Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских — значение, отличия и особенности

Особенности обряда имянаречения у славян, а также других народов. О выборе имени и наречении сложено немало примет. Некоторые из них соблюдаются по сей день.

Обряд имянаречения у славян был своего рода возрастной инициацией, который проводился когда отроку исполнялось 12 лет. До этого времени ребенка называли «чадо», не делая разницы между девочками и мальчиками.

Различать детей по половой принадлежности начинали только после обряда имянаречения. До этого у детей могло быть детское прозвище, которое полагалось смывать водой, чаще всего в реке.

Только после этого ребенок получал «взрослое» имя.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

До 12 лет детям давали прозвище

Славянские традиции имянаречения подразумевают очень серьезное отношение к имени. Оно символизирует судьбу человека, направление его жизненного пути, а также может являться оберегом, защищающим от зла.

Не секрет, что для наведения порчи или другого негатива требуется знать как зовут объект колдовства. Для того, чтобы запутать возможных недругов, существовали тайные имена. Со временем их заменили те, которые давали при крещении.

Впрочем, теперь чаще всего крестят так, чтобы святой-покровитель совпадал с паспортными данными младенца.

У зрелого мужчины-славянина могло быть до двенадцати имен. Первое, детское прозвище, при рождении давали родители. После достижения возраста 12 лет его забывали, смывая речной водой.

В 12 лет, по славянским традициям, человек переставал быть ребенком и начинал свою взрослую жизнь.

Его считали способным отвечать за свои действия, относительно самостоятельным членом общества, который уже через несколько лет создаст свою семью.

Славянский обряд имянаречения имел право проводить только волхв или жрец, в самом крайнем случае — повитуха. Он вводил ребенка в медитативный транс, и сам в таком же состоянии следовал за его видениями.

Эти духовные странствия приводили жреца к знаниям о предназначении человека. Здесь нет никакой предопределенности судьбы, дело в том, что перед приходом в мир душа человека знает, для чего рождается вновь.

После этого волхв давал ребенку два имени — общее, которое знали все, и тайное, которое знал только он сам и волхв. Тайное не открывалось никому, даже родственникам. Иногда во время медитации жрецы узнавали людей, которые жили несколько десятилетий назад. Тогда они сами называли свои имена или по своим причинам просили жреца дать новые.

Разница между тайным, или истинным и общим именем кардинальна. Дело не только в том, что о последнем может знать даже первый встречный, а тайное не говорят никому. Общее имя — это только напоминание о пути, который придется пройти, будучи взрослым.

Тайное же отражает истинную суть человека. По сути, обряд имянаречения у славян был сакральным обрядом, который открывал судьбу человека.

После реинкарнации душа теряет память, и задача жреца — вернуть ее на подсознательном уровне, напомнить о цели прибытия в мир живых.

Знания о тайных именах считаются утерянными. Общие же имена можно классифицировать по варнам, или кастам — такие были не только в Индии, славяне пользовались многими восточными идеями. Так, имена будущих волхвов, воинов и хлебопашцев отличались друг от друга.

Волхвы носили имена, подчеркивающие их мудрость — Велимудр, Любомысл, Световид. Имена воинов и князей соответствовали их роду занятий — Станислав, Мстислав, Бронислав.

Имена земледельцев, охотников и рыбаков, в основном, подчеркивали их черты характера — Светлан, Миролюб, Веселина.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности
Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

Славянские обряды всегда проводились в особенных местах — священных рощах, вершинах гор, капищах, в храмах. Если таких мест в округе не было, обряд имянаречения наши предки проводили в бане, возле печи или на пороге дома.

Если вы собираетесь принять общее и истинное имена, лучше последовать этим традициям. Перед этим желательно соблюдать пост в течении 40 дней, ограничив себя в мясной и молочной пище. За 9 дней до обряда пост должен быть строгим.

Непосредственно перед ним следует сходить в баню или хотя бы облиться водой из родника.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенностиИмянаречение в исламе — не менее важное мероприятие, чем выбор имени для славянина. Мусульмане считают, что имя – это часть личности человека. От правильного выбора зависит формирование характера человека и направление его жизненного пути. Поэтому имена должны быть красивыми и благозвучными. Мусульмане часто называют детей в честь святых и пророков.

Так сказал посланец Аллаха:

Каждый младенец связан с «аль-акыка», на седьмой день после рождения обривают голову, дают имя, режут за него животное.

Акыка — это принесение в жертву барана в честь рождения ребенка. Так, во время обряда имянаречения у мусульман обязательно режут барана, а ребенку сбривают волосы. Происходить он должен на седьмой день после рождения.

Но современные мусульмане, как и представители других народов, отдалились от древних традиций. Теперь положено давать имя ребенку не позднее седьмого дня — это все, что осталось от традиций имянаречения у мусульман.

Но значение мусульманских имен все еще не потеряло своей важности. Так, ее подчеркивал пророк Мухаммад:

В День Суда вас вызовут по вашим именам и по именам ваших отцов, выбирайте же хорошие из них. Истинно любимые пред Аллахом — Абдуллах (раб Аллаха) и Абдурахман (раб Милостивого).

Приставка «абд» переводится как «раб». Так, имя Абдуллах переводится как «раб Аллаха». Придумывание прозвищ в мусульманской традиции считается неприглядным поступком, если прозвище может кого-либо обидеть.

Их не дают ни детям, ни взрослым, ни знатным, ни простолюдинам. Если данное при рождении имя несет неприятный смысл или не является благозвучным, его разрешается поменять.

При принятии ислама человеком с другой верой смена имени не является обязательной, но допускается.

Имянаречение у татар схоже с мусульманским обрядом, и это неудивительно, ведь большинство представителей этого народа исповедует ислам. Татары верят, что имя влияет на судьбу человека и качества его характера. Они выбирают татарские или мусульманские имена, европейские или русские дают детям крайне редко.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенностиОбряд имянаречения у татар совершается на седьмой день после его рождения. Если к этому времени родители еще не определились с именем, которое должен носить их наследник, обряд можно перенести на десятый день. В крайних случаях допускается наречение именем на сороковой день после рождения ребенка. Татары верят, что безымянные дети склонны к заболеваниям и сглазам.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

Обряд имянаречения проводит мулла. После него ребенок считается частью общества. Он получает покровительство высших сил, которые дарят человеку истинную суть. На обряде обязательно присутствуют почтенные старцы, а также родственники ребенка.

Каждый гость должен трижды плюнуть через левое плечо, чтобы отвести сглаз. Под подушкой девочки должен лежать нож, а мальчика — ножницы. Это — обереги от сглаза. Первенцу должна дать имя мать отца новорожденного.

Остальных детей нарекают уже родители.

У татар имянаречение — большой праздник. В честь него накрывается стол с угощениями для гостей. Гости обязательно дарят подарки для ребенка.

Обычно это одежда, пеленки или деньги, иногда детские вещи вроде колясок. По татарским приметам, после ухода гостей ребенок всегда плачет и капризничает.

Дело в сглазе, и избавиться от него можно с помощью купания, обмывания дверной ручки и молитв бабушки — матери отца.

Об именах сложено немало примет. В основном, это полузабытые языческие традиции, которые с приходом христианства смешались с новыми понятиями, которые диктовались церковью.

Так, не принято рассказывать кому-либо о том, как вы будете нарекать ребенка. Не делают этого до крещения, то есть, пока младенец не получит от Господа ангела-хранителя, который защитит его.

До крещения дети склонны к сглазам, на них очень легко навести порчу.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенностиНельзя «давать имя на имя», то есть, называть ребенка именем, которое уже носит кто-то из членов его семьи. Особенно плохо, если этот родственник живет или будет жить в одном доме с младенцем. В народе верят по сей день, что в результате один из тезок проживет меньше, чем ему суждено. Дело в том, что им придется делить одного ангела-хранителя, а также удачу и счастье. Но иногда поверья советуют матери назвать одну из дочерей так же, как зовут ее саму. Так делают, если в семье рождаются только девочки, чтобы зачать сына.

Нежелательно называть детей в честь умерших родственников. Младенец может повторить их судьбу. Особенно плохой эта примета становится, если родственник прожил недолго, был несчастлив или принес немало зла людям. Особенно наши предки боялись утопленников. В виде исключения можно назвать младенца в честь дедушки или бабушки, если они жили счастливо.

В целом, существует немало примет об именах, которые дают детям. Славянские традиции существенно отличались от современных. Однако они сохранились практически в полной мере, и люди, которые чтят законы жизни предков, могут их соблюдать. Практически во всех культурах мира верят и сейчас в то, что к выбору имени нужно подходить ответственно. Ведь оно влияет на характер и судьбу человека.

Источник: https://asmodeus.su/obryady-i-ritualy/obryad-imyanarecheniya-u-slavyan-i-drugix-narodov

Обряд имянаречения

Культура древних славяно-ариев включала в себя достаточно обширную обрядовую часть, которая в отличие от ритуальных действ современных конфессий, обладала не только метафорическим аспектом. Вообще слово «обряд» было образовано методом сращения основ от словосочетания «оба рядом».

То есть речь идет о жреце (волхве) и человеке, который стоит рядом с ним с целью приобщения к некоторым истинам.

Понятие истины в данном случае имеет образное значение, ведь чаще всего речь шла об открытии жрецом энергопотока (канал) определенного спектра и определенной интенсивности, который взаимодействовал с тонкими телами людей, участвующих в обряде.

Были обряды, скажем так, общественные (вроде празднования Купалы), которые проводились ежегодно и в которых участвовали все без исключения жители определенного населенного пункта (или даже целой веси). В тоже время были обряды сакральные, которые проводились наедине с человеком. Такие обряды чаще всего насилии жизнеутверждающий характер, и одним из таких обрядов является обряд имянаречения.

Обряд имянаречения у славян многие исследователи называют возрастной инициацией, которая в действительности характерна для многих культур. На самом деле это не совсем так. Обряд имянаречения, как следует из его названия, заключается в том, чтобы дать человеку имя.

С одной стороны все просто, и в тоже время все мы знаем поговорку «как корабль назовешь – так он и поплывет». К выбору имени наши Предки подходили особенно серьезно, потому что имя – это одновременно и оберег и судьба человека. На самом деле у зрелого мужа могло быть до двенадцати имен, но об этом мы поговорим в другой раз.

Важно то, что имя, которое родители дают ребенку при рождении, имеет значении лишь первые двенадцать лет жизни этого ребенка.

Читайте также:  Предсказания эдгара кейси о будущем, третьей мировой и боге

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

В традиции до двенадцати лет ребенка именуют «чадо» и не делают никаких различий между мальчиками и девочками. В двенадцать лет «чадо» перестает быть ребенком, обо «обретает» пол и жизненное предназначение. С двенадцати лет, как считали наши предки, человек сам в состоянии отвечать за свои поступки.

Не нужно сравнивать с современным понятием совершеннолетия, речь здесь идет совсем о другом аспекте. В двенадцать лет ребенок вступает на свой жизненный путь, он становится самостоятельным (относительно, разумеется) и независимым человеком, он фактически перестает считаться ребенком.

Именно в это время наши предки проводили обряд имянаречения.

Во время обряда жрец (при этом обязательно волхв) вводил ребенка в направленную медитацию, позволяя ему самостоятельно определить свой жизненный удел. При этом ребенок далеко не всегда мог правильно интерпретировать увиденные им образы, поэтому жрец также входил в медитативное состояние и следовал за ребенком в его странствиях.

В итоге пути ребенок открывал свое предназначение. В зависимости от предназначения жрец давал ребенку два имени – истинное (тайное) и общее. Истинное имя знал лишь ребенок и жрец, больше никто никогда не должен был знать это имя (даже родичи).

Общее имя отныне становилось личным именем этого человека, под этим именем его знали, этим именем его называли.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

Нередки случаи, когда во время медитации жрец понимал, что в ребенке воплотился его древний Предок, приходя в земной мир для решения определенных задач. Тогда сущность сама называла жрецу свое имя, либо ввиду некоторых причин просила назвать его другим именем.

На самом деле во время обряда имянаречения могло происходить множество удивительных явлений, но итог всегда был один – ребенок получал истинное и общее имена.

При этом истинное имя отражало суть человека, его жизненный стержень, тогда как общее имя было его ориентиром, напоминанием о предназначении. Вообще у наших Предков с именами связано очень много особенностей и нюансов, о которых мы обязательно поговорим в рамках других материалов.

Сейчас важно понять, что обряд имянаречения у славян – это вовсе не инициация. Это глубинное, сакральное действо, которое фактически определяло, а если точнее, то открывало судьбу человека.

Но речь вовсе не идет о том, что кто-то определял будущее человека вместо него самого. На самом деле сущность отлично знала, куда, когда и зачем она пришла, но ее воплощение в земном мире почти всегда было сопряжено с определенными потрясениями (об этом – в рамках другого материала).

Поэтому, приходя в явный мир, сущность ввиду неизбежных обстоятельств фактически теряла память о том, кто она, откуда прибыла и какие цели преследовала. Задача жреца во время обряда имянаречения заключалась в том, чтобы, грубо говоря, «напомнить» сущности о ней самой.

Именно поэтому славянское имянаречение ни в коем случае нельзя сравнивать с обрядом инициации, достаточно любопытным и важным, но во многом банальным действием, характерным, чаще всего, для менее развитых культур.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

Купить обереги можно тут:

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности
  • Цена:16900 руб.
  • Метал: золото
  • Вес: до 6,5 гр.
  1. Цена:1800 руб.
  2. Метал: серебро
  3. Вес: до 6 гр.
  • Цена:6500 руб.
  • Метал: серебро с золотом
  • Вес: до 10 гр.
  1. Цена:3000 руб.
  2. Метал: серебро
  3. Размер: 30 мм.

Смотрите так же:

  • Мидгард земля
  • Обряды славян
  • Славянские татуировки

Источник: http://radogost.ru/imjanarechenie.html

Обряд имянаречения в исламе и христианстве

В славянской культуре существовало множество различных обрядов. ИмяНаречение являлось наиболее значимым и интересным ритуалом у славян. Такой обряд обладает не только чисто бытовым смыслом, но также и глубоким сакральным.

Согласно любой религии, у человека обязательно должно быть имя. Славяне считали, что имя являлось неотъемлемой частью любой личности. Именно имя определяло путь и предназначение человека.

В славянской вере такой священный обряд являлся неотъемлемой частью самоусовершенствования человека, его духовного развития. Именно с наречения человек начинает свой жизненный путь. Главная цель данного обряда — приобщение личности к Роду славян.

Посредством наречения Тело, Дух и Душа человека сливаются в единое целое. Традиции и верования славян предполагали, что лишь прошедший процедуру наречения человек, становился действительно полноценным, а значит, занимал достойное место в роду.

Предшествовали ему роды, выбор общественного наименования, наречение Богородицей роженицы, подбор кумовьев, приобщение дитя к родному дому, ритуал «сливания», или закрытие врат Нави. После наречения у славян было принято постригать младенца. Данная процедура проводилась спустя год после рождения малыша. Именно пострижны завершали родильные обряды у славян.

Нюансы проведения ритуала

Проводить такое священнодействие как ИмяНаречение допускалось лишь опытным Волхвам, Ведунам высших званий и Жрецам Славянской Веры. Славянское имя присваивалось новорожденному в период с 9 по 40 день с момента рождения.

Причем проводить такой обряд для мальчиков рекомендовалось в Перунов День, то есть четверг, для девочек — в День Макоши, то есть пятницу.

Помимо этого, для любого славянского священнодействия подходило воскресенье, иначе говоря, День Дажбога.

Исходя из полученной информации, Ведун определял, под каким созвездием был рожден ребенок, соответствующее тому моменту время Годового Круга и прочие важные календарные даты.

Ведуном после анализа информации выбиралось родовое имя ребенка, разглашать которое не допускалось вплоть до его 14-летия. Причем сами дети узнавали о нем именно в 14 день рождения.

Такая предосторожность исключала возможность наведения порчи или сглаза на данного человека.

Помимо этого человеку после рождения давалось общественное имя, под которым он был известен остальным людям. Такое имя давалось ребенку не позже 16 дня после его рождения.

Важно, чтобы ребенка не нарекали в честь отца, брата, дочери, матери и остальных членов семьи.

У славян считалось, что таким образом лег-хранителю (ангелу-хранителю) будет сложно уберечь от неприятностей нескольких одинаково названных человек.

ИмяНаречение предполагает несколько вариантов проведения данного обряда.

В современной России после рождения ребенка в ЗАГСе оформляется официальная бумага (свидетельство о рождении) с указанием имени, фамилии и отчества малыша. Однако при крещении детям могут даваться и вторые имена.

На Руси традиция давать потаенные имена новорожденным сохранялась вплоть до XVIII столетия. Существует множество сценариев проведения нарекающего имя обряда.

Так, известен обряд ИмяНаречения, когда имена давались людям ранее не крещенным и не состоящим в какой-то другой вере.

Для этого человеку требовалось встать лицом к Священному Огню, после чего Волхв окроплял родниковой водой лицо, чело и темя нарекаемого, при этом произнося специальные слова.

Затем Волхв отрезал у нарекаемого прядь волос и бросал ее в Огонь, одновременно с этим шепотом приговаривая новое имя человека. Данное имя не допускалось знать никому кроме Волхва и самого человека. В завершение ритуала Волхв трижды называл человеку его новое имя.

В случае если человек ранее уже имел потаенное имя или был приверженцем другой веры, например ислама, ему сперва приходилось проходить очищение. Существует и наиболее сложный славянский сценарий проведения такого обряда. В данном случае он будет включать три этапа: темный, светлый и ИмяНаречение.

Для такого ритуала понадобятся:

  • Два Волхва — темный и светлый;
  • Помощник Волхва;
  • Обрядовый отец и обрядовая мать;
  • Две повитухи;
  • Три покрывала и пеленка;
  • Творог, молоко и мед;
  • Чаша с водой и рог для молока;
  • Национальная одежда для виновника обряда;
  • Братина;
  • Напиток — квас, пиво, вино.

В любой религии (христианстве, исламе, иудаизме) и культуре рождению ребенка уделяется пристальное внимание, поскольку это очень важное и долгожданное событие. Одной из самых важных и ответственных процедур в таком случае является обряд ИмяНаречения.

Так, по церковной православной традиции имена детям выбирают сами родители, священник лишь помогает определиться с выбором. Во время крещения человеку запрещено давать языческие имена. Очень часто ребенку дается имя в честь Святого, день памяти которого отмечается в день рождения младенца.

Помимо этого, Святой, именем которого нарекается человек, считается его заступником и защитником.

Обряд ИмяНаречения очень важен у мусульман. В исламе имя просто так не дается — учитываются и его звучание, и значение, а также религиозные традиции мусульман.

Чаще всего мальчиков называют значениями-эпитетами Аллаха, а девочек — имеющимися в Коране именами. Важно, чтобы они были звучны и нежны.

В исламе мальчик получает свое имя в процессе ритуала «обрезания», сценарий которого неизменен, тогда как девочка — в день чтения Торы, то есть следующий за днем ее появления на свет.

У католиков и православных обряд ИмяНаречения также имеет огромное значение. Стоит отметить, что католики выбирают свои наречения из католических святцев, в которых собраны все имеющиеся. Большинство их имеют библейское значение. Католики не признают сокращений и крайне бережно относятся к своим полученным именам.

Опасны ли такие обряды?

Вне зависимости от того, какой сценарий был выбран для проведения подобного ритуала, ничего опасного в его осуществлении нет. Никаких последствий церемония ИмяНаречения не влечет.

Единственное, в православном христианстве могут возникнуть проблемы с церковью, если человек имеет языческое имя. Как известно, без имени человеку сложно прожить. Нередко, иностранные граждане, прибывая в чужую страну на постоянное место жительства, берут себе местные имена, для упрощения жизни в новом регионе.

Видео: Обряд имянаречение

Прочесть о других видах религиозных обрядов:

  • Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенностиКрещения
  • Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенностиПохоронные
  • Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенностиРаскрещивания

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

Источник: https://felomena.com/magia/obradi/religioznie/imyanarechenie/

Обряд имянаречения у славян | Славяне

Основываясь на представлениях славян об обряде инициации – имянаречении, можно сказать, что получение нового имени для человека – это обретение новой стези по жизни.

Имя подбирается осознанно, в соответствии с проявленными качествами человека и имеет свое значение, а не просто набор букв и красивое звучание.  Часто имя само открывается при общении с Родными Богами и Предками.

Поэтому имянаречение у славян проходит в более осознанном и старшем возрасте, а не в младенчестве. Чтобы получить судьбоносное имя славяне проводят особый обряд имянаречения.

Имянаречение у славян

Среди славянских имен, которые осознанно давались детям или взрослым людям, существовали следующие имена, отражающие род занятий:

  • волховские или жреческие;
  • боярские;
  • княжеские;
  • купеческие;
  • воинские;
  • ремесленные;
  • крестьянские.

Но были имена, которые выражали нечто более, чем статус в обществе. Например, такие имена, как:

  • благословляющие;
  • мирские;
  • защитные (имена-обереги) и другие.

Имя, которое выбирается человеком по славянской традиции, либо которое приходит как дар от Богов или как пожелание Предков, может выполнять следующую задачу:

  • отражать личные качества;
  • служить побудительным мотивом для самосовершенствования;
  • быть защитой от потустороннего зла;
  • сберегающее силу Духа.

Имянаречение может давать два имени: одно – тайное, другое – явное. Первое как раз и служит для того, чтобы сберегать человека так, чтобы на него никто не смог повлиять из потусторонних недобрых сил. Такое имя известно только Богам и жрецу (волхву), который проводит обряд. Второе является всем как имя, имеющее особое значение для человека и окружающих. Оно может отражать саму истотность личности, данную от Природы, а может подчеркивать устремления человека.

Читайте также:  Семья люцифера - сын, дочь, жена, отец, мать. их описание в библии и мифологии

Важным моментом в выборе особого имени являлось также и его звучание, которое играло не столько роль обозначения, сколько «песню Души».

Например, звучные, яркие, мужественные и быстро произносимые имена: Яросвет, Ревята, Поревит, Буян, Ратибор, Ждан, Искрен и так далее – давали человеку возможность приобретать качества яркие, броские, решительные и прочие.

Точно также и с другими именами – при мелодичной «песне Души» человек приобретал спокойный покладистый нрав – Велеслав, Всеволод, Любим, Милорад, Велимира, Голуба и так далее.

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

СЛАВЯНСКОЕ ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Какое славянское имя могло бы быть у вас, если бы вы жили в те далёкие времена?

Пройти тест

Обряд имянаречения у славян

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских - значение, отличия и особенности

Перед участием в таком обряде следует воздержаться от приема пищи, либо ограничить содержимое блюд, сделав их постными. Также важно проводить духовные практики – обращение по утрам и вечерам к Родным Богам и Предкам. Затем требуется принять омовение – водное очищение в бане, умыться родниковой водой с обязательным простым обращением к Водице Сестрице. Одежда должна быть славянской у всех участников.

В далеком прошлом предки славян сразу младенцам имена не давали, а просто называли детей – «чадо».

Только спустя определенное время, когда чада достигают определенного возраста, либо проявляют явные качества и способности, проводились обряды очищения, «вочеловечивания» и выхода из Иного Мира в Мир Яви. Одним из способов такого перехода как раз и являлся обряд имянаречения у славянских народов.

Этот мудрый обычай отличается от современного, когда имена дают родители при рождении, опираясь больше на свои желания. Обряд имянаречения несёт в себе уважение к личности ребёнка и делает того осознанным человеком, понимающим себя самого.

  • Подробнее:
  • Славянские обряды и праздники
  • Славянские традиции родов
  • Славянский культ предков
  • Свадебный обряд в традиции славян

Источник: https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/imyanarechenie-u-slavyan/

Как дают имя ребенку у мусульман: сроки и порядок наречения

Каждому мусульманину Всевышним предписано выполнить важнейшую миссию – оставить после себя праведное потомство. Истинно верующие люди стремятся воспитывать в своих детях благой нрав с первых минут их жизни. Своеобразной «отправной точкой» в этом служит обряд имянаречения (или «исем кушу» у татар и ряда других тюркских народов).

Итак, несколько месяцев ожидания и подготовки к появлению нового члена семьи позади – долгожданный малыш возвращается с мамой домой. Имя для мальчика (или девочки) родители уже выбрали. Осталось дело за малым – провести процедуру наречения им согласно исламским канонам. Однако многие мусульманские пары задаются вопросом, когда и как правильно совершается этот обряд.

1. Срок

В исламской традиции принято проводить имянаречение на седьмой день после рождения ребёнка, т.к. это соответствует Пречистой сунне Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.). Однако существуют достоверные хадисы, указывающие на то, что Пророк Мухаммад (с.г.в.

) делал эту процедуру и в первый же день. Основываясь на обоих вариантах, некоторые богословы сделали вывод, что имя желательно дать в течение первой недели жизни малыша.

Тем более, что в современных реалиях сделать это в день рождения невозможно в силу объективных факторов – младенец лежит с мамой в роддоме несколько дней.

Также важно не затягивать с обрядом. Ведь чем раньше мусульманин обретёт имя и услышит священные слова, тем более благовоспитанным он будет и тем раньше он будет защищён от козней Иблиса.

Если по какой-либо причине недельный срок был упущен, допускается наречение именем в любое иное время. Известно немало случаев, когда в роли «новорождённого» выступали взрослые люди (например, человек родился в атеистической семье, пришёл в ислам из другой веры или хочет сменить своё имя на более благозвучное).

2. Место и формат

Относительно места совершения обряда в исламских источниках нет конкретных указаний. Традиционно у мусульманских народов его проводят дома за праздничным столом с приглашением гостей.

И связано это с другим исламским обычаем – жертвоприношением в честь новорождённого (акика), которое делают как раз на 7-й день. Аиша (р.а.) рассказывала, что её достопочтенный супруг (с.г.в.

) совершил такой курбан ровно через неделю после появления на свет внуков Хасана и Хусейна, а также дал им имена. Одновременно с акикой сунной считается сбривание первых волос с головы младенца. Отметим, что оба ритуала относятся к категории мустахаб, т.е.

желательных для мусульман-родителей, а не ваджиб (обязательных). Часть мяса жертвенного животного идёт на угощение родственников, собравшихся у хозяев дома по случаю пополнения.

И хотя домашнее застолье считается более предпочтительным форматом мероприятия (способствует укреплению родственных связей, содержит элементы садака, наполняет благодатью жилище), некоторые родители проводят имянаречение в мечети или же приглашают к себе имама (либо просто знающего порядок процедуры мусульманина) без организации особоготоржества. Имя ребёнку может дать и сам отец. Как бы то ни было, следует исходить из материальных возможностей семьи, ведь Аллах судит о наших деяниях не по внешним проявлениям, а по намерениям.

3. Процедура

Ребёнка следует укутать в чистую белую пелёнку (как символ пожелания чисто й и светлой жизни), положить на подушку головой к кыйбле и прикрыть лицо.

С этого момента присутствующим на обряде необходимо соблюдать тишину и внимательно слушать человека, совершающего имянаречение. В качестве последнего может выступать только мужчина-мусульманин.

Он становится в полный рост, устремив свой взор в направлении Каабы, и произносит азан:

  • Аллааху Акбар – 4 раза
  • Ашхаду алля(а) иля(а)ха иллялЛаах – 2 раза
  • Ашхаду ання Мухаммадар-расуль улЛаах – 2 раза
  • Хяййа галя(а)с-саля(а)х – 2 раза, слегка поворачивая корпус вправо
  • Хяййа галя(а)л-фаля(а)х – 2 раза, слегка поворачивая корпус влево
  • Аллааху Акбар – 2 раза
  • Ля(а) иля(а)ха иллялЛаах – 1 раз

Так до сознания малыша доводятся базовые для любого мусульманина постулаты: что Господь миров велик и не имеет сотоварищей, что Мухаммад (с.г.в.) – Его посланник, что верующим не следует откладывать свою молитву, которая служит путём к спасению.

За азаном читают дуа:

«Аллахумма Рабба хаазихи дагъвати таммя. Вя саля(а)тиль кааимя. Ати Мухаммадан аль-Васиилятя вяль-фядыылятя, вя б’асху мяк’омян Мяхмуудян альлязии вя’адтяху. Иннякя ля тухлифуль-ми’аадь»

Смысловой перевод: «О, Аллах, Владыка данного призыва. А также данной совершаемой молитвы, приведи Мухаммада к Василе (т.е. дай ему достичь того, к чему он больше всего стремился) и к высокому положению, и направь его к месту хвалимому, которое Ты ему пообещал. Воистину, Ты всегда сдерживаешь обещания!»

И здесь наступает кульминационный момент обряда – чтец азана наклоняется над правым ухом ребёнка, трижды слегка дует и троекратно произносит негромко его имя и отчество (на любом языке). Например:

«Ты стала Аминой, дочерью Махмуда»

Далее проговаривается икамат (камат), текст которого идентичен азану, с той разницей, что никаких поворотов корпуса не делается, а после фразы «Хяййа галя(а)л-фаля(а)х» 2 раза произносят «Кад каамятис-саля(а)х». Нарекающий, склонившись над левым ухом новорождённого, вновь 3 раза дует и трижды повторяет его имя-отчество, как до икамата. Можно добавить:

«Появившемуся на этот свет сыну/дочери такого-то человека даём такое-то имя, которое соответствует Шариату, и являем его взору Аллаха. О, наш Господь, прими его (имя) и даруй Свою милость. Аминь»

Затем идут благие пожелания и делается дуа следующего содержания (пример):

«О, Господь! Пусть этот ребёнок возвысит религию ислам, будет воспитанным, добрым к своим родителям и почитает их. Пусть родители растят его в атмосфере любви, взаимного почитания и в здравии. Аминь»

На этом процедура имянаречения, в принципе, заканчивается, и малыша желательно унести в свою комнату. По сложившейся практике, если обряд проходит в формате застолья с приглашением имама, то перед тем, как собравшиеся приступят к трапезе, он дополнительно читает суры Корана и произносит небольшую проповедь (вагаз).

Источник: https://Islam.global/semya/deti/poryadok-imyanarecheniya-v-islame/

Рождение ребенка и связанные с этим событием мероприятия

Рождение ребенка – одно из наиболее значительных событий в жизни семьи. Вместе с радостью появления на свет нового человека на родителей ложится и ответственность перед Всевышним, связанная с уходом за ребенком и его воспитанием.

В Исламе четко оговорены положения, регламентирующие действия родителей и их родных в связи с рождением в семье ребенка.

Этих положений следует придерживаться для того, чтобы с самого рождения младенец и его родители находились под благотворным воздействием исламской традиции.

Мусульманину желательно сообщить всем своим родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет узы дружбы и родства между людьми, способствует единению в радости, подчеркивает сопричастность каждого к радостному и счастливому событию.

ЧТЕНИЕ АЗАНА И ИКАМАТА.

Согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сразу (или через некоторое время) после рождения ребенка в его правое ухо следует прочесть азан, а в левое – можно прочитать икамат.

Абу Рафи‘ сказал: “Я видел, как Пророк после того, как Фатима[1]  родила Хусейна, прочитал в его ухо азан” (св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи; “хасан”, “сахих”)[2].

  • Аль-Байхакы передал хадис: “Джинн Уммус-сибъян[3] не нанесет вреда новорожденному, если отец прочтет в правое ухо ребенка азан, а в левое – икамат” (хадис от аль-Хасана ибн ‘Али).
  • Хадис от Ибн ‘Аббаса: “Пророк в день рождения аль-Хасана ибн ‘Али (сына ‘Али, внука Пророка) прочел  азан в его [правое] ухо, а икамат – в левое”[4].
  • Слова азана:
  • Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
  • (Аллах превыше всего).
  • Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ اللَّهُ
  • (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с одним Единственном Богом – Всевышним Аллахом).
  • Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسوُلُ اللَّهِ
  • (Я свидетельствую, что Мухаммад–Посланник Аллаха).
  • Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
  • (Спешите на молитву).
  • Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)حَيَّ عَلىَ الْفَلاَحِ
  • (Спешите к спасению).
  • Аллааху акбарул-лааху акбарالله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
  • Ляя иляяхэ илля ллаахلاَ إلَهَ إلاَّ الله
  • (Нет бога, кроме Аллаха).
  • Слова икамата:
  • Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).
  • Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).
  • Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).
  • Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).
  • Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).
  • Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя
  • Аллааху акбарул-лааху акбар.
  • Ляя иляяхэ илля ллаах.

Данное условие очень важно, ибо Божественные и  священные слова должны быть первыми, что донесутся до слуха младенца.

Читайте также:  Заговор от испуга у ребенка - описание и правила использования

Именно они символизируют величие Всевышнего Творца, содержат основную формулу Единобожия, признание которой делает человека мусульманином.

Начиная с этого момента, слова азана и икамата должны сопровождать ребенка на протяжении всей последующей жизни, помогая ему и освещая его путь.

  1. Эти сакральные формулы являются также формулами исламского экзорсизма[5]: согласно мусульманской традиции, звуками азана изгоняется Сатана, с нетерпением ожидающий появления на свет каждого нового человека, чтобы отрицательно воздействовать на него.
  2. Призыв к Всевышнему Господу, Его пречистой религии – Исламу – должен предшествовать зову проклятого и изгнанного Сатаны, который ежесекундно прилагает колоссальные  усилия для пополнения легиона покорившихся ему людей.
  3. Слова Единобожия и покорности Творцу всего сущего должны сопровождать человека в жизни уже с первых глотков воздуха на этой земле.
  4. Рекомендуется также проговаривание в правое ухо ребенка слов молитвы, произнесенной матерью Марии (будущей матери пророка Иисуса) при ее рождении:

“Иннии у‘иизухээ бикя ва зуррийятахээ минаш-шайтаанир-раджиим” (Св. Коран, 3:36).

Перевод:

“Воистину, с помощью Тебя я удаляю ее и ее потомство от проклятого Сатаны”.

Известно также, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) проговорил в правое ухо одного новорожденного младенца суру “аль-Ихляс” (св. х. Ибн Разина).

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ.

В Исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца.

От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: “[Рождение] каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного]. Животное закалывается на седьмой день [после его рождения].

В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова” (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи считал, что хадис “сахих”)[6].

  Из хадиса ясно, что имя может даваться на седьмой день с момента рождения младенца.

Однако есть другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребенка. Анас говорил: “Посланник Аллаха сказал: “Ночью у меня родился сын, я назвал его именем праотца своего – Ибрахимом” (св. х.  имама Муслима).

Из вышеупомянутых хадисов следует, что имянаречение не имеет строго определенного срока: оно возможно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день, а также после рождения.

Одним из вопросов, требующих особого внимания со стороны родителей, является правильный выбор имени для новорожденного.

Абу Дауд передает от Абу ад-Дарда’: “Посланник Господа сказал: “Поистине, в День Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!”

От Ибн ‘Умара передают следующие слова: “Пророк сказал: “Поистине, самые любимые имена пред Господом – ‘Абдулла (раб Господа) и ‘Абдурахман (раб Милостивого)” (св. х. имама Муслима).

Следует отметить, что к предпочтительным относятся все те имена, в которых присутствует слово “‘абд” (раб) в сочетании с одним из имен Всевышнего: например, ‘Абдур-Раззак (раб Дающего пропитание), ‘Абдуль-Малик (раб Владыки).

В одном из хадисов оговаривается предпочтительность наречения детей именами пророков и ангелов. Имя последнего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) особенно почитаемо[7].  Пророк Мухаммад говорил:

– “Нарекайте детей своих именами пророков”;

– “Нарекайте моим именем[8], но не давайте моего прозвища[9]” (хадис передан Абу Ну‘аймом). Имам Малик говорил: “Я слышал от жителей Медины, что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделен особым уделом”[10].

Важно помнить, что человек, на которого возложена ответственность за ребенка, должен позаботиться и о том, чтобы ему не дали имени, задевающего его достоинство и которое может оказаться поводом для насмехательств.

Ат-Тирмизи от ‘Аишы (да будет доволен ею Господь) передает рассказ о том, что Пророк изменял неблагозвучные имена.

От Ибн ‘Умара передают, что дочь ‘Умара звали ‘Асия (непокорная, непослушная), а Пророк назвал ее Джамиля (красивая).

Запрещено давать имена, присущие только Всевышнему Творцу, например, Ахад (Единственный), Халик (Творец) и т.д. Последний посланник Творца сказал: “В  Судный День сильнее всего вызовет гнев Всевышнего тот человек, который назван именем Маликуль-Амляк (владыка всех владений). Нет Владыки, кроме Всевышнего Господа”.

Запрещено нарекать именами, в которых подчеркивается покорность кому-либо или чему-либо, кроме Всевышнего, например, ‘Абдуль-Кя‘ба (раб Каабы), ‘Абдун-Наби (раб Пророка), ‘Абдур-Расуль (раб Посланника).

Давать более одного имени возможно, но лучше, как делал это пророк Мухаммад, ограничиться одним.

Кстати, следует отличать понятие “мусульманское имя” от понятия “арабские имена”. Мусульманское имя – это любое имя на любом языке, имеющее положительное значение. Нет в Исламе условия, чтобы у мусульманина или мусульманки было обязательно арабское имя.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО СЛУЧАЮ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА.

В знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, принести в жертву барана. Как упоминалось в хадисе, жертву лучше принести на седьмой день с момента рождения ребенка. Если такой возможности не было, то – в любой другой день.

От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: “[Рождение] каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного].

Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова” (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы.

Ат-Тирмизи считал, что хадис достоверен, “сахих”).

  • Большая часть ученых исламского права считают, что принесение в жертву животного по случаю рождения ребенка является для его отца желательной сунной (мустахаб), но не является обязательным (ваджиб).
  • Разрешается приносить в жертву  животное, по своим характеристикам соответствующее тому, что приносится в жертву на праздник Курбан-байрам
  • [1] Фатима – дочь пророка Мухаммада.

[2] Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 144, 145.

[3] Имеется в виду джинн женского пола. Дословно “мать детей”.

[4] О последних двух хадисах имам аль-Байхакы сказал: “В цепи передававших эти хадисы есть некоторая недостоверность”. Первый хадис, в котором оговаривается только чтение азана, явно достоверен (“хасан”, “сахих”). См.: Аз-Зухайли В.

Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2750. В то же время практическое использование хадисов об икамате возможно, что подтверждено действиями ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, считающегося пятым праведным халифом. См.: Аш-Шавкяни М.

Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 146.

[5] Экзорсизм – изгнание злых духов.

[6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2752, 2753.

[7] См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадис № 2131.

[8] В арабском языке имени Мухаммад родственны имена Ахмад, Махмуд, Хамид, т.к. они имеют единый трехбуквенный корень “хамидэ” ( حَمِدَ ). Имя Мустафа (избранный) также является одним из почетных имен Пророка.

[9] Имеется в виду прозвище Абуль-Касым (т.е. “отец Касыма”), данное Пророку после рождения сына Касыма.

[10] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2752.

Источник: https://www.mihrab.ru/devotions/imyanarechenie

Обряд имянаречения: почему на Руси детям давали несколько имён

На Руси времён язычества имянаречение было важным событием в жизни каждого человека, поскольку древние славяне свято верили в то, что имя во многом определяет судьбу личности. Именно, исходя из этой позиции, в старину детей, в особенности мальчиков, называли сразу двумя именами ложным мирским, которое было известно всем, и тайным — знакомым только очень узкому кругу лиц.

Из этих двух имён главным, а, следовательно, настоящим, считалось тайное, наделённое сакральным смыслом. Держалось оно в секрете для того, чтобы уберечь ребёнка от негативного влияния злых сил и лихих людей, желавших нанести вред чаду.

Оно не разглашалось, поскольку во всех магических ритуалах, связанных с заговорами, наговорами и наведением порчи колдуны должны были упоминать истинное имя человека, а не общеизвестное мирское, через которое проклятье не действовало.

Славяне верили, что узнав тайное имя ребенка, разнообразная нечисть могла заставить его плясать под свою дудку, претворяя в жизнь самые скверные идеи и поступки.

Каждый новорождённый на третий день после появления на свет должен был быть наречён собственным мирским именем.

Фантазия родителей в этом деле ограничивалась лишь суеверным предубеждением в том, что ребёнка нельзя было называть именем живых дедушки или бабушки, отца или матери, брата или сестры.

Этот запрет объяснялся тем, что у каждого домочадца имелся свой именной ангел-хранитель, и в случае появления в семье людей с одинаковыми именами, небесный покровитель не мог в полную силу обеспечить равноценную защиту обоим, из-за чего один из них имел плохие шансы на выживание.

Мирское имя, данное в столь раннем возрасте, часто отражало ту черту характера, которую родители хотели бы видеть в своём чаде по мере его взросления, к таковым относились Стоян, Быстр, Добрыня, Храбр.

Зачастую общеизвестное имя просто отражало, каким по счёту рождения был ребёнок в семье, например Первак, Вторак, Третьяк, Чертверак.

А иногда оно было заведомо малопривлекательным, обладало ярким негативным значением, но служило дополнительной защитой от сглаза – Злоба, Нехорошко, Кривда, Некрас, Блуд.

  • По достижении определённого возраста детские мирские имена менялись на взрослые, вместе с которыми они получали от знахарей или волхвов свои тайные имена, призванные охранять их всю оставшуюся жизнь.
  • Обряд имянаречения над ребятишками с задатками жрецов проводился в 9 лет, над теми, кто проявлял качества воина или имел княжеский титул – в 12 лет, а представители прочих сословий проходили эту инициацию в 16 лет.
  • Эта священная церемония проходила под предводительством волхва в близлежащих текучих водах, которые как бы смывали с детей их прошлое имя.

Новое повседневное имя призвано было помочь человеку достигнуть в мирской жизни стоящих перед ним целей, и давалось в зависимости от сложившихся наклонностей ребёнка.

В то же время, получаемое в этот момент тайное имя, как принадлежность его души, не только оберегало человека от соприкосновения с потусторонними силами, но оставалось с ним и после смерти, сопровождая его в путешествии по загробному миру.

  1. Это имя было знакомо только жрецу и самому человеку, оно хранилось в тайне, и было неведомо даже матери и отцу.
  2. Языческий обычай наречения чада потаённым именем существовал на Руси и в XVII — XVIII веках, только в эти годы он трансформировался в христианскую традицию получения второго крестильного имени, выбираемого по святкам.
  3. Как и прежде люди думали таким образом заручиться поддержкой небесного покровителя, чтобы жизнь их чада была здоровой и счастливой.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/125272-obryad-imyanarecheniya-pochemu-na-rusi-det.html

Ссылка на основную публикацию