Религия вуду — история, символы и особенности культыры острова гаити

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

До сих пор вуду остается одним из самых известных и в то же время одним из самых загадочных культов

Пожалуй, ни одна магическая система в мире не имеет за собой такого мрачного шлейфа, как гаитянский вуду. Знаменитые куклы, одержимость духами и, разумеется, зомби — таким выглядит в глазах среднестатистического европейца культ вуду. FURFUR погрузился в таинственный мир этой гаитянской синкретической религии, чтобы выяснить, соответствуют ли действительности все слухи и рассказы о ней.

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Откуда пришел культ вуду

Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за точку отсчета в становлении вуду как полноценной религии. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам: католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью.

Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды.

Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов. Шло время. Католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию.

Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов — культ вуду.

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Новая вера

Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях — Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии — церковью, устоями и собственными святыми.

Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция.

После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок.

Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма — лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

 Блаженный Пий IX, занимавший в 1840 году трон понтифика, признал вуду одной из разновидностей католицизма.

Боги и маги

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё — всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu — «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа — он создал мир и отошел от дел.

Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi — закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире — Ле Гвинее.

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Еще одним символом Вуду является Уроборос, или Дамбала Ведо, — змей, заглатывающий собственный хвост. Это существо, по верованиям гаитянцев, стоит у истоков и конца всех вещей, он бог неба и создатель всего живого на земле.

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Центральной фигурой лоа является Папа Легба, посредник между людьми и потусторонними сущностями. Заклинатель призывает его первым из лоа, чтобы получить разрешение на контакт со всеми остальными духами. Образ Папы Легба отчасти коррелирует со Святым Петром: и тот и другой являются хранителями врат другого мира. Ортодоксальное изображение Папы Легба — старик в соломенной шляпе и с палочкой.

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Чуть ниже по иерархической лестнице стоит Барон Самеди, Барон Суббота — наверное, самый распространенный в массовой культуре лоа. Это Осирис и Анубис гаитянской религии в одном лице.

Вместе со своей женой, Мамой Бриджит, Барон Самеди оберегает души умерших, поэтому на каждом новом кладбище первая могила посвящается Барону Субботе. Захоронение отмечено крестом — не христианским распятием, но перекрестком дорог.

К слову, Барон Суббота — это прозвище, ведь истинное имя этого лоа произносить нельзя. Выглядит Барон Самеди очень колоритно: черный костюм гробовщика, высокий цилиндр, неизменная сигара в зубах.

Как утверждают последователи культа вуду, больше всего на свете Барон любит табак и крепкий гаитянский ром. Барону подчиняется сама смерть, но одновременно он же отвечает за сексуальность и деторождение. Здесь нет никаких противоречий, достаточно вспомнить Дамбалу Ведо.

Жрецы

Контакт между лоа и паствой осуществляют жрецы, разделенные на специальности. Хунганы и мамбо заведуют предсказаниями, а за черную магию отвечают бокоры. И т, и другие в своей практике используют множество ритуальных предметов, самым известным из которых является кукла — вольт.

Кукла призвана символизировать определенного человека, и с помощью особого ритуала воль становится неразрывно связан с объектом воздействия бокора. Для того чтобы ритуал прошел успешно, кукла, помимо прочего, должна содержать кровь или волосы жертвы.

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

1907–1971

Или, как он называл себя сам, Папа Док. Бессменный диктатор Гаити до самой свой смерти. Представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию — воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают — преуспел.

1794–1881

Неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей. Прославилась в качестве одной из главных основательниц целого нового ответвления вуду — луизианского. Героиня бесчисленного множества легенд. 

Как и где делать магию

Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир.

Несмотря на то что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно — любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил.

В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа.

Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию — сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.

Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию — все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.

Степени посвящения в вуду

Колдуны вуду проходят несколько ступеней совершенствования своего магического ремесла. На первой ступени стоят еще неоперившиеся адепты, зато последнюю — шестую — занимают по-настоящему грозные маги.

  1. Первый этап становления жреца называется «язык духа». Освоившие его могут общаться с покойниками, но лишь с относительно свежими, например, недельной давности.
  2. Вторая ступень — «пристальный взгляд». Этот ритуал позволяет бокору влиять на любовное настроение жертвы. В этом темном деле помощником-лоа выступает, как ни странно, Эрзули, традиционно изображаемая в облике непорочной Девы Марии. Кроме того, способность «пристальный взгляд» дает жрецу возможность понимать язык змей.
  3. На третьей стадии посвящения бокор учится использовать sobo, «громогласный призыв». Этот ритуал требует тщательной подготовки и начинается с десятиминутной песни шамана, сжимающего в одной руке растертый магнитный камень, а в другой кремниевую пыль. Песня оканчивается именем духа грома Собо — его и выкрикивает с силой колдун. В результате (теоретически) все враги заклинателя глохнут на несколько часов. Бокор же с довольным видом принимает поздравления соратников.
  4. Четвертая ступень дает колдуну возможность скрыться от оппонента под защитой духов леса. Grans Bwa — своеобразный стелс, грамотно проведенный ритуал скрывает бокора от любого преследователя. Как и вся остальная магия вуду, «защита духов леса» — заклинание не моментальное: созданный буквально из земли и палок амулет шаман должен омывать собственной кровью в течение двух часов, да еще и под ритуальные песнопения. Поэтому фора у жреца, желающего скрыться, должна быть очень существенная.
  5. Адепт пятой ступени владеет уже серьезными силами. Достигший этого уровня постигает таинство вуду, то есть вполне может создать самую настоящую куклу вуду. С ее помощью маг превращается в грозного манипулятора-кукловода, способного причинить любой вред своим врагам.
  6. Последний, шестой этап называется zombi. Освоившие этот прием вольны поднимать мертвецов по собственному желанию и превращать их в рабов. Таинство ритуала бережно хранится поколениями потомственных жрецов.

Африканская республика Того прославилась наличием крупнейшего ритуального рынка в мире. Akodessewa Fetish предлагает колдунам и шаманам сакральные предметы всех мастей.

 Как быть зомби

Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова — полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок.

Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов.

Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби.

С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело.

Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы — области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

«Самое страшное — это глаза. И это вовсе не игра моего воображения. То были глаза мертвеца. Но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет.

 К этому времени я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого разумения, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее, почувствовал: «Великий Боже, что если весь этот ужас — правда…

»

— Уильям Сибрук о своей встрече с гаитянским зомби

Вуду в массовой культуре

  • «Белый зомби» 
  • 1932 год

Родоначальник жанра фильмов о зомби с неподражаемым Белой Лугоши в главной роли. Кассовые сборы составили около восьми миллионов долларов.

  1. «Змея и радуга»
  2. 1988 год
  3. Книга Уэйда Дэвиса «Змея и радуга», основанная на реальных исследованиях профессора медицины Перри Уинслоу, посвятившего большую часть жизни исследованию дурманящих препаратов, используемых в культе вуду.
  • «Ключ от всех дверей»
  • 2005 год

Атмосферный фильм о супружеской чете колдунов, которые почти 100 лет крадут тела чужих людей, чтобы жить вечно. Никаких научных подтверждений существования подобных ритуалов на Гаити или в Луизиане нет, поэтому достоверность оставим на совести создателей фильма.

Voodoo People

1994 год

Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду. 

Вуду на продажу

Вуду, как любое массовое явление, быстро обросло людьми, умеющими делать деньги. И если на Гаити местные жители опасаются торговать верованиями своих предков, в США торговцы не стесняются продавать атрибутику, культовые предметы и даже зелья для магических ритуалов вуду. Сегодня через eBay любой может приобрести себе не только куклу вуду, но и магические порошки и даже заклинания

Читайте также:  Предсказания эдгара кейси о россии на 21 век

Источник: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/166451-natsionalnyy-trans-kultura-i-magiya-gaityanskogo-vudu

Знаки вуду – Религия Вуду — история, символы и особенности культыры острова Гаити

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

История появления древнего культа на острове Гаити

Изначально родиной вуду является материк Африка. Современный культ объединяет в себе множество традиций и обрядов из различных верований, в том числе христианства. В сравнении с тем же иудейством и православием, африканская религия не имеет четких рамок и требований, с каждым годом она пополняется новыми знаниями и атрибутами.

Такое верование не принуждает людей следовать строжайшим правилам и изучать множественные молитвы. Основные знания, которым придерживается вуду, базируются на изучении магических свойств различных растений, общение с духами из потустороннего мира и силами природы.

Несмотря на всю эту свободу, вуду является устоявшейся и четко организованной религией. Африканский культ имеет свой огромный божественный пантеон Ориша и Лоа. Основной костяк знаний данной религии имеет название «Религия йоруба».

Это верование африканской народности, которая долгие годы прослужила в рабстве у европейских богачей и вельмож.

Представители африканской земли оказались настолько сильными духом, что сумели не только сохранить собственные традиции и принципы, но и позаимствовать у своих владельцев некоторые элементы их религий.

Религия вуду, ее основные принципы и религия йоруба

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Интересным фактом является то, что так же как и в христианстве, адепты культа считают, что у них имеется единый создатель по имени Эшу. В мифологии вуду сказано, что Эшу сотворил все живое и раздал соответствующие бразды правления Ориша. В этом плане Эшу очень схож со славянским божеством Родом. Он точно так же создал всю жизнь на планете и просто существовал в свое удовольствие. Ему не требовались жертвы и подношения от смертных. А люди просто были благодарны данному верховном покровителю за свое создание.

Эта религия отличается от многих мировых тем, что здесь все равны. Она не предусматривает какого-то распределения на главенствующие и подчиняющиеся чины и саны. Любой, кому по нраву будет стать жрецом, сможет испытать на себе эту функцию.

Причем роль жреца могут исполнять как мужчины (хунган), так и женщины (мамбо). Здесь существует закон равноправия между представителями обоих полов. Каждый человек, во время становления жрецом культа, проходит через два обряда посвящения.

После первого можно стать младшим (сур пвен или си пвен) жрецом, а после второго – старшим (асогве).

Основной обряд африканского культа называется – сантерия. Согласно сведениям на сайте «Википедия», такое мистическое действие может быть осуществлено в любом доме, куда может уместиться достаточное количество народа, который будет осуществлять ритуальный танец.

Также основным условием проведения обряда именно в конкретном жилище является наличие специального столба посреди обители, который носит название митан. Такой атрибут служит своеобразной дорогой для потусторонних духов в мир смертных.

Сантерия подразумевает под собой призыв определенного Лоа, который снисходит в тело жреца. Такое событие напоминает одержимость в христианстве.

Интересно, что связь между смертными и высшими силами происходит через контакт человека с духом-проводником, имя которому Папа Легбе.

Символы вуду и их значение

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Для тех, кто знаком с данным культом более глубоко, известно, что одной из его основных отличительных черт является специальная знаковая система, которые имеет название веве. Такие символы имеют нечто схожее с печатями, пентаграммами и рунами. Изобразив один этих знаков, служители культа призывают определенное высшее создание и защищают окружающих от его возможного пагубного влияния.

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Для проведения грамотной сантерии, кроме всего вышеперечисленного, также имеет значение правильно подобранное музыкальное сопровождение и конкретная дата проведения обряда.

С помощью определенной музыки священнослужители входят в состояние транса, открывают вход для верховных существ и создают с ними устойчивую связь.

Гаитянская религия и ее черная сторона

Религия Вуду - история, символы и особенности культыры острова Гаити

Основное отличие бокоров и обычных жрецов состоит в том, что они не просто создают портал между мирами, а еще и умеют управлять верховными силами. Если мамбо и хунган во время сантерии могут находиться в двух мирах одновременно, то данные служители культа полностью погружаются в мир духов.

В гаитянской магии можно встретить как светлых, так и темных бокоров. Соответственно, первые посвящают свою жизнь бескорыстной помощи людям, а вторые совершают такие страшные деяния, которые сложно представить обычным смертным. К примеру, им приписывают создание зомби. Эти чародеи способны отравить человека специальными смесями и сделать его своей марионеткой.

Если говорить о вольтах, то данные куклы не всегда имеют отрицательное значение. К примеру, кроме причинения зла другому человеку, можно сделать такое изделие, чтобы привлечь к себе удачу и прибыль.

Культ вуду имеет множество последователей во всех уголках мира. Эта древнейшая религия способна не только на проклятия и причинения вреда врагам и завистникам, с ее помощью можно достичь множества задач и целей. Однако стать настоящим адептом удастся далеко не каждому, ведь для полного погружения в магическую среду, необходимо одобрение и посвящение истинными жрецами.

taynoeznanie.com

Веве (символ) — Википедия

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 сентября 2019;
    проверки требует 1 правка.
    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 сентября 2019;
  • проверки требует 1 правка.

У этого термина существуют и другие значения, см.

Веве.

Веве — религиозный символ, обычно используемый в гаитянском вуду. Во время религиозных церемоний веве выступает в качестве «маяка» или «пригласительного билета» для духов лоа и представляет их во время ритуала.

Церемония вуду в городе Жакмель, Гаити

Символы веве предположительно происходят от идеографической письменности нсибиди, распространённой среди нигерийских народов игбо и экои. Также существует мнение, что они были заимствованы у таино, коренных жителей Гаити.

Согласно Мило Риго, «веве представляют собой воплощение астральных сил… Во время церемоний вуду веве обязывают лоа спуститься на землю»[1]. Другие авторы называют их своеобразным «пригласительным билетом» для лоа[2].

У веве встречаются региональные различия, но почти всегда они изображают в стилизованной форме символы и атрибуты, присущие тому или иному лоа.

Например, на веве Папы Легба изображены крест и трость, на веве Дамбалы — две змеи, параллельно расположенные вокруг палки, или треугольник вокруг креста, а на веве Барона Самеди — крест на алтаре или гробе, часто в окружении других гробов. По подсчётам исследователей, всего существует более 400 вариантов веве[3].

Не все жрецы вуду используют веве. Некоторые считают, что эти символы происходят от пентаграмм, заимствованных африканскими рабами у колонизаторов, и являются исключительно западным влиянием на вуду. Другие видят в веве наследие таино. Мари-Хосе Сен-Ло приводит слова жреца, который рисует веве «только для красоты», поскольку «даже простой крест способен призвать бога»[4].

Во время вудуистского ритуала жрецы — хунганы (мужчины-жрецы) или мамбо (женщины-жрицы) — чертят веве на полу вокруг митана — столба в центре святилища, символизирующего дорогу богов. На веве обычно размещаются жертвы и приношения богам.

Участники ритуала не наступают на них, пока все присутствующие не обращаются в танец, а некоторые из них не впадают в транс[2]. Для рисования веве обычно используются различные порошкообразные вещества — кукурузная или пшеничная мука, зола, растёртая древесная кора, порошок красного кирпича или порох, хотя конкретный материал зависит от проводимого ритуала.

В гаитянском вуду часто используют смесь кукурузной муки и древесной золы. Также веве иногда рисуют на стенах или вышивают на тканях и флагах[5].

Маргарет Арман сравнивает веве с мандалами, буддистскими сакральными изображениями, и с ритуальными рисунками на песке в культуре индейцев навахо[6].

  1. ↑ Milo Rigaud, Secrets of Voodoo, City Lights, NY, 1969
  2. 1 2 Saint-Lot, 2003, p. 105.
  3. ↑ Armand, 2013, p. 68.
  4. ↑ Saint-Lot, 2003, p. 107.
  5. ↑ Polk, 1997, p. 19.
  6. ↑ Armand, 2013, p. xvii.
  7. ↑ Arcade Fire frontman responds to graffiti complaint (англ.) (недоступная ссылка). iHeartRadio (13 September 2013). Дата обращения 14 февраля 2014. Архивировано 21 октября 2013 года.

ru.wikipedia.org

Вуду на Гаити — мирная религия или черная магия?

Одна из самых ярких религий Гаити — вуду, о котором существует немало слухов и домыслов. По африканским верованиям, эта магия является крайне сильной и позволяет проклинать людей и даже создавать зомби. Но на самом деле — черное колдовство лишь малая часть интересной и, по большей части, доброй традиции вуду.

В статье:

Как возникла религия вуду на Гаити

Современная религия вуду является синкретической. Это значит, что она объединяет в себе множество различных духовных традиций. Древние африканские верования в ней переплетаются с современными атрибутами жизни и с христианским мировоззрением. В итоге, сейчас вуду, в отличие от крупных мировых религий, является крайне гибкой и легко видоизменяемой традицией.

В вуду нет никаких догм, священных текстов и сводов правил, обязательных для исполнения. Это действительно свободная и открытая для каждого религия, базирующаяся на простых для понимания вещах. В основе вуду лежит вера в духов — Лоа, которые существуют в другом мире. Это в некотором роде роднит вуду с традициями шаманизма различных народов мира.

Тем не менее, вуду не является хаотичной и разобщенной религией. Здесь есть устоявшиеся вековые традиции, твердое мировоззрение и огромный пантеон известных Лоа и Ориша.

Одной из главных основ вуду является древняя религия йоруба — одного из крупнейших африканских народов, из которого набиралась большая часть рабов.

Под влиянием французского и английского католицизма они сумели сохранить свою веру, заимствовав в нее некоторые элементы из христианства и адаптировав их к своей культуре.

Главные принципы вуду и религии йоруба

В первую очередь главным принципом вуду является вера в духов, покровительствующих разным местам, профессиям, занятиям — любому аспекту жизни.

Таких духов называют Лоа — считается, что их количество огромно, а самих Лоа — больше, чем песчинок в море.

Также традиция вуду в некоторых аспектах подразумевает веру в Ориша — более сильных существ, которые могут сравниться по силе с богами языческих политеистических пантеонов — древнегреческого, скандинавского или индуистского.

Идол Эшу

Кроме этого, в вуду присутствует и вера во всеобщего творца — Эшу. Считается, что он создал весь мир и отошел от управления им, передав в руки других Ориша отдельные полномочия.

В некотором виде это роднит Эшу со славянским богом Родом — хоть он и проявлен во всем сущем, ему нет нужды ни в человеческих подношениях, ни в поклонении.

Люди просто испытывают благодарность к нему за его творение.

Вуду является религией, где царит истинное равноправие. Здесь нет никаких ограничений ни по месту рождения, ни по национальности, ни по полу. Сан жреца — хунгана или мамбо, может  получить любой человек. Хунган — это наименование мужчин-жрецов, а мамбо — женщин.

При этом обязанности и возможности хунганов и мамбо не отличаются, в отличие от большинства мировых традиций. Серьезной иерархии в вуду нет — у жрецов есть лишь две степени посвящения. Хунган асогве или мамбо асогве — это высшие жрецы и жрицы.

А хунган сур пвен или мамбо си пвен — младшие.

Главным видом ритуала в вуду является сантерия. Проводится она в любом специально подготовленном жилище, где имеется возможность разместить достаточное количество людей, свободное место для танца, а также митан — столб, расположенный строго посреди помещения.

Читайте также:  Таро чиро марчетти- галерея, значение карт и особенности раскладов

Митан олицетворяет связь между мирами и дорогу, по которой сходят в наш мир лоа. Во время сантерии осуществляется обращение к какому-либо конкретному лоа, который может войти в тело священнослужителя, вызвав подобие одержимости. При этом, изначально всегда обращаются к одному конкретному лоа, которого зовут Папа Легбе.

Он является проводником между мирами и обеспечивает связь других лоа с людьми.

Символы вуду

Самые известные символы вуду сейчас — это, конечно же, куклы и зомби. Однако на самом деле эти элементы являются крайне малой и поверхностной частью этой гаитянской, луизианской и африканской традиции.

Так, для любого последователя вуду куда более важными символами являются веве — ритуальные знаки. Они в некотором роде являются родственниками европейских и иудейских пентаграмм и печатей.

Считается, что с помощью веве происходит призыв определенных лоа и обеспечивается защита от их негативного влияния на людей.

Каждый лоа имеет свои предпочтения в подношениях. Это касается как любимых чисел, так и любимых цветов, песен, пищи, запахов и растений. Правильное подношение способно вызвать благодарность лоа и дать возможность воспользоваться его дарами.

Неправильное же подношение может разгневать духов и накликать их гнев. Весьма большой частью обучения хунганов и мамбо является поиск различной информации о разных лоа и составление списков их предпочтений для успешного проведения сантерии.

Также у каждого лоа имеется свой отдельный вид веве.

Веве Папы Легба — это изображение трости и креста

Bеве Барона Субботы — это крест, расположенный на гробу

Имеет значение и выбор дня, и подбор музыки.

Музыка занимает особое место в традициях вуду, ведь долгое время для чернокожих рабов танцы и музыка были единственным доступным развлечением и средством выразить свои чувства и эмоции, не навлекая на себя гнев своих хозяев. И теперь музыка и танец стали неотъемлемой частью вуду. Они помогают войти в транс, принять к себе лоа и ориша и войти с ними в контакт.

Бокоры и зомби в вуду — черная магия и проклятия

Куклы вуду, зомби и темные ритуалы — лишь маленькая часть вудуистической традиции, которую практикуют колдуны — бокоры. Далеко не все хунганы и мамбо признают силу бокоров или их право считаться жрецами. Однако на многих сантериях они присутствуют и принимают участие.

В отличие от жрецов, бокоры не просто обеспечивают связь между мирами, а управляют ей и могут использовать силы потустороннего мира напрямую. Считается, что хунган или мамбо всегда одной рукой держат людей, а другой — Лоа.

Бокор же погружает обе своих руки в мир Лоа, получая куда большее могущество, но и рискуя большим.

Жрец вуду, бокора — может бросить проклятия и заклинания на живых и мертвых.

Как и волхвы в славянской традиции, бокоры могут быть как добрыми, так и злыми, либо практиковать и черные аспекты магии, и белые.

Конечно, наиболее известными являются темные аспекты вуду, связанные с проклятиями, одержимостью, страшными куклами и зомби.

Действительно, считается что искусство поднятия мертвых, а точнее — отравления людей и подчинения их разума, является атрибутом многих бокоров. В то же самое время, сами колдуны крайне редко прибегают к таким действиям.

Магия же, связанная с куклами вуду, также не является исключительно черной. Действительно, с помощью куклы вуду бокор может наслать ужасное проклятие или даже убить человека.

Но существует и добрая магия.

Например, денежная магия вуду предусматривает заботу об изготовленной кукле и привлечение к ней всяческого благополучия — что в итоге привлечет богатство и достаток к тому, кого эта кукла изображает.

В целом, вуду является весьма глубокой, интересной и всеобъемлющей традицией. Поэтому ограничивать эту религию исключительно черной магией, зомби, куклами и проклятиями — крайне глупо.

Воспользоваться силой, которую предлагает вуду, может практически каждый. Но, к сожалению, посвящение в эту традицию обязательно должно проводиться либо жрецами — мамбо и хунганами, либо колдунами — бокорами.

А их на постсоветском пространстве сейчас очень мало.

Источник: https://kolumbiann.ru/raznoe-2/znaki-vudu-religiya-vudu-istoriya-simvoly-i-osobennosti-kultyry-ostrova-gaiti.html

СПРАВКА: Религия вуду – история, теология, ритуалы. Вуду как официальная религия Гаити

Вуду — одна из самых интересных афро-карибских религий. Многие связывают ее с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов и соответствуют действительному положению вещей менее чем на один процент.

В действительности вуду – это архаичная религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.В рамках этой религии существует и колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т.п.

Колдуны вуду практикуют черную магию, с чем и связана основная масса негативных представлений об этой религии.

Слово «вуду» имеет африканские корни. В переводе с языка африканского народа фон это слово означает «дух» или «божество». Есть несколько ответвлений этой религии, со схожими святыми и обрядами. То, что называется вуду на Гаити, в Бразилии называется сантерия, что дословно обозначает «вера в святых».

В других странах Латинской Америки практикуется ещё один культ, аналог вуду, – макумба.Вуду практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Всего последователей вуду (вудуистов) насчитывается около 50 млн. Как духовная традиция вуду появилась на Гаити — острове Вест-Индии — во время французского колониального рабства.

Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.

Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии, заставляя исповедовать католицизм.

Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно.

Поэтому рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие» — приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере.

Ведь обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после смерти.

Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови, также общей была идея о помощи духовных существ (loa — у африканцев, святых — у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.

На Гаити вуду является официальной религией.

Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-Создателя (Bondieu — Доброго Бога), Который не участвует в жизни Своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-Создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов, в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога — совесть.

Население Гаити и, следовательно, его религия вуду происходит, в основном, из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки).

В обоих регионах проходил длительный процесс эволюции родоплеменных религий, вызванный тем фактом, что ни одна из местных традиций не считалась ортодоксальной, и все они были, таким образом, способны к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством.

Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи также присутствовало некоторое знание христианства. После того, как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу.

Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.

Ключевой частью ритуалов вуду являются музыка и танцы. От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор — святилище). Основные атрибуты культа: митан (столб — «дорога богов») и чёрные свечи.

Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское «roi») Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти.

Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».

Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа).

Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины участвуют в церемонии в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа).

Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом.

Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч.

Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины.

Тем не менее, можно попытаться выделить определённое количество наиболее значимых божеств в пантеоне вуду:

— Агве (Agwe) — дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде. — Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) — дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелета (черепа) в цилиндре с сигаретой и черных очках. Одержимый им пьет ром. — Барон Каррефур — дух несчастий, неудач и покровитель чёрной магии.

— Дамбала — дух, связанный со змеями (Святой Патрик). — Легба (Legba) — дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая). — Эрзули Фреда (Erzuli Freda— Дева Мария) — дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ — сердце. Её цвета — красный и голубой. — Симби — дух водных источников (пресных).

— Огун (Ogu) — дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов. — Мама Бриджит — супруга Барона Субботы. — Марасса (Marassa) — духи-близнецы. — Мадемуазель Шарлот — покровительница молоденьких девушек. — Собо (Sobo) — дух в виде французского генерала. — Согбо (Sogbo) — дух молний.

— Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) — злой дух в виде одноногого или хромого карлика, муж Ezili Danto.

— Эшу Рэй (Exu Rei) — управляющий духами Лоа. Ему подчиняются все живые и мёртвые.

В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов. К тому времени в западной части острова испанские власти сменились французскими. Воспользовавшись тем, что дух французов был сломлен поражением монархии во время Французской революции, вудуисты решили тоже начать свою борьбу.

Читайте также:  Гадание на свечах - на любовь, на будущее, на судьбу

Восстание началось 14 августа в городке Буа-Кайман. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. Это было страшное время, настоящая резня, в которой не щадили ни женщин, ни детей.

Чёрные в демоническом экстазе захватывали целые города, в которых к ним присоединялись все бывшие угнетённые. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека.

И в 1804 году, после полной победы, Гаити стала независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. До сих пор культа вуду придерживаются более восьмидесяти процентов населения. Понятно, что достигнутая таким кровавым путём независимость, не могла быть поддержана развитыми странами.

Поэтому Гаити долгое время находилось в экономической блокаде со стороны Америки и Европы. Но когда, наконец, гаитянские власти разрешили католическим священникам въезжать в страну, экономическая изоляция была снята.

Наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная «Королева Вуду». Благодаря древним обрядам вуду она имела сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что почти невообразимо для черной женщины во времена рабства.

Согласно легенде, один богатый джентльмен в Новом Орлеане в 1830 году был очень встревожен будущим своего сына, обвинявшегося в убийстве. Джентльмен обратился к местной женщине, известной за ее способность обеспечить сверхъестественную помощь в безнадежных ситуациях.

Он предложил ей свой собственный дом на улице Святой Анны во Вьё Кер, если она сможет спасти его сына от несправедливости. В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту. Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежного с Собором.

Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла. Через некоторое время состоялся суд. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден.

Мэри Лаво немедленно стала известной в пределах всех классов общества Нового Орлеана, включая элиту — местных аристократов французского и испанского происхождения.

В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи. Ее могила посещается приверженцами вуду и любопытными круглый год.

Многие помещают на ее могиле небольшие жертвоприношения, а некоторые рисуют мелом на ее каменной могиле кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун дня святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы.

В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве Вуду.

В России общее число приверженцев вуду невелико. Они, как правило, оказываются оторванными от основной традиции. В России имеется община вуду новоорлеанской традиции в Архангельске, поддерживающая связь с новоорлеанским Voodoo Spiritual Temple.

По материалам «Википедии», http://www.latindex.ru/content/articles/2828/, http://www.fantazm-s.ru/publ/70-1-0-346

  • Фото с сайта: gvardz.com
  • В сюжете:
  • 30 марта 2010, 17:26 Католическая семинария возобновит свою деятельность в столице Гаити после пасхальных праздников23 марта 2010, 10:22 Папа Римский отправит на Гаити собранные перед Пасхой пожертвования22 марта 2010, 13:31 Католики США в 2010 году пожертвуют на восстановление Гаити 300 млн $17 марта 2010, 13:47 На Гаити христиане-неофиты напали на вудуистов09 марта 2010, 10:00 Суд Гаити освободил миссионера из США, обвинявшегося в похищении детей

Пожалуйста, поддержите «Портал-Credo.Ru»!

Источник: https://credo.press/109714/

Культ вуду на Гаити | Религия | Багира

Даже если вы обладаете минимальными познаниями в географии и до сих пор не имели понятия о том, что Гаити — это остров в группе Больших Антильских островов, то о трагедии, недавно произошедшей в тех нраях, не слышать просто не могли.

Остров дрожал, словно в лихорадке

12 января в 16 часов 53 минуты по местному времени клочок суши, омываемый водами Карибского моря и Атлантического океана, содрогнулся от сильнейшего подземного толчка. После этого толчки уже никто не считал, остров Гаити трясся, словно в лихорадке… Оценить количество жертв природной катастрофы до сих пор невозможно.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил на заседании Генеральной ассамблеи о том, что в результате катаклизма погибли 75 тысяч человек, более 200 тысяч получили ранения. Кроме того, около миллиона островитян лишились своих жилищ, более миллиона бродят по стране, безуспешно стараясь выбраться из опасной зоны, два миллиона человек умирают от голода.

Однако некоторые средства массовой информации считают, что эти цифры значительно занижены. И то, что происходит на Гаити сейчас, больше напоминает кошмар, порождённый чьим-то воспалённым воображением, нежели пусть страшную, но реальность.

Журналисты, побывавшие на месте трагедии, говорят, что, возможно, апокалипсис, время наступления которого никому не известно, уже наступил в отдельно взятой стране — Республике Гаити.

Содом и Гаити

Крупнейший город Гаити Порт-о-Преис после удара стихии погрузился в хаос. Погасло электричество, пропала телефонная связь, уцелело всего лишь несколько зданий. Живущий на Гаити американский священник Трои Ливси написал в своём блоге: «Люди бесцельно бродят по улицам, те, чей дом выстоял, всё равно боятся вернуться.

Жители собираются на открытых местах и просто молятся. Некоторые твердят, что начался конец света. Слышно, как под руинами стонут люди. Улицы завалены трупами. Их убирают бульдозерами. В воздухе стоит невыносимый запах разложения».

Специалисты считают, что землетрясение произошло из-за подвижек земной коры в зоне соприкосновения Карибской и Северо-Американской литосферных плит. Однако есть и другие мнения.

Например, лидер американских евангелистов Пэт Робертсон недавно заявил, что трагедия произошла потому, что в своё время «гаитяне заключили договор с дьяволом в надежде, что тот поможет им изгнать с острова французов. С тех пор Гаити проклят небесами».

Возможно, что договор островитян с дьяволом — всего лишь легенда. Однако известно, что жители Гаити издревле были адептами культа вуду, который они маскировали под христианство. Возможно, именно поэтому остров и постигла участь Содома и Гоморры, библейских городов, уничтоженных Богом за грехи населявших их людей.

Маг по имени Букман

Считается, что культ вуду появился на Гаити вместе с чернокожими невольниками, которых работорговцы привозили на остров из Африки. С этими предками современных гаитян их испанские, а затем и французские хозяева обращались очень жестоко.

Возможно, в результате этого независимое государство, возникшее на острове в 1804 году, постепенно деградировало. Первый его руководитель Жан-Жак Дессалин начал кампанию национальной мести, направленную не только против французов, но и вообще против всего белого населения острова.

В результате, — бледнолицые — были вырезаны поголовно. Пострадали не только бывшие рабовладельцы, но и тысячи белых бедняков.

Между прочим, на острове большой популярностью пользуется легенда о чернокожем рабе по имени Букман, который ещё в августе 1791 года впервые в истории острова совершил колдовской ритуал для того, чтобы привлечь на борьбу с французами потусторонние силы.

Чёрного колдуна не отмоешь добела

Итак, независимость была завоёвана. И что же? После этого гаитянам удалось построить рай на земле? Ничуть не бывало! Бывшие рабы занялись мелкой торговлей и контрабандой, на плантациях, ранее принадлежавших рабовладельцам, они выращивали картофель, которого хватало лишь для собственного пропитания.

Работать на государственных предприятиях никто не хотел. Появилась на острове и своя элита — бывшие рабы. Но управлять государством у «кухарок» не получилось. В конце концов во главе Гаити встал некий Папа Док (Франсуа Дювалье), который исповедовал культ вуду и, согласно некоторым документам, в ритуальных целях не брезговал съесть кусочек человечины.

Папа называл себя Бароном Субботой (олицетворение смерти в пантеоне духов вуду) и утверждал, что является представителем чёрных сил. Его диктатуру поддерживали отъявленные бандиты — тонтон-макуты, которые отличались такой страшной жестокостью, что гаитяне считали их ожившими мертвецами — зомби.

Последние, по гаитянским легендам, подчиняются лишь своим хозяевам — колдунам (бокорам), а лишившись их покровительства, превращаются в машину для убийств. Культ вуду стал в республике официальной религией. Считается, что именно диктатура Папы Дока постепенно привела Гаити в то жалкое состояние, в котором государство находится и в наши дни.

А тонтон-макуты, верней, их потомки, существуют и сегодня — по слухам, из них сформировались подразделения секретных спецслужб.

Вуду требует жертв!

В Жакмеле — административном центре одного из департаментов Гаити, расположенном на южном побережье страны, — каждый десятый дом украшен красным флагом. Это означает, что здесь живёт колдун вуду.

Сюда можно прийти для того, чтобы, заплатив по прейскуранту, исполнить при помощи чёрных сил любое желание — от грыжи, которая появится на животе твоего врага, до смерти членов его семьи.

Колдуны вуду не продают свою душу дьяволу, они, наоборот, делают его своим слугой, готовым появиться по первому требованию или же прислать вместо себя нескольких демонов. За услуги дьявол требует лишь одного — чтобы дети колдуна стали преемниками своего родителя.

Хотят они того или нет, но потомки вынуждены взваливать на себя тяжкий крест… Впрочем, о каком кресте может идти речь в таком страшном деле? Оказывается, может! В культе вуду используются христианские символы и молитвы. Приверженцы вуду вешают над кроватями изображения Девы Марии, которую называют Эзили Фреда, или богиня любви.

А святого Петра именуют богом Легбой, способным, если хорошенько попросить, показать просителю дорогу в иные миры. Если же принести Легбе в жертву какое-либо животное или птицу, например, чёрного петуха (лучше оторвать ему голову или же сжечь на алтаре), то, вне всякого сомнения, исполнится самое заветное желание просящего. Чем значительнее желание, тем больше животных нужно возложить на жертвенный алтарь.

Машина для убийства

Даже сегодня, несмотря на неодобрение церкви, многие гаитяне исповедуют одновременно католицизм и вуду. Буквально на днях главный гаитянский колдун вуду Макс Бовуар просил президента страны Рене Гарсиа Преваля, чтобы тот запретил хоронить жертв землетрясения в общих могилах, так как трупы, по его мнению, могут ожить.

— Достаточно того, — заявил Рене, — что подземные толчки разбудили тех, кто мирно спал в своих склепах. Я сразу заподозрил неладное, когда услышал о бандах мародёров, появившихся на улицах наших городов. Они совершают бессмысленные убийства, нападают на беззащитных людей.

Не буду говорить обо всех, но уверен, что большая их часть — зомби, которые поднялись из могил по приказу дьявола, чтобы сеять зло там, где и так не осталось места для добра. Сегодня тысячи живых мертвецов разгуливают по нашим городам, одержимые страстью к убийству, и утихомирить их невозможно. Отрубите такому злодею голову, он и обезглавленный продолжит своё чёрное дело.

Если обычно для того, чтобы создать живого мертвеца, колдуну нужно изготовить специальный порошок и рассыпать его возле дома жертвы, то сегодня многочисленных зомби создаёт сама обезумевшая природа…

Можно верить в легенды о зомби или нет.

Но что делать с таким фактом: крупнейший город Гаити Порт-о-Пренс и столица Доминиканской республики Сан-Доминго находятся от эпицентра землетрясения на одинаковом расстоянии, однако если первый разрушен почти полностью, то второй ничуть не пострадал. В репортажах с Гаити всё чаще проскальзывает завуалированный вопрос: не может ли одной из причин трагедии стать чёрный культ, который пытается прятаться под маской христианства?

  • Журнал: Тайны 20-го века №8, февраль 2010 года Рубрика: Мистика
  • Елена Ланда
  • Tags легенда культ Тайны 20 века остров Дьявол вуду землетрясение договор Гаити зомби

Источник: https://www.bagira.guru/religion/kult-vudu-na-gaiti.html

Ссылка на основную публикацию