестись и говори трижды:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради.

Далее: Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред
Тобою (поклон), но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя
(поклон), да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя
Твое святое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком.
Аминь (поклон).

  • Обведенные чертой молитвы вечером не читаются.
  • Далее перекрестись и читай:
  • Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, Иже везде сыи и вся
    исполняя, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и
    очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душа наша.
Читайте также:  Пустая карта таро - значение, толкование в раскладах и в сочетаниях

Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй
нас (трижды с поклонами). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и
ныне и присно и во веки веком. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй
нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша.
Святыи, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради. Господи
помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и
присно и во веки веком. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех, да
святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущныи даждь нам днесь. И
остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи
Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. Господи помилуй (12
раз)
.

Если утро — читается:

От сна востав, благодарю Тя, Всесвятая Троице, яко многия ради
благости и долготерпения не прогневася на мя грешнаго и лениваго раба
Твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбствова. И
в нечаянии лежаща, воздвиже мя утреневати и славословити державу
Твою непобедимую.

И ныне, Владыко, Боже Пресвятыи, просвети
очи сердца моего и отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и
разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании
сердечнем. Воспевати же и славити пречестное и великолепое имя
Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком.

Аминь.

Если вечер:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веком.
Аминь.

Далее, как утром, так и вечером, читай:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон). Приидите,
поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон). Приидите, поклонимся
и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему
(поклон).

ПСАЛОМ 50 (покаянный)

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот
Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омыи мя от беззакония моего и от
греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною
есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Яко да
оправдишися в словесех Своих и победиши внегда судити.

Се бо в
беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил
еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя
иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси
радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от
грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во
мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от
Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми
радость спасения Твоего и духом владычным утверди мя. Научу
беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от
кровий, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде
Твоей.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу
Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всесожжения не
благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно
Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона; и
да созиждутся стены Иеросалимския. Тогда благоволиши жертву
правды, возношение и всесожигаемая.

Тогда возложат на олтарь Твой
тельца.

Ограждая себя благоговейно крестным знамением, произносим СИМВОЛ
ВЕРЫ — слова святых отец Первого и Второго Вселенского собора (крестное
знамение без поклона):

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа, Исуса Христа, Сына
Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от
Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна
Отцу, Им же вся быша.

Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася.
Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна. И
воскресшаго в третии день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его
же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и
Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном
споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую
соборную и апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во
оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века.
Аминь.

Далее:

Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою,
благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко
родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (с поклонами
трижды)
.

О! Всепетая Мати, рождьшая всех святых святейшее Слово, нынешнее
приношение приемши, от всякия напасти избави всех, и грядущия изми
муки, вопиющия Ти: Аллилуия (трижды, с поклонами земными).

Непобедимая и божественная сила честнаго и животворящаго Креста
Господня, не остави мя грешнаго, уповающаго на Тя (поклон). Пресвятая
Владычице моя Богородице, помилуй мя, и спаси мя, и помози ми ныне, в
жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).

Вся небесныя
силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте
мя, и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми
ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).

Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о
мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и
во исход души моея, и в будущем веце (поклон).

Святыи великии
Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя, и помолися о мне
грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход
души моея, и в будущем веце (поклон). Святии славнии апостоли,
пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси
святии, помилуйте мя, и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и
помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце
(поклон).

После сего молись по три раза с поклонами следующие молитвы.

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе. Господи Исусе Христе, Сыне
Божии, помилуй мя грешнаго. Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя грешнаго раба Твоего. Ангеле
Христов, хранителю мой святыи, спаси мя грешнаго раба Твоего.

Святии архангели и ангели, молите Бога о мне грешнем. Святыи великии Иоанне,
пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем.
Святыи славныи пророче Илие, моли Бога о мне грешнем. Святии праотцы,
молите Бога о мне грешнем. Святии пророцы, молите Бога о мне
грешнем.

Святии апостоли, молите Бога о мне грешнем. Святии славнии
апостоли и евангелисти: Матфее, Марко, Луко и Иоанне Богослове,
молите Бога о мне грешнем. Святии славнии верховнии апостоли
Петре и Павле, молите Бога о мне грешнем.

Святии велиции трие
святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте,
молите Бога о мне грешнем. Святителю Христов Николае, моли Бога о
мне грешнем. Преподобныи отче Сергие, моли Бога о мне грешнем.
Святыи священномучениче и исповедниче Аввакуме, моли Бога о мне
грешнем.

Святителю Христов и исповедниче Амвросие, моли Бога о мне
грешнем. Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие
вселенней, молите Бога о мне грешнем. Святии вси, молите Бога о мне
грешнем.

После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому,
празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь. Не
забудь помолиться и епитимию, какие поклоны имеешь от духовного
отца.

Потом молись о здравии правящего епископа, духовного отца, родителей,
родственников и близких, по три раза произнося с поклонами о здравии и о
спасении:

Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Своих (поклон) (называй имена,
за кого молишься)
. Избави их от всякия скорби, гнева и нужды (поклон). От
всякия болезни душевныя и телесныя (поклон). И прости им всякое
согрешение, вольное и невольное (поклон). И душам нашим полезная сотвори
(поклон).

Потом помолись за упокой духовных отцов, родителей и близких, и за
кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами:

Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (поклон) (называй имена, за
кого молишься)
. И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко
Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон). Вечныя муки избави
(поклон). Небесному царствию причастники учини (поклон). И душам нашим
полезная сотвори (поклон).

Заканчивая молитвы, говори:

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших
во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя, милости Твоея ради
(поклон земной). Все упование мое к Тебе возлагаю, Мати Божия,
сохрани мя во Своем си крове (поклон земной). Упование ми Бог, и прибежище мое Христос, и покровитель ми есть Дух Святыи (поклон
земной)
.

Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присно блаженную
и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и
славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую
Богородицу, Тя величаем (поклон всегда земной).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон). И ныне и присно и во веки
веком, аминь (поклон). Господи помилуй, Господи помилуй, Господи
благослови (поклон).

И отпуст:

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея
Матере и преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и
спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

И, наклонившись до земли, без осенения себя крестным знамением, читай
прощение:

Ослаби, остави, отпусти, Боже, согрешения моя, вольная и невольная,
яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме
и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко Благ и
Человеколюбец. Аминь.

Вставши, читай молитву сию с поклонами:

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче.
Благотворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и
уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи
(поклон). В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущих свободи, по
водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим, исправи и
поспеши (поклон).

Помяни, Господи, и плененныя братию нашу, единоверных
православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).
Помилуй, Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам,
недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).

Помилуй,
Господи, труждающихся и служащих нам, милующих и питающих
нас, и даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечныи
(поклон). Помяни, Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу
и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).

Помяни,
Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума
святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь
(поклон).

  1. Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом (смотри
    «приходные и исходные поклоны» в начале).
  2. По окончании молитв, как утром, так и вечером, ограждаясь своим
    нательным крестом, говори:
    Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, благослови
    и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего.
  3. После этого целуй крест.
  4. И читай молитву Кресту, перекрестясь:

Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его, и да бежат от лица Его
ненавидящии Его, яко исчезает дым, да исчезнут.

Яко тает воск от лица
огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменающихся
крестным знамением, и да возвеселимся рекуще: радуися, Кресте Господень,
прогоняя бесы силою на Тебе пропятаго Господа нашего Исуса Христа, во ад
сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и давшаго нам Крест Свой Честныи
на прогнание всякаго супостата.

О! Пречестныи и Животворящии Кресте Господень, помогай ми, с
Пресвятою Госпожею Богородицею, и со всеми святыми небесными силами,
всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Источник: https://www.molitvoslov.com/text1000.htm

Ссылка на основную публикацию