Славянские демоны — описание нечисти в древнеславянской мифологии

Некогда забытый отечественный фольклор сегодня возрождается в литературе и кинематографе. На экраны уже вышло несколько фильмов о русалках, домовых и прочей нечисти, а в сюжеты романов проникли кикиморы, черти и лесные духи. И то ли еще будет! Мы решили вспомнить, кого боялись наши предки и их соседи.

А если вам некогда читать, то посмотрите короткое видео по теме этого материала.

Полудница и Нощница

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Два женских демона-антагониста, персонифицированные выражения переломного времени суток как периода, опасного для человека. Как видно из имен, одна появлялась в середине дня, другая — в середине ночи.

Род деятельности. Полудница наказывает тех, кто работает в полдень. Нарушителю может отрезать голову, а беременных женщин и детей, вышедших в поле, замучить до смерти. Оставленного без присмотра младенца обязательно заменит своим собственным.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Славянские мифы

Издевается над детьми и нощница, из-за которой, судя по поверьям, малыши не спят по ночам.

Внешность. Полудница и Нощница разные не только по времени появления, но и по внешности. Если первая появляется в образе красивой девушки или даже юноши в прозрачных одеждах (реже — косматой старухи), то вторая — в виде уродливой когтистой бабы в черном. Жители Польши представляли себе Нощницу как птицу или летучую мышь, а белорусам она казалась черным мохнатым червяком.

Способ защиты. Спасти от обоих демонов могут только заговоры и обереги. Охотиться бессмысленно, только проблем наживете.

Баба Яга

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Фольклорно-сказочный персонаж, встречающийся у западных, южных и восточных славян. Несмотря на то, что в адаптированных сказках для детей Яга оказывается почти комическим героем, изначально — это демон, служащий проводником в мир мертвых. Отсюда и костяная нога, помогающая ей переходить в «тридевятое царство».

Род деятельности. Ворует детей и пытается зажарить их в печке или поджидает добрых молодцев в избушке на курьих ножках. Образ самой избушки связывают с домовинами, в которых хоронили умерших многие северные народы, — этим и объясняется то, что у Бабы Яги «нос в потолок, губы на притолоке висят».

Часто персонаж выступает волшебным дарителем, но только после того, как герой пройдет испытание в ее избе. «Добры молодцы», приходящие к ней за помощью, проходят своеобразный обряд, который исследователи связывают с погребальным. Они парятся в бане (омовение умершего) и едят приготовленную Ягой стряпню (поминальная трапеза).

Таким образом они временно умирают и перерождаются уже в другом качестве и с другими способностями.

Внешность. Как мы уже сказали, главным атрибутом Бабы Яги является костяная нога. Также известно, что это горбатая старуха с большим крючковатым носом, вечно растрепанная и не подпоясанная (верх неприличия!). На лубочных картинках она изображается в зеленом платье, лаптях и брюках.

Способ защиты. Его нет! Единственный совет — не соваться на опушку темного леса и бежать сломя голову от избушки на курьих ножках.

Стржига

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

От лат. strix, др.-греч. στρίξ, στρίγξ «сова-вампир»), мужской эквивалент strzigůń (стржигун) — персонаж силезских, хорватских, сербских, а также молдавских и румынских мифов.

В одних регионах — это демон, в которого превращаются повешенные (чаще такое существо называется стригоем), в других — стржигами рождаются. Известны случаи, когда за них принимали младенцев, появившихся на свет с прорезавшимися зубами.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Предания, сказки и мифы западных славян

Род деятельности. Обычно стржиги пили кровь, но, если были не очень голодны, могли просто наслать на людей кошмары. Считалось, что после собственной смерти они морили всю семью, а также вставали из гроба и убивали односельчан. Укушенный стржигой человек превращался в такого же демона.

Внешность. Согласно некоторым легендам эти существа были рыжими и голубоглазыми. По другой версии, они могли принимать любую внешность. В албанской мифологии, куда проникла история о стржигах или стригоях, подобную нечисть вообще сложно выследить, так как визуально она ничем не отличалась от остальных. У стржиг два сердца и две души, одна из которых остается в теле после смерти.

Способ защиты. Самый популярный и, видимо, действенный метод — вбить осиновый или дубовый кол в сердце, но иногда в Румынии находят могилы с железными кольями. Вычислить могилы стржиг довольно просто: надо провести по кладбищу лошадь и там, где она встанет и откажется идти вперед, вы обязательно найдете стржигу.

Лихо (одноглазое)

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Воплощение зла и всех бед, которые только могут свалиться на голову человека. Образ этого демона восходит к мифу о циклопах.

Внешность. Лихо имеет общий корень со словом «лишение». У разных народов изображается с физическими недостатками. Самый распространенный вариант Лиха — одноглазое, но есть однорукие и одноногие персонажи.

Этимология имени также включает в себя значения «остаточный», «лишний», и в связи с этим Лихо могло оказаться с лишними пальцами или лишними зубами.

Считалось, что люди, родившиеся с такими недостатками, приносят несчастье.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Чудо чудное, диво дивное. Русские народные сказки от А до Я (ил. С. Ковалева)

Род деятельности. Этот демон может выступать и как плотоядное жестокое существо, готовое сожрать незваного гостя, и как злой дух, привлекающий беды, просто находясь рядом. Лихо несло ответственность и за падеж скота, и за внезапную смерть хозяина, и за пожары.

Способ защиты. В случае, если Лихо — это глуповатый злой великан, то все советы даны в мифе об Одиссее и Полифеме, а также в русской сказке, удивительно похожей на греческую легенду. Но если это бестелесный демон, то, по поверьям наших предков, помочь могли только амулеты, привлекающие удачу и отпугивающие сглаз.

Водяные русалки и мавки

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Мифологические существа, когда-то бывшие людьми, но умершие не своей смертью. Водными русалками (есть еще лесные и полевые) часто именуют девушек-утопленниц, а мавками становятся некрещеные младенцы и дети, проклятые своими матерями.

Род деятельности. Сказка о русалочке, созданная Хансом Кристианом Андерсеном, навсегда закрепила за этими существами славу несчастных страдалиц. Но в фольклоре русалки вовсе не были такими милыми и добросердечными. Это же относится и к смертельно опасным мавкам.

Считалось, что русалки заманивали и топили в водоемах молодых мужчин, могли защекотать путника до смерти или же забросать камнями и шишками. Девушек русалки на дух не переносили и прогоняли их из леса.

Мавки же нападали на всех незащищенных людей, мстя за свою раннюю смерть, и воровали младенцев.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии А.С. Иликаев Мифы древних славян

Внешность. Часто русалки и мавки выглядят как молодые девушки. В северных регионах речные русалки могут быть с рыбьим хвостом. Мавки иногда похожи на детей, впрочем, детские персонажи-демоны в фольклоре редкость, так что они, видимо, вырастали, но не старились.

Способ защиты. Было несколько способов избавиться от русалки. Самый действенный из них — не снимать нательный крестик. Но если это не помогало, то на помощь приходили заговоры. Один из них записан этнографом Павлом Шейном:

«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись.

Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться.

Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещенного тебе не видать»

Источник: https://eksmo.ru/articles/slavyanskiy-khorror-samye-strashnye-sushchestva-mifov-i-legend-ID15038483/

Нежить в славянских верованиях

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологииПо одной из легенд, нечистые силы распространились на Земле после того, как Господь, разгневавшись на строительство Вавилонской башни, смешал языки людей. «Зачинщиков же, лишив образа и подобия человеческого, Бог на вечные времена отправил сторожить воды, горы, леса. Кто в момент проклятия находился дома — стал домовым, в лесу— лешим…»

Леший стал хозяйничать в лесу; водяной, болотник, кикимора обитают в реках, болотах, озерах; домовой, угодив в открытую печную трубу, с тех пор живет рядом с людьми. Древние славяне, считавшие нежить природным духом, знали, что он мог быть по отношению к людям и добрым, и злым — все зависело от умения человека правильно вести себя по отношению к окружающему миру.

ХРАНИТЕЛЬ ДОМА
Его называют Хозяином, Дедушкой, Доброжилом, Доброхотом и даже Кормильцем. Домовой, пожалуй, единственный из всех духов, идущий к людям с добром.

Он оберегает дом от всевозможных напастей: воров, пожара, стихийного бедствия и т. д., защищает самих домочадцев от болезней и злых духов.

Считается, что каждый дом непременно имеет одного такого невидимого жильца, к которому с древности относились с вниманием и почтением, хотя и слегка побаивались.

Самым главным его отличием от остальных представителей нечистой силы можно назвать то, что домовой никогда не причиняет хозяевам зла по-настоящему. Да и не любит он, когда его называют нечистой силой, сердится и проказничает.

Кроме того, домовой не испытывает страха перед крестом и иконами. Это объясняется тем, что хранитель дома, хоть и был изгнан Богом, но считается раскаявшимся и частично прощенным. У него даже есть шанс получить полное прощение и попасть в Царствие Небесное, но для этого домовому нужно 70 лет прожить с одним хозяином, всячески помогать ему и защищать его.

Его происхождение объясняют по-разному. Христианские источники говорят, что домовым мог стать кто-то из умерших членов семьи, причем каждый раз со смертью хозяина он принимал образ покойного. Интересно, что возрастной отсчет у домового идет от возрастания к убыванию, рождается он мудрым и старым, живет около 700 лет, а умирает беспомощным младенцем.

Мало кто может похвастаться, что видел домового, но очевидцы описывают его практически одинаково: крепенький, приземистый мужичок, ростом с полметра, руки и ноги короткие, но при этом ступни, ладони и голова непропорционально крупные. И самое главное — это то, что он весь необыкновенно волосат— густой рыжеватой шерстью покрыты даже его ладони.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Говорят, что он становится похожим на жильцов, когда они живут вместе долгое время. Многие часто слышат его тихий плач, глухие сдержанные стоны, а иногда отрывисто краткие или, наоборот, мягкие и ласковые, но всегда неразборчивые возгласы.

Правда, если догадливые хозяева успевают при подходящем случае умело окликнуть его и задать вопрос, то могут услышать и вполне членораздельный ответ.

Когда люди переезжали на новое место, домового всегда звали с собой с помощью специального хлебосольного обряда. Многим известна традиция в новый дом первой запускать кошку, но мало кто знает, с чем это связано. Оказывается, на ней этот хранитель очага въезжает в помещение.

Однажды ночью Екатерина Ф. проснулась в ужасе. Что-то давило ей на грудь и шею. Вспомнив рассказы бабок, что так часто делает домовой, предвещая беду или счастье, она, задыхаясь, еле выдавила из себя: «К худу или к добру?» И услышала в ответ: «К худу». Через несколько дней у нее умерла свекровь.

Биоэнергетики считают, что хозяева по знакам домового всегда могут узнать о надвигающихся неприятностях: плачет — к покойнику, воет в трубах — к судебной тяжбе, намочит во сне — к болезни, гремит посудой — к опасности от огня, ласково поглаживает — к добру. Если же вы хотите избавиться от такого внимания и ласки, то используйте древнее действенное средство: употребите самые изысканные и сложные экспрессивные выражения русского языка, какие знаете, — чем большей этажности они будут, тем лучше.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Некоторые из домовых обзаводятся семьей. Его жена — домовиха (или домовушка), а дети — домовята. И именно домовенка иногда можно было увидеть, так как он, в отличие от отца и матери, еще плохо владеет невидимостью и внепространственными перемещениями.

Домовой может чувствовать заранее приближение к дому порчи. И если в ваше жилище зашел человек с недобрыми намерениями, домовой начинает беспокоиться и подавать знаки. У лихого человека из рук может выпасть чашка, неожиданно разорваться одежда, разлиться что-нибудь на скатерть. Вам как бы сигнализируют — обратите внимание на этого человека, он намеревается навредить вам.

У домовых есть свой праздник. Это Новый год, который они отмечают в ночь с 10 на 11 февраля. В эти дни надо обязательно поздравить своего домового и его семейство. Вообще-то домовые зимой спят, в отличие от прочей святочной нечисти. Но в эту ночь просыпаются и гуляют, веселятся и шумят.

СЛУГИ ВЕЛЕСА
Даже название «леший» происходит от слова «лес» с чуть измененным на старо-русский лад произношением. В народе говорят, что увидеть лешего можно только в том облике, в котором он сам захочет предстать.

Чаще всего это вполне человекообразный облик: бодрый старик или огромный мужик с котомкой и посохом, в неряшливой одежде зеленоватого оттенка либо в красном кафтане, на котором пуговицы находятся слева, а ремень застегнут наоборот, левый лапоть надет на правую ногу, а правый на левую.

Читайте также:  Мужчина знака зодиака близнецы (gemini) - характеристика, особенности, таланты, интересы

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Когда леший садится на пенек, то всегда кладет левую ногу на правую. Глаза у этого демона изумрудного цвета, лучатся энергией.

Но больше всего он любит появляться перед людьми в образе косматого страшного старика с бородой, рогами и козлиными ногами. Одежда, если она присутствует на нем, будет обязательно наизнанку.

Существует поверье, что эта нечисть обладает свойствами оборотня, поэтому иногда может предстать в виде любого животного, кроме птиц, и даже дерева.

Считается, что лешие — глаза и уши Велеса. Именно через леших этот бог зверей и хранитель стад наблюдает за лесом, при необходимости вмешиваясь в ход событий. В древности считалось, что через лешего можно общаться с Велесом, приобретая сакральные знания о мире.

На севере России лешего считали немым, но голосистым: он умел петь, но без слов, подбадривая себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (так, как шумит лес в бурю) и затихает только с первым пением петуха. Леший не носит шапки, правого уха у него нет, волосы он зачесывает налево. А в карачаевских и брянских лесах его видели всегда с огромной дубиной в руках.

Известны случаи, когда леший показывал людям грибные и ягодные места и даже выводил заблудившихся в лесу путников. Но, если человек не понравился лесному духу или пришел в лес с целью навредить, леший начнет пугать его, издавая громкие и жалобные звуки, завывания ветра, треск деревьев.

Он может увести тропинку в сторону, заманить в болото или «водить» — заставить ходить кругами по одному и тому же месту. При этом он обычно не подвергает человека серьезной опасности. Люди, кому довелось повстречаться с лешим, рассказывали, что он разговаривает не открывая рта, посылая в мозг нужные образы и мысли.

В народе существует версия, что лешими становятся души проклятых и умерших людей, а также младенцев, украденных нечистой силой до крещения. Известно, что самоубийц не хоронили на кладбищах, их называли за-ложными покойниками, выносили на болота, в овраги и ни в коем случае не забрасывали землей.

Так вот, именно эти покойники и могли обращаться в леших очень злобного нрава. Если леший недоволен деятельностью людей, он идет в деревню, пугает женщин, похищает детей, которых в порыве гнева мать наградила неосторожными проклятиями.

А еще он любит обменивать своих лешачат, уродливых, злых и крикливых, на людских детей. В отличие от многих других нечистых духов, лешие социальны. У них есть изба, где они живут с женами и детьми.

Полагают, что жены лешего происходят из душ загубленных им девушек, которые были прокляты своими родителями. Найти избу лешего можно только одним способом — проследить за ним.

Хотя выйти из этой избы очень не просто, и если сам леший не захочет, то, куда бы ты ни шел, все одно вернешься к ней.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Многие рассказывали, что побывали в гостях у лешего, пили с ним, веселились, при этом полностью теряя счет времени. Им казалось, что застолье продолжалось несколько часов, а на самом деле человек отсутствовал дома несколько суток.

Я ВОДЯНОЙ
Водяного в различных местах называют водовиком, водяным дедушкой, речным барином и даже царем. Если речь заходит о нем, то непременно с такими характеристиками, как злоба, хитрость и злопамятность. Зачастую он препятствует спасению утопающих.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Внешне водяной, как и остальные духи, выглядит получеловеком-полуживотным. Интересен тот факт, что никто и никогда не описывает нижнюю часть его тела.

Можно только предполагать, что он имеет либо русалочий хвост, либо у него между пальцами ног перепонки, как у водоплавающих птиц. Большинство очевидцев, которым довелось видеть водяного, утверждают, что это старик высокого роста.

Он весь покрыт мхом и болотной травой, только одежда это или кожа, непонятно.

Непременно присутствует и длинная зеленая борода, которую он в полнолуние расчесывает, сидя на берегу. Отличительной чертой этого персонажа являются огромные красные глаза и большой нос. Иногда он принимает образ обнаженного юноши, бросается в сети рыбаков, проделывая в них огромные дыры.

А порой превращается в нереально большую щуку, причем если рыбак такую рыбину нечаянно заденет острогой, то жди беды: утонут и лодка, и люди. Обыкновенно он перемещается на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту — «чертова коня» — не советуют употреблять в пищу.

Кроме версии о том, что водяной — один из демонов, низвергнутых Богом на Землю, существует еще одна, согласно которой он произошел от детей Адама, которых тот прятал от Бога.

Ну и, конечно же, вполне возможно, что водяные произошли от проклятых людей, заложных покойников, трупы которых нередко сбрасывались в воды озер и омутов.

Возраст его зависит от фазы луны: при нарождении новой он молод, а в полнолуние стар.

Как настоящий хозяин, водяной следит за своими владениями. Он не переносит шума и разговоров у воды о зайцах, медведях, священнослужителях и особенно упоминаний Всевышнего. Сохранились воспоминания одного из новгородцев: «Около зимника есть заездок.

Дядя Степан говорил, что в этом месте много попадает рыбы, только не надо ничего говорить. У меня из рук три раза верши вышибал. Я как увижу рыбу, каждый раз и скажу: «Ну, слава богу, много рыбы!» И каждый раз как треснет по верши, так всю рыбу и опустит.

Вестимо, водяному нелюбо было, что Бога вспомнил, ну он и не давал рыбы-то».

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Интересно, что, когда жена водяного должна родить, он превращается в человека, с левой полы одежды и волос которого постоянно капает вода, и идет в населенный пункт за повивальной бабкой, которой щедро платит за ее услуги.

Однажды рыбаки обнаружили в сетях младенца, который вел себя странным образом: в воде резвился, а в доме становился вялым и апатичным. Малыш оказался ребенком водяного. Рыбаки вернули его отцу с условием, что тот обеспечит им богатый улов, что и было соблюдено.

Есть поверье, что утонувший остается слугой водяного до тех пор, пока не найдет себе замену, то есть кого-нибудь не утопит. Но и тогда он не покидает подводного царства, а сам становится водяным.

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ
Каждый помнит повесть Н. В. Гоголя «Вий». Но мало кому известно, кто он на самом деле. Есть версия, что он служит Чернобогу и является проводником его смертоносной силы, а также тюремщиком для грешников в преисподней, которых собственноручно наказывает.

Он способен убить взглядом, и именно поэтому глаза этого существа постоянно прикрыты тяжелыми веками. Самостоятельно поднять веки он не может, веки демону поднимают слуги с помощью вил.

Есть мнение, что его имя произошло от украинского вийи — «ресницы».

Но вполне возможно, что оно появилось от глагола «виться», так как внешне Вий напоминает растение, его тело покрыто комьями земли, безобразными корнями и кожей, похожей на кору дуба.

Некоторые исследователи связывают этот персонаж со святым Касьяном, который тоже обладал способностью убивать взглядом. По преданию, Касьян ничего не видит из-за тяжелых длинных ресниц, доходящих до колен, и только один раз в четыре года, 29 февраля, ему позволяется поднять их и взглянуть на мир. И то живое, на что он посмотрит, мгновенно погибает.

Не потому ли считается, что високосному году всегда сопутствуют неурожаи, голод, болезни и прочие несчастья?

источник

Источник: https://taynikrus.ru/mistika/nezhit-v-slavyanskix-verovaniyax/

Демоны славян

Ходячий мертвец. Обыкновенная история

Отправляя в космос свою вишневую «Теслу», Илон Маск, вероятно, задумывался о ее дальнейшей судьбе. Согласно исследованиям ученых, древний человек ощущал себя иначе. Он полагал, что знает об этом мире всё, пробелов в знании и беспокойных сомнений попросту не было.

В противном случае жить было бы слишком страшно; бессилие и непредсказуемые природные явления кого угодно выбьют из колеи. На определенном этапе магические свойства приписывали неодушевленным предметам и животным; вера в их покровительство позволяла общине почувствовать себя в безопасности.

Неодушевленные предметы расценивались как причина удач или, напротив, поражений; в последнем случае их «наказывали». Животные становились людьми и наоборот; взять, к примеру, историю о князе Волхе Всеславьевиче, который время от времени превращался в зверя и понимал язык животных.

Сны также считались реальными; так мир не терял четких очертаний.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Сатирический журнал «Леший», 1906 год. Wikipedia.org

Сделать этот мир предсказуемым должны были и потусторонние существа. Соблюдая некие правила, можно было надеяться, что черти изберут другую мишень для нападения.

Считалось, что многие представители нечистой силы связаны с душами умерших людей; особенно «агрессивными» после смерти якобы становились дети, проклятые родителями. Эти души, верили восточные славяне, в обиде и ярости были готовы на любое «преступление» в мире живых.

Еще один классический сюжет рассказывает о тех, кто погиб не своей смертью и обрел статус потустороннего существа.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Кащей Бессмертный. Иллюстрация Ивана Билибина

В православии «нежить» — падшие ангелы. Для некоторых из этих существ было характерно непостоянство; сегодня домовой защищает твое жилище от незваных гостей, а завтра пристает к жене (да-да, считалось, что домовой способен и на такие поступки).

По мнению наших предков, русалки также отличались истинно женским непостоянством: они могли напасть на случайного путника или, напротив, указать ему верный путь. Любопытно, что образ русской русалки не имеет ничего общего с персонажем диснеевского мультфильма. Русалка — женщина обычно полная, диковатая, взлохмаченная.

Ничего хорошего от нее не услышать — напротив, ее слова предвещают беду. Образ диковатой речной жительницы не кинематографичен, поэтому в картине «Вий» (2014) русалка — идеал женственности.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Кадр из фильма «Вий» (2014). Booksonline.com

«Того гляди, запорет зверь, или пропадет человек без вести»

В фольклоре популярен был еще один жестокий сюжет: девушка-русалка приходит к охотнику и рожает ему ребенка. Когда ее истинная сущность раскрыта, «супруга» убивает ребенка, избавляется от тела и таинственно исчезает.

Леший в воспитательных целях

Леший, помимо всех своих мистических свойств, выполнял и практическую функцию, «заставляя» гостя в лесу вести себя уважительно по отношению к природе. Таким образом, потусторонняя сущность становилась механизмом контроля.

Леший наказывал тех, кто не церемонился с лесными богатствами. Распознать лесного хозяина было непросто, поскольку он менял свой облик. Нечисть могла предстать в виде змеи, небольшого зверька, а в некоторых случаях и притвориться человеком.

В последнем случае ему приписывались вполне «человеческие» черты вроде тяги к алкоголю.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Иллюстрация Ивана Билибина. Wikipedia.org

Страдивари обвиняли в сделке с дьяволом

С лешим можно было совершить сделку, при этом считалось, что договор нужно подписать кровью. Поверье отражает популярную во всем мире историю о сделке с дьяволом.

Примечательно, что это обвинение нередко выдвигали в адрес талантливых, преуспевших в той или иной области людей; современники не могли объяснить их способности с рациональной точки зрения. Успех становился почвой для суеверий. Именно так случилось с Антонио Страдивари.

Секрет уникального звучания его скрипок не давал современникам покоя. Ходили слухи, что он продал душу дьяволу в обмен на свои творения. Некоторые утверждали, что скрипки мастера сделаны из обломков Ноева ковчега.

Впоследствии ученые всего мира пытались выяснить, в чем секрет звучания музыкальных инструментов Страдивари. Эксперты пришли к выводу, что уникальный «голос» скрипки обусловлен плотностью древесины.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Шабаш ведьм в стране басков. Wikipedia.org

Особое место в славянской культуре занимает образ ведьмы. В отличие от народов, населяющих Западную Европу, славяне не считали, что ведьма получила магические способности в результате сексуальной связи с представителем темных сил.

Народности, проживавшие в Сибири, полагали, что отличить ведьму от человека можно по искаженному отражению в ее глазах. Женщины, якобы владевшие магическими способностями, часто занимались целительством, пользовались уважением односельчан и жили в достатке.

С другой стороны, ведьма была, пожалуй, самым коварным потусторонним существом. Ее сущность раскрывалась положительно или отрицательно в зависимости от региона; на западе таких женщин называли «чаровницами».

Читайте также:  Значение карты таро рыцарь пентаклей в раскладах и в сочетаниях

Верили, что ведьма может сглазить не только человека, но и неодушевленный предмет — например, сельскохозяйственный инструмент.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии Ivan Yizhakevych — flickr.com

Русалка — женщина обычно полная, диковатая, взлохмаченная

Все эти верования нашли отражение в фольклоре. Иван Гончаров, рисуя ленивого мечтателя — Обломова — рассказывает, как повлияли на его характер рассказы няни.

В этих сказках содержалась нехитрая мораль: «Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его, того гляди, запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или пропадет человек без вести, без всяких следов.

А то вдруг явятся знамения небесные, огненные столпы да шары; а там, над свежей могилой, вспыхнет огонек, или в лесу кто-то прогуливается, будто с фонарем, да страшно хохочет и сверкает глазами в темноте.

И с самим человеком творилось столько непонятного: живет-живет человек долго и хорошо — ничего, да вдруг заговорит такое непутное, или начнет кричать не своим голосом, или бродить сонный по ночам; другого ни с того ни с сего начнет коробить и бить оземь. А перед тем как сделаться этому, только что курица прокричала петухом да ворон прокаркал над крышей», — писал Гончаров.

Интерес к нечисти, особенно постапокалиптической, сохраняется и сегодня. Именно поэтому сериал «Walking Dead» растянулся на 9 сезонов. Пилотную серию посмотрели больше 5 миллионов зрителей. Сериал про ходячих мертвецов номинировали на премию «Золотой глобус».

Источник: https://diletant.media/articles/40514571/

Славянская демонология

Славянская демонология очень интересна тем, что в ее представлении демоны выглядят иначе и не всегда являются злыми существами.

Многие мифические персонажи у славян считались нейтральными – ни добрыми, ни злыми. Славяне описывали демонов особенно, очень интересно и необычно.

А данной статье представлены самые яркие славянские демоны, которых другие народы мира представляли себе иначе либо вообще о них не знали.

Упыри

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Славянских упырей можно сравнивать скорее с современными зомби, чем с вампирами. Особенно много мифов о упырях ходило на Украине. Данное демоническое существо являлось не только жутким кровопийцей, но и проклятым мертвецом.

Упырями становились умершие колдуны, злодеи и люди, в которых при жизни находились бесы. Это своего рода проклятие считалось самой страшной карой за злодеяния, которые человек осуществлял при жизни. Простые люди упырей боялись как никого другого.

Колдунов и грешников зачастую хоронили подальше от поселения, отдельно от верующих и праведников. Считалось, что такие люди периодически могут вставать из могилы, превращаясь в кровожадных упырей.

Ночами они нападали на скот и людей, выпивали их кровь или съедали (в различных легендах это происходило по-разному).

Упырей всегда описывали как существ крайне безобразных: полуразложившиеся трупы, издающие холодящий кровь стон, быстро передвигающиеся и жестокие. Проще говоря, упырь – специфическая смесь вампира и зомби.

Упырей можно было убить только осиновым колом, причем для этого его не обязательно загонять демону в сердце. К слову, о серебре, которое в европейских легендах якобы отгоняет вампиров, в славянской демонологии не упоминается.

Кроме этого, в некоторых легендах описывается, что упырем может являться обычный живой человек, в которого вселилась нечисть.

Такого упыря можно было распознать по красному лицу, так как люди считали, что оно приобретает такой цвет из-за выпитой существом крови.

Иван Франко в этнографической заметке описывал, что в 30-х годах девятнадцатого века в небольшом поселке Нагуевичи людей протаскивали через костер, считая их упырями.

Двоедушник

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Характеристику данного существа полностью раскрывает его название. Двоедушником называли человека с двумя душами. Одна из его душ была доброй, праведной. Вторая – демонической, злостной, властной. К слову, число «2» у славян считалось магическим, обладающим сверхъестественной силой.

Двоедушник днем жил жизнью нормального среднестатистического человека того времени. Ночью он спал, как и все люди, но особым крепким сном. Считалось, что разбудить его ночью невозможно, так как его вторая душа покидала тело и совершала злодеяния. Она принимала обличье животного, преимущественно зайца либо коня.

Славяне верили, что после смерти двоедушника одна из его душ (светлая) отправляется на тот свет, а вторая (демоническая) превращается в упыря. Двоедушники никому ничего особенно плохого не делали, пока их не тревожили.

Если при встрече двоедушника оскорбить или обидеть, он мог убить с помощью своей силы или силы ветра, которой владел. Отомстить двоедушнику можно было только одним способом: во время сна перевернуть его головой на то место, где располагались ноги.

После этого он проснется и зачахнет на срок не менее двух недель.

Данное существо не считали опасным для человека, так как ничего плохого оно просто так не совершало. Хорошим его тоже назвать сложно, так как в нем находится демоническая сущность. Иногда к двоедушникам обращались за помощью. Этого демонического персонажа можно сравнить с современным оборотнем.

Больше всего упоминаний о двоедушнике ходит в Карпатах. Там его по сей день называют ветрянником, так как основной его способностью является управление ветром. Двоедушники могли менять погоду: вызывать либо прогонять дождь, например.

Бадзула

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Данный демонический дух делал из обычного человека бродягу и пьяницу. Бадзула долго бродила по дорогам, подыскивая себе жертву. К слову, этим демоном являлась преимущественно женщина в лохмотьях, несимпатичная и откровенно противная. Ближе к зиме демон старался прицепиться к кому-то, кто ей покажется морально слабым.

Цепляясь к прохожему, бадзула подстрекала его потратить все деньги, имеющиеся при нем. Славяне, которые верили в данную нечисть, перед зимой старались не пускать посторонних людей в дом. Особенно остерегались незнакомок, так как считали, что их облик может носить бадзула. Если она попадала в дом, семья быстро беднела и распадалась.

Мужчины часто пользовались данным демоном, списывая на него все свои проделки. Кстати, очень удобно. Напившись в кабаке и спустивши все деньги, можно было свернуть все на нечисть, которая якобы заставила это сделать.

К слову, данный демон является еще одним примером нейтральных персонажей славянской демонологии. Его нельзя назвать особо опасным либо жестоким. Сильный духом человек мог отмахнуться от него и не поддаться его влиянию.

Болотница

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Следует сказать сразу, что болотницу нельзя путать с русалкой. Это совершенно отдельный и самостоятельный демонический персонаж.

Отличительной чертой болотницы являлась внешность: верхняя ее половина была прекрасной девушкой, а внизу находились ужасные гусиные ноги.

Поэтому болотницы часто изображались по пояс в воде, так как считалось, что именно так они заманивали своих жертв. Кроме болот, болотницы могли поджидать жертву, сидя на кувшинке, поджав под себя ноги.

Этот славянский демон заманивал людей плачем, прикидываясь страдающей от несчастной любви девушкой. Кто решался пойти утешить болотницу, того она затаскивала в болото и отдавала своему бужу – болотнику. Болотницей, как считалось, становились молодые девушки, утонувшие в болотах, либо те, чье тело оказывалось в болоте после смерти.

Несмотря на отвратительное название, эти демоницы считались одними из самых красивых в славянской демонологии. Они были красивее русалок, которые, в свою очередь, обладали практически прозрачным телом, зелеными волосами и аналогичной по цвету кожей.

Болотницы выглядели как настоящие живые женщины с белой бархатной кожей и черными волосами. Летними ночами они предпочитали выходить на полянки, освещенные лунным светом.

Хозяйки болот отличались привлекательной гипнотизирующей улыбкой и пронзительным незабываемым голосом.

Славяне называли болотницу хозяйкой болота несмотря на то, что у болотника таких женщин может быть достаточно много. Считалось, что на каждом болоте сидит своя болотница. Данные существа заманивали людей быстрее, чем русалки и мавки, которые, как известно, пели.

Эта же нечисть давила на жалось, что особенно часто срабатывало с мужчинами. К слову, мавки – это еще один интересный славянский демон из рода лесных жителей-утопленниц.

Мавка имела привлекательную человечную внешность и длинные волосы, которые скрывали прогнившую спину.

Славянские демоны - описание нечисти в древнеславянской мифологии

Источник: http://mirkosmosa.ru/nepoznannoe/religiya/slavyanskaya-demonologiya

Нечисть в славянской мифологии

Нечисть — у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, водяных, оборотней, нежити и т. д.

Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям.

После крещения Руси вера в старых духов со временем угасла, появилось понятие новой нечисти — нечистая сила, дьявол, черт.

В народном сознании глубоко укоренилось, что очень мало на свете таких заповедных мест, в которые нечистая сила не решилась бы проникнуть; даже православные храмы не были освобождены от их дерзких нашествий.

Эти бесплотные существа, олицетворявшие собой само зло являлись исконными врагами человеческого рода.

Они не только наполняли все пространство Вселенной, не только проникали в жилища, делая многие из них необитаемыми, но и даже вселялись в людей, преследуя их беспрестанными искушениями.

Так как на землю было свержено несчетное множество нечистой силы, то она, во избежание вражды и ссор между собой, очертила свои владения определенными кругами. Эти круги возымели особое действие и силу: всякий попавший в них и переступивший след нечистого будет обязательно блуждать в них и без помощи особых средств не выйдет, не избавится от дьявольского наваждения.

Нечистая сила вездесуща, однако особенно предпочитает так называемые нечистые места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, непроходимые болота, заброшенные церкви и перекрестки дорог. Любит она мосты, границы сел и полей, всякие пещеры и земные провалы, неприкрытые сосуды с водой, колодцы.

Сегодня вы вряд ли найдете человека, верящего в Ягибиху. Не каждый даже сообразит, что ее образ сохранился в детских сказках. Всем известная немного смешная Баба-Яга — это и есть Ягибиха, некогда дух смерти, страшная женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в подземный мир.

Основная нечисть в славянской мифологии

Аспид — чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По другим сказаниям монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

Анчутка — древнее название черта или беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени.

Баба-Яга — древнейший персонаж славянской мифологии, былин и сказок. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Бадзула — в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится.

Банник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним в бане обитают его жена и дети, но встретить в бане также возможно и овинников, и русалок, и домовых.

Водяной — в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного — лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные — это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Злыдень — в южнославянской мифологии демоническое существо, враждебное человеку, его недоля, бида. Это  маленькие злые духи,  которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья.

Леший — дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую.

Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

Читайте также:  Что такое цыганская магия и чем она отличается от других направлений

Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему это не удается: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя.

Переруг — мелкое и злобное божество раздора, свар, ссор, склок и обид; недобрый дух, подобный злыдням.

Источник: http://www.mysterylife.ru/kievskaya-rus/nechist.html

Славянская мифология

Шиликун – это дух-хулиган небольшого размера, который имел обыкновение появляться на Святки или Ивана Купала. Существо было известно тем, что всячески вредило людям и даже могло привести к их смерти. Шиликунов нередко сравнивали с чертями и водяными и боялись, как настоящую нечистую силу.

О демонах Драки упоминается так в английском, так и в славянском фольклоре. Рассмотрим обе интерпретации, так как каждая по-своему интересна и заслуживает внимания.

Пьянство — одно из величайших пороков человечества.

А что, если причина чрезмерного употребления спиртных напитков вовсе не в самом человеке? Что если к пьянству побуждает какая-то сверхъестественная сила? Тогда многочисленные пьяницы найдут себе достойное оправдание! Ведь виной всему — нечистая сила, которая завладевает душой пьющего. Чрезмерную увлеченность «зеленым змием» наши предки славяне объясняли одержимостью демоном. И его имя — Лярва.

Крылатый змей был порождением зла и появился в легендах древних славян еще задолго до рождения Перуна. Аспид был сыном самого Чернобога и возглавлял его темное войско. Воплощение злобы и ненависти, жестокости и черноты, Аспид нападал на животных и людей.

Ангел днем – демон ночью. Он добр и жесток, он покладист и своенравен. Потому что он – Двоедушник. Демон, в котором уживаются две сущности: добрая и злая, светла и темная.

Двоедушник – уникальное демоническое существо, родом из славянской мифологии. О них рассказывается преимущественно в легендах славян, обитающих в Карпатах (украинцы, словаки, поляки), а также в мифах южных славян.

В славянской мифологии множество добрых и злых существ. Одни помогают человеку, дают возможность жить счастливо и в достатке, другие – вредят. Такими и являются злыдни — мелкие существа, приносящие лишь несчастья.

Славянская мифология богата и разнообразна. В ней, как и в других древних языческих культурах присутствуют боги, злые и добрые духи, различные волшебные существа. Наравне с Перуном, богиня Берегиня считается самой главной и могущественной на Земле, среди людей и в измерении духов.

Славянская мифология известна своими необычными сюжетами, в которых упоминаются различные существа. Одним из них является Див – посланник богов, предвещающий печальные события. Его появление всегда ассоциировалось с несчастьями, а неприятные звуки, издаваемые им, устрашали каждого, кто их слышал.

Очаровывались ли вы когда-то красотой озерной глади? А ведь существует кто-то, кто поддерживает эту гармонию. Древние славяне называли повелителя водоемов и водной стихии Водяным.

У каждого озера, реки или даже пруда свой повелитель, свой хранитель порядка. Водовик защищает водоем от злых сил, которые пытаются посягнуть на его владения. Если же вы будете искать Водяного в болоте, ваши поиски не увенчаются успехом.

Именно это дало повод нашим предкам считать болотистую местность отрицательным местом.

В славянской мифологии существует таинственный косматый старик Бабай, которым родители пугали своих детей. Обычно образ этого существа использовался, чтобы непослушные дети не вставали с постели после того, как их укладывали спать.

Родители говорили детям, что Бабай спрятался под кроватью, и он заберет ребенка, если тот встанет. Дети же не могли проверить, правда ли под кроватью у них кто-то прячется, потому что им было даже страшно пошевелиться.

Таким образом, родители добивались от детей послушания.

Источник: https://monbook.ru/mythology/slavyanskaya-mifologiya?page=4

Славянская мифология. Бесы

?

Categories:

  • общество
  • религия
  • эзотерика
  • Cancel

Бесы в славянской мифологии — злые, враждебные людям духи. Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода.

В христианстве слово «Бес» стало синонимом слова «Демон». У христианских летописцев этим же словом иногда обозначаются языческие божества.

Злобные духи, слуги Сатаны.

Под разными именами бесы существовали почти во всех мировых религиях. Несмотря на различные названия, у всех народов они считались невидимыми врагами человека, носителями всего самого скверного и неизменно вызывали ужас и отвращение. Именно эти качества обусловили славянское название бесов, на древнеиндийском языке звучащее как «вызывающий страх и ужас «.

В языческой мифологии Древней Руси бесами считались такие почитаемые боги, как Перун, Белес, Мокша, образы которых получили продолжение во многих других существах.

Корни славянского слова «бес» лежат в индоевропейском языке, где существует понятие «bhoi-dho-s», что буквально означает «вызывающий страх».

В христианских представлениях бесы — шпионы дьявола, бойцы его нечистого войска, противостоящие Святой Троице и небесной армии архангела Михаила. По преданию, бесы считались заклятыми врагами человека, они насылали душевные болезни (беснования), вызывали ссоры между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.

Известна русская поговорка «Бес попутал», обозначающая нелогичный поступок.Майков Игорь. Похититель Луны или Тихое Счастье

Злая сущность бесов, считавшихся причиной появления негативных явлений в обществе и душе человека, сопровождавших душевные болезни, семейные и социальные конфликты, не допускала каких-либо договоров с ними, а если такое случалось, то это могло принести человеку несчастья в будущем.

Достаточно вспомнить знаменитую поэму И.-В. Гёте «Фауст», где автор убедительно доказал опасность сделок с нечистой силой. Однако злое начало было присуще бесам не всегда: в сказаниях они появились в образах ангелов, а затем коварно изменили создателю, став помощниками дьявола.

Как напоминание об изначально ангельском прошлом у них сохранились крылья; в западной мифологии бесы имели крылья летучих мышей.

В то время когда они были ангелами, бесы обладали огромными знаниями, мудростью и могуществом. Сохранив все эти качества в злом образе, бесы умело использовали знания для коварных дел, глубоко проникая в мысли человека, направляя его деятельность во зло близким и обществу.

Подобно многим мифическим существам, бесы невидимы, но способны принимать любой облик, используя внешность для достижения собственных целей. Истинная сущность беса подробно описана в священных текстах различных религий, отличаясь лишь деталями.

Так, типичный бес — это рогатое существо, густо покрытое шерстью, с человеческими руками, с копытами на ногах и длинным хвостом.

У некоторых народов бесы наделены огромными ушами, крыльями (в качестве напоминания об ангельском прошлом) или длинными когтями.

В облике славянского беса четко прослеживается его сходство с греческим сатиром и фавном: небольшие рожки, копытца, хвост.

Еще одно представление о бесах связано с религиозным фанатизмом. Например, славяне часто наделяли беса внешностью жителя мусульманских стран, таким образом подчеркивая свою неприязнь к иноверцам. В русской мифологии бесы представлялись эфиопами («черными муринами»), поляками (ляхами) и даже немцами.

По преданиям, приближение беса отмечалось ощущением безысходности, странной тоски; человека мучила тошнота и судорожный смех без причины. В XV-XVI веках в некоторых европейских странах возникли слухи о бесах, принуждающих людей к плотскому совокуплению. Их мужские образы назывались инкубами, а женские — суккубами.

Бес. Кононенко В.А.

По христианским представлениям, особое внимание нечистая сила уделяла пустынникам и религиозным аскетам. Вероятно, по этой причине в период зарождения монашества отшельники поселялись в глухих лесах или в бескрайних степях, то есть в тех местах, где, по легендам, обитала нечистая сила.

Зная о том, что, подобно ангелам, бесы возникают и исчезают по своему желанию, отшельники старались сразиться с бесами-искусителями на их территории.

Самой поучительной историей величия духа истинно верующего человека стала легенда об искушении Антония Великого, который считался основателем монашеского движения.Иероним Босх. «Искушение святого Антония»

Бесы — в славянской мифологии враждебные человеку злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, рогами и копытами, со свиным рылом, окутанными смрадом или дымом.

По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых «нечистых» животных (чаще всего, свиней) или прикидываться человеком. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Само слово «бес» является общеприменимым ко всей нечистой силе.

Душа неправедных (грешных) людей после смерти не могла попасть в Ирий (Вырий, Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Отрицательные эмоции, безчестие, разврат, хаос и другие негативные явления, вызываемые этими проделками у живых людей служили пищей таким духам.

Бесы — это злые духи, которые для последователей Сатаны являлись тем же, что для праведников Ангелы-хранители.

Бес — славянское обозначение «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: без… совести (безсовестный, бессовестный — абсурдная, но «официально утвердившиеся» ошибка, толи умышленно внёдрённая в великорусский язык, толи оставшиеся в нём по какому-то недоразумению), без…Бога (безбожный, подумайте сами может ли быть бес… божный), без… праведный (безправедный — правильно, бес… праведный — такая же нелепица, может ли бес быть праведным и жить по Пра-Ведам и Прави?), без… чести (безчестный — верно, бесчестный — честный Бес, комментарии в данном случае вообще излишни, может ли Бес (Слуга Сатаны) который постоянно обманывает людей быть честным?) и т.д. Но есть и слова, где употребление «бес» будет вполне уместно, например, бесподобный — то есть бесоподобный.

По мере распространения христианства языческие представления о враждебных духах соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога («падшие ангелы»).

В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. В древних преданиях так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола (Сатаны). Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю.

Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям.

В народе известны многочисленные сказки, в которых бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей.

Считалось также, что бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть, в редких случаях может и погубить. Особенная активность бесам приписывается в рождественскую ночь и на Святки, которые традиционно считаются временем разгула нечисти.

Существовало поверье, что бесы нападали на монахов, аскетов и пустынников, стараясь любыми способами помешать их служению Богу.

Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая когда он оступиться, его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: «Бес попутал» и т.п.

Чтобы уберечься от бесов, язычники носили на шее амулет, христиане же крест.

Источник: https://kroshka77.livejournal.com/780973.html

Ссылка на основную публикацию