Семья перуна — сын, дочь, жена, отец, мать. их описание в славянской мифологии

Древнюю богатую историю, которая насчитывает огромное количество легенд про поклонение людей небесным божествам, имеет славянский народ. Бог Перун — главный в пантеоне языческих божеств, он обладал огромной силой и оказывал влияние на человеческую жизнь.

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Значение Перуна для славян

Перун — это языческий идол, которому поклонялись не одно столетие, ему оказывали свое почтение и приносили кровавые жертвы.

Он описывался, как седоволосый мужчина в годах, его крепкое телосложение и угрожающий, пронзительный взгляд наводил страх на окружающих. Его отличала длинная борода золотого цвета и пышные усы.

Седовласый старец всегда изображен на огненной колеснице, запряженной тройкой лошадей.

Славянский Перун всегда был обличен в золотые доспехи. На нем был одет ярко-красный плащ. В бою его сопровождали громкие громовые раскаты и молнии.

Перун — это властный, жесткий правитель небес, требующий безукоризненного подчинения. Среди славян ходили легенды о силе и жестокости громовержца. По мнению людей, раскаты грома были спровоцированы гневом божества, а молния предположительно была стрелами бога, которые он метал на землю, чтобы устрашать своей силой и наказывать людей за неподчинение.

Перун Громовержец известен, как управитель громом и молнией. В славянской мифологии он был обладателем нечеловеческой силы и имел способности влиять на погоду. Бури, ураганы, проливные дожди — все было сосредоточено в крепких руках бога.

Свои силы Громовержец унаследовал от отца, как и его умение владеть всеми видами оружия. Характер и умения Перуна закалялись на отцовской кузне. По прошествии годов, бог научился совладать с данными ему силами, только тогда он смог полноценно занять главное место в пантеоне рядом с другими божествами, где ему не было равных по силе и уму.

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Некоторые источники сообщают, что языческий бог считался покровителем воинов и справедливости. Славянский Бог Перун наделен магическими способностями:

  • умением перевоплощаться в животных;
  • по необходимости, божество применяет силы, позволяющие ему парить в невесомости;
  • способен создать иллюзию любого существа, которое исчезнет после окончания действия магии.

Верующие в Перуна

Бог Перун покровительствовал воинам. Громовержец олицетворял мощь и силу княжеской дружины. Ни один бой не проходил без подношения жертвы богу грома и молнии. Будучи еще младенцем, бог был похищен человеком-скорпионом в Царство мертвых.

Славянский Перун почитался, как идол. Повсеместно возводились каплицы, посвященные богу.

Культ устраивали на открытой местности, святилища воздвигали в форме шестилистковых цветков, в каждом из которых зажигали огонь, символизирующий силу божества. В середине находился идол из дубового дерева.

Статуя представляла собой столб с вырезанным лицом, к ней плотно прилегала чаша с подношением, куда складывали дары и наливали жертвенную кровь животных.

Культ Перуна имел очень большое значение. Любое начинание сопровождалось празднованием и подношениями. Идолопоклонство древних славян всегда сопровождалось принесением жертвы, это были красные петухи или быки. Когда же речь шла о великих событиях в жизни воинов, в частности перед началом военного похода, в жертву могли принести любого человека, чаще красивую девушку или воина.

Воинство продолжало почитать Перуна, как бога войны, вплоть до 988 г, когда князь Владимир, под влиянием Константинополя не принял христианскую веру, а всех идолов своим указом велел сжечь. Божество грома и молнии искореняли иначе, его идола тянули привязанным к коню, дабы указать на его бесполезность. Еще в течении 2-х столетий, среди славян точилась борьба двух верований.

Отец и мать Громовержца

Отец Перуна, славный бог Сварог, был олицетворением благодетели, к нему обращались за помощью. Сила божества присутствовала при сотворении 3-х миров: Явь, Навь и Правь. Сварог славился своей мудростью и добротой, к нему обращались с мольбами о хорошем урожае. Сварог подарил человеку огонь и научил на нем готовить.

Творец женился на богине Ладе, которая славилась своей красотой и миролюбием. Лада покровительствовала над любовными делами, соединяла сердца и следила за крепостью семейных уз.

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Сварог и Лада дали жизнь нескольким детям.

  1. Перун, обладающий силой управлять стихиями, — бог грома и молнии.
  2. Морена — могущественная богиня смерти и холода.
  3. Лель — богиня красоты, весеннего тепла.
  4. Жива — покровительница лета.

Самым могущественным богом, перенявшим отцовское ремесло, стал сын Сварога — Перун. Его предназначение состояло в том, чтобы быть защитником слабых, помогать людям становиться сильнее.

Жена Перуна

Творец воинов считался среди славян жестоким и властным правителем, но легенды про знакомство Перуна с женой Дивой показывают его с обратной стороны. Удивительная история знакомства бога с будущей супругой поражает своей романтичностью.

Его сестры Леля, Марена и Жива были похищены и превращены в чудовищ. Братья сварожичи спустя годы сумели отыскать брата и оживить его.

За годы Перун возмужал, окреп, теперь настал его черед разобраться со Скипер-зверем, укравшим сестер.

Долго блуждал Громовержец по лабиринтам подземелья, все же отыскал сестер и вернул им человеческий облик. Царь скорпионов был повержен и отправлен в Подземное царство.

После славной победы, Перун отправился в один небесный город, называющийся Правь, где повстречал красивую Диву. Это была дочь покровителя звездных небес Дыя и его жены богини луны Дивии, которая имела способность насылать на людей вещие сны.

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Девушка была настолько красива, что бог не захотел больше с ней расставаться и позвал ее замуж. Молодая Дива, не ответив ничего, сбежала от Перуна, испугавшись столь сильного напора со стороны мужчины. Отец девушки не дал согласия на брак, но в тот момент вылез огромный змей с морского дна, и Дива была похищена.

Оба бога вступили в кровавую схватку с гадом и повергли его. Дый был поражен храбростью и силой Перуна и дал согласие на бракосочетание. Теперь уже жена бога грома стала называться Перуньей.

Дети бога грома

От любви двух богов на свет появились прекрасные дети, унаследовавшие силу и мудрость от родителей. Среди самых почитаемых детей выделяют двоих.

  1. Сын бога громовержца — Дажьбог.
  2. Дочка Девана.

Дажьбог — сын Перуна

Сын бога грома был почитаем в народе и олицетворял мудрость и знания. Считался богом- хранителем, всезнающим и всевидящим. Имя Дажьбог означает «давать счастье».

Положено считать, что сын Перуна спас человечество от темноты и холода, он обогрел их своим теплом и излучаемым светом. Преподнес славянам кратко описанную историю создания мира, представленную в девяти томах.

Дажьбог почитался язычниками как покровительствующий плодородностью земель и солнечным светом. Сына Громовержца любили в народе. Даже самого князя Владимира Великого почтительно нарекли Красным Солнышком, как знак, указывающий на его мудрость.

Девана — дочь Перуна

Рожденная от брака Перуна и Дивы дочь была непокорной, гордой и обладала нечеловеческой силой. Она, как и отец, овладела всеми видами оружия и умела перевоплощаться в любое животное. Древние греки называли девицу Артемидой, легенды о ней рассказывают о ее силе и волевом характере.

Прекрасная охотница с детства приручила стаю громадных волков, которые сопровождали и охраняли свою хозяйку. Прошли годы, красавица выросла и стала незаменимой в своем ремесле. Никто не смог сравниться с Деваной, что породило гордыню в сердце девушки. Она задумалась о свержении своего деда с престола и подчинить себе все 3 мира: Явь, Навь и Правь.

Брат, услышав слова своей сестрицы, испугался за нее и отправился на поклон к отцу, чтобы тот вразумил Девану. Разгневался Перун и отправился на поиски непокорной дочери.

Настигнув ее в диком лесу, при выслеживании добычи, Громовержец разъяренно крикнул так, что с деревьев опала вся листва, а верные волки Деваны удрали, поджав хвосты. Слова убеждения не помогли решить конфликт дочери и отца, никакие уговоры не смогли унять пыл девушки, тогда бог вызвал Девану на бой.

Силы оказались равными, накалились мечи, копья разлетались на щепки. Долго бились божества, пока Девана не решила перехитрить отца и превратилась во львицу, но Громовержец был искусным магом и вмиг обратился во льва. Девица запаниковала, от испуга превратилась в птичку и взлетела высоко в небеса, но Перун и здесь настиг ее: в обличие орла он ударил птицу, и она упала в море.

Упав в воду, охотница превратилась в рыбку, но ловкий отец запустил невод и поймал в сети непокорную девицу. Испугалась Девана и стала просить помиловать ее, отец расчувствовался и простил свое дитя. С тех времен перестала Девана гордиться и восхваляться своим могуществом.

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Оружие Перуна

Оружие бога грома и молнии оберегало не только самого бога, но и воинов, использовавших символику Перуна на своих доспехах. Оружие, которое использовал он в сражениях:

  • щитом бог защищался от чужого копья и меча;
  • меч Перуна был из специальной стали, его невозможно было поломать, он не затуплялся в бою;
  • секирой Громовержец поражал врага в ближнем бою.

Меч бога грома имеет символическое значение в мифологии и олицетворяет борьбу за справедливость, честь и отвагу. Изображением меча издавна пользуются для защиты дома.

Источник: https://zakolduj.ru/sushestva/bog-perun.html

Славянская семья

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

 Семья на Руси — это малое сообщество. Во время кризиса современной семьи где, как не в своих корнях, осуществлять поиск ответов: как счастливо прожить жизнь в браке, как пронести любовь через всю жизнь?! Необходимо сказать, что нормы поведения в семье в древности существенно отличались от нынешних. Стоит поговорить о системе ценностей в славянской семье.

Что же делало ее особенной? Можно ли полностью принять ее модель в современном мире? Поначалу разберемся в типологических функциях любой семьи. Семья выполняет самые различные функции, к числу которых относятся рождение и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духового порядка.

Данные функции были всегда, и заострять на этом внимание не стоит.

Семья — воспитательная среда, в рамках которой создаются и укрепляются на домашнем уровне мировоззренческие, культурологические и высоконравственные основы жизнедеятельности общества.

Ценности и даже системы мировоззрений могут изменяться, однако сам факт того, что семья формирует высоконравственные, культурные и материальные ценности, остаётся неизменным.

Основной функцией в славянской семье было деторождение. Считалось, что союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи. Необходимо заметить, что славянская семья – многодетная семья.

Недаром ещё даже в 20 веке, Столыпин делал ставку на многодетные семьи.

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологииРасторжения брака древнерусское право не ведало. С языческих времен главенствовало представление о том, что брак с одной женой заключается «на веки» и простирается за пределы гроба. Однако, ежели жена не могла родить супругу, муж был вправе взять себе ещё жену. Чаще всего, развода не было как такового, просто муж брал себе ещё одну жену. Мы переходим к вопросу одно/многоженства на Руси. Свидетельства того, что у славянина могло быть несколько жён и даже наложницы, можно судить по князю Владимиру Красно Солнышко. Есть и этнографические свидетельства многоженства на Руси. Правда, обычно, это две жены. В таких семьях обязанности по дому строго регламентируются, как впрочем, и в любой другой славянской семье. Но, «странности» многоженства это редкость, и они не встречались повсеместно. Славяне считали, что они единожды перед Богами давали слово прожить жизнь вместе. И так и делали. Вспомните, клятва перед Богом для русского, это вопрос совести и чести! И фраза: «вместе до гроба», понималась буквально. Наилучшим свидетельством данного утверждения служит «Сказ о Петре и Февронии Муромских». Данная легенда говорит о том, как вдова восходила на погребальный костёр вместе с мужем. Об этом свидетельствует путешественник X века Аль-Масуди:

Читайте также:  Совместимость овнов и раков по знаку зодиака в любви, дружбе и работе

«Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; умирает женщина, то муж не сжигается».

Это по сегодняшним меркам страшно, однако не учитывается тот факт, что мировоззрение у предков было иным, и чем дальше мы будем освещать вопросы, касающиеся славянской семьи, тем больше вы это будете понимать.

Нужно осознать, что человек дал клятву перед Богом, что он проживёт в браке до конца своих дней. Муж и жена теперь одно целое, как сиамские близнецы, когда умирает один, второй так же умирает.

Правда это касается только женщины, так как мужчина — воин и пахарь, а община не могла, жертвовать воинами и пахарями. Женщина по собственной воле всходила на костёр, так как считалось, что она уходит в иной мир совместно с мужем, и там они будут дальше жить.

Этот акт самопожертвования расценивался обыденно, как уход в лучший мир совместно с любимым человеком. Разве это не поэтично? Разве есть сегодня такая любовь? Разве мы так теперь чувствуем?

Брак славян

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Как ни смешно это звучит, однако термин «семья» на древнерусском языке означал «товарищество, основанное на договоре, соглашении». В некоторых списках узаконений слово «семья» заменялось словом «артель». Получается, что нынешние модные брачные договора, не что иное, как вольная интерпретация слова «Брак». За тем лишь исключительным моментом, что сегодняшние брачные договора регламентируют право на имущество при разводе, а сакральное значение «брака» раньше имел другое значение. Брак понимался, как сделка между родителями невесты и женихом. Этот обряд покупки имеет множественную обрядовую форму. Многим приходит в голову мысль о том, что родители сами выбирали молодым пару. Это не совсем так. В отголосках 19 века родители и правда могли насильственно женить молодых, прикрываясь пословицей «стерпится, слюбится». Но не может быть преград у настоящей любви. Межсословные браки были возможны, но по ряду причин затруднительны. Родители лишь обрядово заключали сделку, и старались не препятствовать воле молодых. Источники свидетельствуют о существовании в это время различных способов заключения брака. Один из наиболее древних – похищение невесты женихом. Похищение могло быть как реальным, так и формальным, мнимым. Последнее случалось тогда, когда родители и невеста были согласны на брак еще до похищения. Обряд похищения невесты «у воды» совершался в дохристианское время на праздниках в честь богини Лады, которые начинались ранней весной. 

Домострой в семье

Считалось, что пространство в доме относится к управлению женщины. Об этом сохранились свидетельства в «Домострое»:

«Женщина доминировала во внутреннем пространстве — доме и семье».

Термина «семья» в современной трактовке «Домострой» не знает.

Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого пребывают в отношениях господства (подчинения), но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Летописи сообщают, что у славян был обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. «Повесть временных лет» рассказывала об «умыкании у вод» невест:

«…И ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся»

Выше мы уже упоминали, что по некоторым свидетельствам слово «брак», заменялось словом «артель». Артель в сегодняшнем понимании — это торговое предприятие. Но, как видно из этимологии слова, артели были семейными. Это удивительно ложиться на представление о ремесленной Руси.

Знание и ремесло передавались в славянской среде от отца к сыну, от матери к дочери. Каждый род владел знаниями в какой-либо профессии и родовое ведение торговых дел и есть слово «артель». Получатся, что род — это специализированное производство. Каждый член рода — это важный элемент в артели (семье).

Может поэтому сегодняшние семьи, где муж и жена занимаются различными делами, не знают лада? Так кто же был главным в семье? На этот вопрос можно ответить так, только учитывая градации в семье, можно определить главенство. Родом управляли Большак с Большухой. Большак — это глава рода, самый старший в роду.

Большуха же по «Домострою«:

«В семьях главную роль играла «большуха» — старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи».

И в каждой отдельной семье мужчина играл главенствующую роль. Получается, что структура власти в семье не так однородна, как казалось бы. Но, принцип патриархата, имел место быть.

Это отслеживается в правовых отношениях, которые засвидетельствованы в языческой Руси и в первые века двоеверия.

О главенстве в семье мужчины рассказывает придворный врач англичанин Самуил Коллинс, он сообщал, что и в 17 веке невеста совершала такой обряд:

«В знак покорности она должна была снять с будущего мужа сапоги. В один сапог жених клал плетку, а в другой — драгоценный камень или монету.

Если девушке удавалось снять сначала тот сапог, в котором находилась монета, то невесту считали счастливой. Если в сапоге оказывалась плетка, счастья ей не обещали и говорили, что всю жизнь ей придется угождать мужу.

При этом жених в знак своей власти над женщиной ударял свою будущую спутницу жизни плетью по спине.»

Но роль жены и матери в «Домострое» оценивалась высоко. Жена в «Домострое» является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Обязанность главы семьи — забота о благополучии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.

Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовым строительством«, муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Отсюда выражение «сор из избы выносить не принято». Это закреплено и доселе в свадебной обрядовой игре «Сор», которую проводят на второй день свадьбы. Семья для славянина, это целый мир. Его мир и продолжение рода, благополучие в семье и многое другое, стоит выше общественного.

Даже в войну, мужчин последних в роду в атаку отправляли последними. Но, существовал и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Этот обычай был широко распространен на Руси вплоть до 16 века. Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологииАрхаичность этого обычая восходит к древним временам, когда на брате умершего родича лежит полная ответственность за детей и супругу погибшего. Семей одиночек, просто не было, это нонсенс. Род не мог выкинуть вдову с детьми на улицу. И поэтому, мы на это указывали выше, что изгнание из рода, было самым тяжёлым наказанием, которое практически приравнивалось к смертной казни. Поэтому на Руси брат стоял за брата, отец за сына. Это был единый организм. Отголоски этого мы находим в древнем обычае прекращать всю работу, если в роду кто-нибудь умер. С точки зрения сегодняшних отношений в семье, такие обычаи на первый взгляд кажутся странными, но как мы понимаем проблему сегодняшней семьи, именно семьи с одним родителем, и являются корнем проблемы. Ну кто, кроме кровного брата позаботиться о вдове и собственных племянниках. Такой обычай сохраняет целостность семьи и оставляется духовную преемственность рода. А это для славян было чрезвычайно важно. Отношения между родителями и детьми в славянских семьях строились на признании власти родителей над детьми. «Домострой» указывает на этот же факт:

«Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости».

Именно преемственность родства, ремесла или дела и является основой основ славянской семьи. Мы рассмотрели аспекты славянской семьи, которые позволяют нам судить о следующем.

В каждом роду есть большак, который регламентирует отношения в семье и трудовые обязанности. В семье главный мужчина.

Семья живёт в любви и ладу по взаимному согласию супругов, но с разрешения (позволения) родителей. 

Обязанности в их доме распределены между супругами. Жена слушается мужа. Дети, слушаются родителей и следуют их воспитанию. При любых внешних опасностях, сохранность (целостность) рода ставится превыше всего.

Как мы видим, славянская семья это целостный организм, с конкретно распределенными ролями и обязанностями, где разрыв с родом, был практически не возможен, даже после смерти. Поэтому знания и традиции передавались из поколения в поколение.

Без таких отношений в семье нельзя было сохранить целостность традиции. Знания предков помогут нам сегодня возродить самое нужное – семью!

Источник: http://xn—-ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai/slavyanskaya-semya

Словарь славянской мифологии

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Толковый словарь
основных мифологических персонажей
и
 ритуальных понятий.

АЛАТЫРЬ — «всем каням камень», центр мироздания, священная скала в Рипейских горах, также — скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и «малым студеным камнем». По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были написаны письмена с канонами Сварога.

АЛКОНОСТ — светлая птица, инкарнация ( воплощение ) Хорса. Сестра других светлых птиц — Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рождает детей на «крае моря» семь дней стоит безветренная погода.

БЕЛОВОДЬЕ — другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по раю из вымени небесной коровы Земун.

БЕРЕЗАНЬ — райская местность, одна из Рипейских гор, также — название острова, подобного острову Буяну, либо — Атлантиде.  На острове (горе) Березани растет солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями.

БОГУМИР — прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, дреговичей.

БУРЯ-ЯГА, УСОНЬША, ВИЕВНА — супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу.

БУЯН — райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде, Макарийскому острову.

ВЕДЫ — «ведение», священная книга древних славян. Также книги ведической религии Индии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа; и Ирана — Авеста.

ВЕЛЕС — бог богатства и скота, проводник в загробный мир, сын небесной коровы Земун. Супруг Бури-Яги. Велес, подобно Шиве, Бог — Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси — он бог мудрости. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в свадебном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси — один из верховных небесных богов.

ВИЙ — царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги.

ВОЛХ — бог войны, сын Матери Сырой Земли и Индрика-Змея, супруг Лели. Свергнул с престола своего отца Индрика, взял в жены царицу темного царства — Пераскею, стремился покорить Рипейское царство и весь мир, но из за любви к Леле отказался от своего намерения.

Читайте также:  Архангел михаил - история жизни, молитва, наследие

ВОРОН — олицетворение всех темных сил, инкарнация Черного
Змея, один из творцов мира — сотворил ущелья, горы.

ГАМАЮН — птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса — бога мудрости. Посланник богов — она пропевает книгу «Песен». Гамаюн прилета ет на блаженный Макарийский остров, находящийся «под самым востоком солнца близ рая».

ГОРЫНЯ — горный великан, может обращаться в Змея Горыныча, охраняет темное царство.

ГРИФОН — могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к  Рипейским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в пекельное царство.

ДАЖЬБОГ — один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Согласно Велесовой книге породил русских людей «через корову Земун». Победил Велеса и освободил коров и воды.  Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы.

ДАСУНЬ — темное царство, населенное дасу — демонами, или представителями неарийских, неславянских племен.

ДИВА-ДОДОЛА (Перунница) — супруга Перуна, дочь Семаргла. Бо-
гиня грозы и молнии, также отвечает за дождь и плодородие Земли.

  • ДНЕПР — бог реки Днепра, отец русалки Роси.
  • ДОЛЯ — богиня, дочь, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.
  • ДУБЫНЯ — лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.
  • ЖЕЛЯ — от слова «жалеть», божество похоронного обряда, сестра Карны.

ЖИВА — богиня жизни, весны, третья супруга Дажьбога. Спасла Дажьбога от своей сестры — Марены.

ЗЕМУН — небесная корова, мать Велеса. Спасла своего сына от разъяренного Перуна. Из ее вымени течет молочная река по саду Ирия.

ЗЛАТОГОРКА — великанша, первая супруга Дажьбога. Погребена в каменной гробнице, в святых горах, близ Арарата.

ИНДРА — «владыка», главный бог ведического пантеона. Громовержец. В Велесовой книге упоминается, как верховный небесный Бог, который вместе с Перуном устраивает битвы.

ИНДРИК-ЗВЕРЬ — царь темного царства, свержен с престола и убит своим сыном Волхом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой Землей. Супруг змеи Пераскеи.

ИРИЙ (Вырий, Сварга) — славянский рай, расположен в Рипейских горах. Правит Ирием Сварог. В Ирии собираются и пируют небесные боги. По Ирию течет молочная река.

КАРНА — от слова «карить» — божество похоронного обряда, сестра Жели.

КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (Трипетович) — сын Матери Сырой Земли,
владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам, также — славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога.

  1. КИЙ — сын Орея, внук Дажьбога, прародитель русских людей, основатель Киева.
  2. КИСЕК — один из мифологических прародителей русских людей, племя Кисека соединилось с племенем Орея.
  3. КРИВДА — богиня, олицетворение всех темных сил, противница Правды.

ЛАДА — женская ипостась Рода, супруга Сварога, богородица. Лада — матерь богов, она же — рожаница, спутница Рода, «матерь- Родиха», помогающая при родах. Защищает верующих перед Богом.

МАГУР — птица Индры, его инкарнация. Упоминается в Велесовой книге.

МАКОШЬ — мать счастливого жребия. Вместе с дочерьми Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов. Она — пряха, прядет нити судьбы, подобно античным мойрам. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты.

МАРЕНА (Мармара) — богиня смерти, зимы, вторая супруга Дажьбога. Украдена Кащеем Трипетовичем, впоследствии — его жена и противница Дажьбога. Сожжена Дажьбогом.

МАТЕРЬ СВА — птица, инкарнация Великой Матери-Лады. Покровительница Руси. В Велесовой книге образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ — богиня земли, плодородия, подобная греческой
Гее. Мать Змей, Горынычей, Волха.

МОГОЛ — могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.

НАВЬ — темная сила, управляющая миром, одновременно — загробный мир, «тот свет». Также — философское понятие, аналогичное понятию Инь в китайской философии, тамас в индийской философии (пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизмененным). Противостоит Яви.

НЕДОЛЯ — богиня, дочь, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.

ОБИДА — лебедь, птица печали, обиды. Всегда противостоят Орлу, Соколам — птицам верховных светлых богов.

ОРЕЛ — птица Перуна Громовержца, его инкарнация. Именно Орел в  мифах многих народов сопровождает Громовержца. Громовержец  может превращаться в Орла, может летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения.

ОРЕЙ — мифологический прародитель русских людей, сын Дажьбога  и Живы. Возможно, его имя происходит от «арий» — «пахарь». Отец Кия, Щека и Хорива.

ПАТАР ДЫЙ — бог ясного неба у многих индоевропейских народов. Близок Сварогу, Перуну, Зевсу, Свентовиту.

ПЕКЛО — славянский Аид, или ад. В разное время им правили различные Змеи и чудовища — Черный Змей, Чудо-Юдо, Скипер-Зверь, Индрик-Зверь, Волх, Велес, Кащей.

Пекло, как и Аид, разделяется на три уровня, подобные греческим Тартару (самый глубокий уровень), Эребу (подземному пекельному царству), и собственно Аиду — надземной местности перед входом в подземное царство (эта местность и есть — темное царство).

ПЕРАСКЕЯ — Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом — первая жена Волха. Убита Велесом.

ПЕРУН — Громовержец, бог грозы и войны. Сын Сварога. Супруг Дивы-Додолы и отец Дажьбога. Был замещен Ильей Пророком, а в фольклоре — Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Победил зверя Скипера, Чудо-Юдище — Поддонного царя.

ПРАВДА — богиня, олицетворение светлых сил, противница Кривды.

ПРАВЬ — одно из основных понятий славянской философии. Понимается как всеобщий канон, установленный Дажьбогом. Согласно этому справедливому канону существует мир. Это понятие подобно саттве, индийской философии (ясность, абсолютная реальность, гармония).

РА — река Волга. Различают Ра реку, текущую по Земле и небесную Волгу, отделяющую Явь от небесного царства.

РАРОГ — сокол, огненная птица, инкарнация Сварожича-Семаргла. Рарог, согласно народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи.

РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — Уральские горы, мифические горы, где находится сад Ирия. Известны по греческим-скифским и индийским мифам.

РОД — Главный бог славянского пантеона, творец — «родитель» вселенной, всего видимого и невидимого мира. Вначале он был заключен в «мировом яйце», потом он разбил его. Род — наименее персонифицированное божество славянского пантеона — «отец и мать
всех богов».

РОСЬ — дочь Днепра, русалка. Родила от Перуна Дажьбога. Считается прародительницей русских людей ( через Дажьбога). Поэтому, мы — сыны Дажьбога и «русские», то есть — потомки Роси.

САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ — поле, отделяющее Русь от стран Востока, за которыми расположен Океан, а за Океаном — сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного — небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разделяет небесная Ра река.

СВАРОГ — мужская половина, ипостась Рода. Также бог-творец. Он завершает творение Вселенной, устраивает «поднебесную», достает с помощью уточки Землю из первичного Океана.

Сварог — небесный  кузнец. Когда он ударил молотом по «бел горюч камню», родился Бог огня Сварожич-Семаргл. Он населил Землю, создал первых людей из камня, научил их кузнечному ремеслу. Дал им каноны.

Он супруг Лады и отец многих богов.

СВЕНТОВИТ — бог неба и света у балтийских славян. Идол Свентовита стоял в святилище в городе Араконе.

СВЯТОГОР — сын Вия, охраняет столб, поддерживающий небо. Подобен греческому Атланту.

СЕМАРГЛ — согласно Велесовой книге, бог огня. Его инкарнацией  является птица Рарог. В первой битве светлых и темных сил он победил Черного Змея — Морского царя. Он — бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами.

СИРИН — темная птица, инкарнация Велеса, Кащея, Змея — то есть, царя подземного мира. Сирин — от головы до пояса — человек, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает.

СКИПЕР-ЗВЕРЬ — царь надземного Пекла, (у греков Аида). Главный противник Перуна. Вначале он победил Перуна и закопал его в Землю. После освобождения Перуна был им побежден и завален Кавказскими горами.

СМОРОДИНА — огненная река между светлым и темным царством. Видимо, соответствует Дону, либо — Кубани.

СТРАТИМ (Страфиль) — в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога — бога ветров. Управляет погодой на море.

СТРИБОГ — Сварожич, сын Сварога. Бог вихря, урагана. Ветры — стрибожьи внуки. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.

СУРИЦА — напиток и богиня. Приготавливается из забродившего меда, с использованием хмеля, других трав и молока. В индийской мифологии — дочь солнца и невеста Сомы (иранского Хомы, русского Хмеля).

СУНЕ, СУРЬЯ — Солнце, божество солнца.

ТРИГЛАВ — ведическая Троица, Тримурти. Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов.

В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса.

В Киеве, видимо, — из Сварога, Перуна и Дажьбога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

УСЫНЯ — великан, охраняет проход в пекельное царство.

УТОЧКА — птица, породившая мир. В легендах о сотворении мира ее часто заменяет сатана. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть бог) и черного гоголя — сатаны.

  • ФИНИСТ — сокол, птица-воин, инкарнация бога войны — Волха,  защитник Руси.
  • ХВАНГУР — одна из Рипейских гор Ирия, упоминается в стихе о Голубиной книге.
  • ХМЕЛЬ — растение и бог, имеет несколько ипостасей: 1) растение, из которого приготавливают божественный напиток, 2) Бог Хмель, аналогичный индийскому Соме и иранскому Хоме, жених Сурьи, дочери Солнца.
  • ХОРИВ — (Горовато) брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге — прародитель славянского племени хорват.

ХОРС — бог Солнца и солнечного диска. Сын Сварога. Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.

ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ — воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство, подобное греческому Тартару.

ЧЕРНОМОР, ЧУДО-ЮДИЩЕ, МОРСКОЙ ЦАРЬ — царь подводного мира, и темного царства, противник Перуна в свадебном мифе. Низвержен Перуном на морское дно.

ЩЕК — (Пащек) брат Кия, сын Орея, прародитель чехов (согласно Велесовой книге ).

ЮША — Змей, несущий Землю. Имя его сохранилось в народных говорах, родственные имена — Яша, Ящер. Славянский «родственник» индийского змея Шеши.

ЯВЬ — светлая сила, управляющая миром, одновременно — сам этот светлый мир, «белый свет». Также — философское понятие, подобное понятию Янь в китайской философии, раджасу в индийской философии (активные силы, пытающиеся изменить мир). Противостоит Нави.

ЯРИЛО — сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря-Яга.

ЯСУНЬ — понятие противоположное дасуни. В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.

Читайте также:  Знак зодиака бык по восточному гороскопу - характеристика женщин и мужчин

Источник: http://midgard-svaor.com/slovar-slavyanskoj-mifologii/

Сын у славян. Обязанности отца и матери в семье

Семья Перуна - сын, дочь, жена, отец, мать. Их описание в славянской мифологии

Именно сын является продолжателем Рода, наследником, защитником и заместителем отца в случае его смерти, болезни или отлучки из дома, кормильцем родителей в старости. Поэтому рождение сына всегда воспринималось как особенно радостное событие, а большое количество сыновей в семье благословением Всевышнего. После рождения сына, пуповину мальчику перерезали на топорище или стреле. Это делалось, чтобы он вырос удачливым охотником и искусным мастеровым. 

Как же строились отношения между сыном и отцом, и сыном и матерью? И какие основные семейные функции отца и матери в семье наших Предков? В русской традиции, на протяжении многих веков, сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать.

Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах. Общественное мнение требовало от отца, в воспитании детей, прежде всего строгости.

Мужчина, проявлявший к своим детям чрезмерную ласковость, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «Ненаказанный сын — бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.

Считается, что сразу же после рождения младенца между сыном и отцом устанавливается внутренняя связь, они начинают понимать друг друга с полуслова. Отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет.

В период отрочества контакт сына и отца становится еще более тесным, подрастающий сын на Руси должен был освоить все то, что знал и умел отец: сеять, пахать, охотиться, рыбачить, чинить мелкие поломки. Молодой человек учился у отца правильному ведению хозяйства, поэтому при обсуждении хозяйственных вопросов, практически всегда, присутствовал в качестве слушателя.

Вместе с хозяйственными навыками, сын перенимал у отца и его манеру поведения. Взрослый, в брачном возрасте сын, работал уже наравне с отцом, считаясь его помощником и преемником. В этом возрасте, у него уже появляется свое мнение, которое он может высказывать и к которому начинают прислушиваться старшие.

У сына появляется свобода поведения, не спрашивая разрешения родителей, он мог не приходить домой ночевать, а часть заработанных денег тратил на новую одежду и угощения для девушек. Несмотря на все эти послабления, свобода неженатого сына была все еще относительной. В важных, серьезных случаях он обязан был согласовывать свои поступки с родителями и с отцом в частности.

Что же касается обязанности в семье матери, то она должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить».

Взаимоотношения сына с матерью строились абсолютно по другому сценарию. До семи-восьми лет сын находился практически в полном распоряжении матери. Она его кормила, поила, лечила, и как носительница древней славянской мудрости, предохраняла от порчи и сглаза.

Излишняя роль матери в воспитании сына считалась нежелательной, такой мальчик — предмет насмешек. После наступления отрочества, сын «отлеплялся» от матери, чтобы стать настоящим мужчиной. А мальчик, предпочитающий мать отцу, получал, да и сейчас получает, прозвище «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич».

Так же матерь заботилась о правильном физическом развитии и нравственности сына. Мальчиков воспитывали быть настоящими мужьями. И для этого необходимо было развивать два основных качества. Первое – мужчина должен уметь защищать свою женщину. Защищать физически: если нападали враги, он должен был уметь постоять за жену и семью.

Защищать материально: мальчики с детства понимали, что на них вся ответственность по содержанию семьи, это было естественно. И защищать психологически.

Что значит защищать психологически?

У женщин очень активный ум, и настроение может меняться ежеминутно. И мужчине важно быть твердым в те моменты, когда женщина закатывает истерику. Он не должен истерить вместе с ней. Мужчине важно понимать, что женщине без его помощи трудно с собой совладать, он должен уметь ее успокоить, его обязанность – защитить женщину от ее беспокойного ума, дать заботу и поддержку.

И второе качество настоящего мужа – умение контролировать свои чувства. Особенно, что касается других женщин. Мужчина должен быть верным своей жене и не обижать ее, заглядываясь на соседок.

Переломным моментом в жизни сына была женитьба, он мог остаться жить в доме с родителями, или, получив часть семейного имущества и разрешение отца, стать самостоятельным хозяином.

Смена ремесла, женитьба на понравившейся девушке, переезд в другой город, или село, без благословления родителей такие решения не принимались.

На Руси, отношения между сыновьями и родителями строились на любви и сыновьем долге. Сыновий долг представлял собой послушание родительской воли, почтительное отношение и вежливость по отношению к родителям.

Внешним выражением уважения этого было общепринятое ласковое обращение к родителям: батюшка, тятенька, матушка, мамушка, маменька. Сын постоянно должен, проявлять заботу о своих родителях, а в отъезде справляться об их жизни и здоровье.

Если родители бедны — помогать деньгами, если они старые — кормить, поить и ухаживать за ними во время болезни. В случае смерти родителей сын должен достойно похоронить, организовать поминки, подать в церковь на сорокоуст, годовое или вечное поминание, молиться за их грешные души. «Живы родители — почитай, померли — поминай!», — говорит русская пословица.

Если сын следует своему долгу, то будет, как считалось, счастлив в своей жизни и уважаем людьми: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». 

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/syn-u-slavjan-objazannosti-otca-i-materi-v-seme.html

Роль отца в славянской культуре. Статья. Гендерная психология. Самопознание.ру

Современное общество предлагаем молодым людям множество путей самореализации — в профессии, коммуникациях, дополнительных интересах и склонностях. Всё меньшее место в личных приоритетах молодых людей занимает семья. О ней они начинают задумываться ближе к 30-ти или даже сорока годам, когда вроде всё сложилось, и пора обзавестись потомством.

И вот тогда начинают возникать сложности в выборе надёжного партнёра в жизни, трудно отказаться от укоренившихся привычек, личных особенностей ради тех, кто появится рядом с тобой надолго или навсегда, возникает новая ответственность, которую не все могут нести, выдерживать режим семейного существования.

Слабым звеном в этом процессе выступают мужчины, для которых общество предлагает множество образов мачо, трудно совместимых по стилю жизни с образами примерного семьянина, заботливого и ответственного отца. А ведь в русской традиции в этом плане так всё было мудро продумано…

Рождение Сына в славянской семье было особенным и необыкновенно радостным событием, ведь рождался продолжатель Рода, наследник, защитник, заместитель отца в случае его ухода или временного отсутствия, кормилец семьи и родителей. То есть сразу при рождении сына правильно выстраивались ожидания в отношении его будущего, с самых пелёнок он готовился к ответственной жизни главы дома, его фундаментальной основы.

Каким был отец в славянской семье? Что бы могли взять для себя полезного молодые люди, только вступающие на путь отцовства?

Отец на протяжении многих веков ассоциировался с образом человека-семьянина, воплощавшего следованию семейным законам, традициям, долгу, которому было право определять будущую жизнь детей, принимать важные решения в семье, обеспечивающие счастье и благополучие детей, наказывать и миловать их. Мужчина был строг в воспитании, не проявлял чрезмерной ласковости, мягкости и заботливости. Хотя и в наказании своих детей должен быть разумен.

Отец не вмешивался в мелкие домашние дела и хлопоты, этим занималась женщина. Но всегда включался в самые ответственные моменты жизни детей, помогал им в сложных ситуациях, выполнял роль судьи в последней инстанции при ведении сложных семейных споров.

Особые отношения складывались между отцом и сыном в славянской семье. Отец начинал общаться с ребёнком только после стадии младенчества — делал игрушки, брал на колени, рассказывал о его будущей мужской жизни. Наиболее тесные взаимоотношения с сыном устанавливались в период отрочества.

Начиналось обучение всему тому, что знал и умел отец: пахать, сеять, рыбачить, охотиться, чинить. Сын учился у отца правильному ведению хозяйства, перенимал манеру его поведения, черты и качества личности.

Такое воспитание помогала растить сына достойным человеком и будущим отцом семейства, но и предоставляло возможность родителям в старости получить от сына надёжную защиту и поддержку.

Отношение сына и родителей строилось на проявлении любви и сыновьего долга — послушания родительской воли, почтительное отношение и вежливость по отношению к ним. М.В. Ловнар-Запольский писал в начале ХХ века, что «воля отца, матери или старшего дяди… священна для всего семейства; без его воли ничто важное не бывает в семействах, при спорах члены прибегают к его посредству».

К родителям сын обращался очень вежливо, обращаясь к ним ласково, называя их «матушка», «маменька», «матушка», «батюшка», «тятенька». Сын постоянно проявлял заботу о родителях, беспокоился об их здоровье, благополучии, материальном положении, кормил, поил и ухаживал за ними при болезни и в старости, достойно хоронил их.

Мужчина в славянской семье — это достойный сын, супруг, ответственный отец. Все эти роли дополняли друг друга, позволяя ощущать себя каждому мужчине, как человеку, живущему честно, достойно и по совести!..

Если взять за образец эти семейные примеры каждому молодому мужчине — станет меньше в России брошенных семей, несчастных и забытых детей, исковерканных судеб и разочарований обманутых ложными посылами потребительского общества мужчин. В этом плане опыт славянской семьи — прекрасный учитель и воспитатель отцов, супругов и сыновей.

Сказка — великий волшебник, который приходит и дарит каждому чудеса, радость и свет, живое развитие и народную мудрость. Знакомство со сказкой помогают понять, где добро и зло, ложь и правда, любовь и ненависть. Мир сказки созвучен с мировоззрением ребёнка, его детским мироощущением, ведь сказка написана… Читать дальше В настоящее время в российском обществе складывается ситуация, требующая усилий от всех социальных институтов. Стать полноценным членом общества может только человек, усвоивший нравственный кодекс гражданина, вставший на путь духовного совершенствования.Современная система воспитания в России испытывает… Читать дальше
Ещё с самых древних времён каждого ребёнка сопровождали игрушки, занимая заметное место в их детской жизни. Археологические раскопки на территории проживания восточных славян позволили обнаружить множество доказательств развитой культуры производства и использования игрушек. На местах раскопок обнаружены… Читать дальше Молодёжь является особой социальной общностью, которая находится на стадии становления и формирования системы ценностей и нормативов, стоит на распутье жизненного и профессионального выборов, не имеет конкретного социального статуса влиятельной в обществе группы. Но именно от неё в ближайшем и отдалённом… Читать дальше
Сегодня образы женственности и женщины деформированы. Святость, чистота, духовность и мудрость женского начала попираются и нивелируются. Женщину превращают в товар, учат выгодно продавать себя. В ходу молодость женского тела, поверхность и недалёкость женского ума, хитрость и приспособленчество женских… Читать дальше
  • Вступление…С момента первородного греха Адама и Евы происходит очень много разных толкований на тему, как наши прародители завели нас в низшие программы нашего эволюционного пути…
  • Я же хочу более подробно остановиться на том, как была искажена Женская природа с момента появления первой женщины здесь… Читать дальше
У меня всё под контролем?!
Освобождайтесь от контроля и ответственности за жизнь, здоровье и счастье других людей. Помните, вы в ответе только за свою жизнь, и вправе распоряжаться ей по твоему Божественному плану. Влияние и контроль над другими людьми приносит в конечном итоге страдания и неудовлетворённость… Читать дальше
Попутчики?Все мы — попутчики на этом жизненном пути, все мы — часть чего-то и часть кого-то большого, объёмного и бесконечного. Наши цели и желания вполне ожидаемы и читаемы, а мир вокруг нас видится в том свете, в котором мы живём.Так ли это? Безусловно. Недавно мне пришла в голову одна мысль… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/rol_otca_v_slavyanskoy_kulture/

Ссылка на основную публикацию