Сирены — мифические существа, которые губили моряков. их роль в легендах.

Остров не только окутан таинственной серебристо-прозрачной дымкой (что отличает его от других островов), но прежде всего, овеян удивительными легендами и мифами.

Так, согласно одной из легенд, на этом острове якобы родился карфагенский полководец Ганнибал, хотя на самом деле, согласно источникам, Ганнибал родился в Карфагене. Но скорее всего, бывал на Балеарских островах, поскольку карфагеняне в 200 г. до н.э. владели этими островами, следовательно, нога Ганнибала, возможно, ступала и на остров Эс Ведра.

  • Другая легенда гласит о том, что остров является верхушкой затонувшей Атлантиды.
  • Еще существует красивое предание о том, что именно на этом острове Одиссей слушал «пенья чудесноголосых сирен» — мифических существ женского пола (русалок), которые завлекали своим пением моряков, а потом губили их.
  • Согласно описанию древнегреческого сказителя Гомера в поэме «Одиссея», «богиня богинь» Цирцея предупреждает Одиссея о песнопениях коварных сирен, живущих на острове, мимо которого должен проплыть корабль:

«Прежде всего, ты сирен повстречаешь, которые пеньем всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними. Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит, тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети не побегут никогда ему с радостным криком навстречу. Звонкою песнью своею его очаруют сирены…».

  1. И услышал песни сирен Одиссей, в то время когда корабль приблизился к острову, но уцелел благодаря Гомеру, Цирцеи и своим друзьям, которые его крепко привязали ремнями к мачте корабля!
  2. Вот такая интересная легенда связала остров Эс Ведра со скитаниями Одиссея — воинствующего и бесстрашного царя Итаки. Почему бы не поверить, что именно мимо острова Эс Ведра, мимо сладко поющих сирен много веков назад «промчался» корабль Одиссея…
  3. Остров окружен ореолом мистических историй, ему приписывают множество сверхъестественных необъяснимых явлений.
  4. Медитирующие на острове монахи и рыбаки рассказывали, что встречались там с неземными существами, окруженными свечениями, или наблюдали около острова огромные светящиеся объекты, исходящие из моря.
  5. Местные жители передают из поколения в поколение душераздирающие истории о священнике, который повесил на скале острова девственницу Марию.
  6. Также существует немало историй о хиппи, которые в прошлом веке десятками уезжали на остров и пропадали там безвозвратно.

Современники рассказывают, что на острове стрелка компаса показывает постоянно разные направления, а электрическая техника выходит из строя. И все эти явления необъяснимы до сих пор.

В общем — жуть! Тем не менее нет дыма без огня, это место настолько таинственное и мистическое и настолько уникальное, что правительство Испании запретило его посещение. Сегодня Эс Ведра является островом-заповедником, к нему разрешается только подплыть или обойти на корабле, но высаживаться на остров нельзя.

Однако запретный плод сладок, и поговаривают, что местные испанцы нарушают-таки запреты и возят туда смельчаков на лодках, разумеется, за немалые деньги.

Эс Ведра совершенно дикий необитаемый остров, там живут только птицы, но и крылатых не так уж много. Огромные черные дыры в теле острова и зловещие острые пики драконова хвоста внушают не то что страх, но некоторую тревогу. Мрачная таинственность Эс Ведры определенно давит на воображение.

Как тут не вспомнить Гомера, который описал невероятное желание Одиссея тотчас же направится к сладко поющим сиренам, зовущим его на погибель? Сирен на острове теперь нет, нет уже и воинственного Одиссея… А вот остров стоит — красивый, таинственный, загадочный, в окружении лазурных вод Средиземного моря.

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах. Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах. Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах. Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах. Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах. Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/49289/

Сирены

Сиренами называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель.

Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу.

Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества.

По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц.

Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли.

В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу.

Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: русалки, пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены.

Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, мифические существа действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.

Источник: http://DarkBook.ru/sireny-kovarnyye-morskiye-sushchestva-zhenskogo-pola

Что собой представляли сирены. Мифология Древней Греции :

В древние времена все опасное и непонятное воспринималось как нечто волшебное и божественное. Так, морская поверхность привлекала своей красотой моряков.

Она же пугала их острыми утесами и мелями, которые скрывались под ней. Так появились мифы, главными персонажами которых стали сирены.

В мифологии Греции эти морские существа получили от матери божественный голос, а от отца – дикий нрав.

Характеристика персонажей

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Наиболее популярными персонажами древнегреческих сказаний считаются сирены. Мифология, дошедшая до нас, описывает их в виде птиц, которые имеют подобие женщин. Иногда их представляют в виде смеси рыб и женщин.

Считается, что они были гетерами. Между собой они отличались тем, что играли на разных музыкальных инструментах. Все они обладали сладостными голосами. Персонажей часто сравнивали с гарпиями. Иногда их воспринимали в качестве муз из потустороннего мира. Поэтому их изображения встречались на надгробных памятниках.

По одному из сказаний, они были спутницами Персефоны, которая считалась богиней плодородия. К тому же она управляла царством мертвых, после того как ее похитил Аид. Боги превратили дев в полуптиц, чтобы те разыскали Персефону. По другой версии, девушки сами превратились в птиц, оплакивая Персефону, которую увезли в царство мертвых.

Кто же создал этих полуженщин?

Родословная поющих существ

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Древнегреческие авторы по-разному относились к тому, кого считать отцом сирены. Мифология Софокла, который жил в пятом веке до нашей эры, называет отцом морского божества Форкиса. Существовали и другие версии на этот счет.

Возможные родители сирен:

  • отец — речной бог Ахелой, мать – муза Мельпомена или Терпсихора;
  • мать – Стеропа;
  • мать – Гея, отец – Понт;
  • Кето.

Представления о персонажах

Сирены в древнегреческой мифологии появились давно. До нас первые упоминания о них дошли из «Одиссеи» Гомера. По временным рамкам это восьмое столетие до нашей эры. В произведении описываются две сирены, которые при помощи своих чарующих песен заманивали путников к себе. Их слушатели подплывали к острову и гибли там вместе с кораблями. Никто не видел этих существ.

Интересно знать

Современные исследователи считают, что морякам все эти чарующие звуки слышались из пещер, которых в греческих морях предостаточно. Может, поэтому поющих существ никто не видел. Но вернемся к мифологии.

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Как же выглядели сирены?

Мифология послегомеровской эпохи представляет их в виде дев с птичьими крыльями, телом и когтистыми лапами. Существует вариант в виде дев с рыбьим хвостом.

По произведениям Аполлодора можно судить о сиренах как о невероятно красивых девах, обладающих очаровательным голосом, который достался им от матери-музы. Одна из трех сестер играла на кифаре, другая – на флейте, а третья пела. Усыпленные музыкой путники разрывались сиренами на части и съедались. Такой дикий нрав был у них от отца Форкиса.

В произведении же Аполлония Родосского идет речь о множестве сирен. Сколько же всего сирен описано в мифологии?

Список мифических существ

За всю историю развития древнегреческой культуры было описано несколько вариантов мифических дев.

Сирены в греческой мифологии:

  • Аглаопа – ее имя означает та, у которой «искрящийся голос». Считается дочерью Ахелоя с Мельпоменой.
  • Писиноя – творение Ахелоя и Мельпомены.
  • Левкосия – был остров, названый ее именем, он расположен у мыса Сиренусс. По легенде, ее тело было выброшено на берег около Посейдонии.
  • Молпа – имеет прозвище «Пляска». Считается дочерь Ахелоя с Мельпоменой.
  • Лигейя – тело девы выбросило у берега около Терины.
  • Парфенопа – могилу этой сирены показывали в Неаполе.
  • Фелксиопа – имя означает «услаждающая взор». Также является творением Ахелоя и Мельпомены.

Места обитания

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Существует легенда, по которой сирены (мифология Аттики) решили посоревноваться с музами в пении. Провести соревнования посоветовала Гера. В результате победу одержали музы, которые ощипали сирен, а из их перьев сделали венки. С этих пор подобное украшение стало головным убором муз.

Соревновались персонажи возле города Аптер, который располагался на острове Крит. Главный олимпийский бог выделил для мифических дев остров Анфемоэссу.

Места обитания персонажей:

  • сицилийский мыс Пелор;
  • Сиренузские острова;
  • мыс Пелориады;
  • Капрея;
  • Сиренусс.

Использование образа

Про сирен писали с древнейших времен. Существуют отдельные произведения про мифических дев, например комедия Никофона «Сирены». Также персонажи упоминаются в произведениях Гомера и Аполлония Родосского.

Во все времена морских дев изображали в произведениях живописи. Можно отметить таких художников, как Армитидж, Уотерхауз, Дрейпер, Крупиньский, Корольков и другие.

В средневековой геральдике эти персонажи используются в качестве щитодержателей.

Читайте также:  Обряды на руси - языческие и православные трациции предков

В начале двадцатого века был открыт астероид, который назвали (1009) Сирена.

Источник: https://www.syl.ru/article/294467/chto-soboy-predstavlyali-sirenyi-mifologiya-drevney-gretsii

Мифическое существо Сирена

Сирена

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Сирена символизирует искушение, совращение женщиной, обман, отклонение мужчины от его подлинной цели; прельщение притягательностью преходящего, ведущее к духовной смерти; душу, пойманную чувственными соблазнами. Это также символ похорон.

В Египте птицы-сирены считались душами, отделенными от тел. В греческой мифологии это злые души, жаждущие крови.

  • Сирены считаются намного опаснее своих мифологических двойников-русалок: они искушают людей прекрасным пением, чтобы уничтожить их.
  • В славянской мифологии аналогом сирен, но куда более положительным, являются вещие человеко-птицы — сирины (Сирин, Алконост, Гамаюн), умеющие предсказывать будущее и вызывать дождь.

Сирены (Σειρήνες), в греческом мифотворчестве демонические существа, морские музы, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которою скрываются острые утесы или мели. Сирены были рождены речным богом Ахелоем и музами: Терпсихорой, Каллиопой (Аполлоний Родосский, IV 892-898), Мельпоменой или дочерью Стеропа (Аполлодор, I 3, 4; I 7, 10).

Отцом сирен также считали морского бога Форкиса, а матерью Гею. По Гомеру, сирен было две; позднее называли трех сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Тельксиэпея или Парфенопа, Лигея и Левкосия. В греческой традиции считается, что в демонов сирен превратила Деметра за то, что они не пришли на помощь Персефоне, когда ее похищал Аид.

Некоторые греческие авторы утверждают, что это сделала Афродита за то, что они пренебрегали любовью. Однажды сирены вызвали на состязание в пении муз. Одержавшие победу музы выщипали у них перья и носили их как украшение, поэтому сирены не могли летать. Они жили на острове, усеянном костями и высохшей кожей жертв их сладкоголосого пения.

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

В послегомеровских сказаниях (например, в «Аргонавтике» Аполлония Родосского, IV, 893) сирены изображались девами чудной красоты, с очаровательным голосом; звуками своих песен они усыпляли путников, а затем раздирали их на части и пожирали.

Когда аргонавты плыли мимо острова сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на лире; один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасен Афродитой, поселившей его в Лилибее (Аполлоний Родосский, IV 900-919).

В послегомеровских мифах сирены представлялись в образе крылатых дев, или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами.

Этот последний атрибут они получили по собственной просьбе, чтобы им было легче разыскивать по морям и островам их пропавшую подругу Персефону, после того как ее напрасно искали на земле.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдет мимо их острова, не поддавшись искушению; поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утесы.

Поздние античные авторы определяли местонахождение острова сирен близ Сицилии и называли как таковое или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова, или остров Анфемузу.

Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира, их изображали на надгробных памятниках.

В классической античности дикие хтонические сирены превратились в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых располагалась на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Платон, Тимей, X 617). В древнеиталийском городе Сурренте существовал храм сирен; возле Неаполя показывали гробницу сирены Парфенопы.

Еще материал по данной теме

← все статьи

Источник: http://vsemagi.ru/articles/sirena

Сирены

Правда или вымысел.ру Живи с верою в Бога — и Бог не оставит тебя 

NotAngel от 18-03-2011, 04:44, посмотрело: 6576

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Сирены — мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены живи на одном из неуютных безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии. Они были порождением одного из морских богов — то ли Форкиса, то ли Ахелоя (что вероятнее) — и одной из муз, которая, вероятно, скрывала свое материнство из-за характера дочерей.Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. По еще одной версии, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, ее разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. Наконец, еще в одном варианте они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, они в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв.В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. В Средневековье сирены пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами, но и с рыбьим хвостом и даже с телом четвероногого животного.Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и аргонавты в «Аргонавтике», написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире. Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких-либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две.Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин-колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в «Одиссее». Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.В «Библиотеке» Аполлодора (I — II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена — Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая — на флейте, третья поет.Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана («De natura animalium»), Овидия («Метаморфозы»), Хигинуса («Фабулы»), Евстафия («По поводу «Одиссеи» Гомера») и Павсания («Описание Эллады»). В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать — Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в «Описании Эллады» Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, «так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен… и сделали себе короны из них». Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: «девушек-колдуний» в наказание за их «высокомерие» в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге «Предание о гомеровской «Одиссее» высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом «сирена» и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.В итальянской легенде «Жена сирены» сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в «Лигее» Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе «Профессор и русалка») имеет классическое имя; у «маленькой сирены» Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа «Каникулы Зефира» также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.В шестом веке в Северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде.В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.В десятой книге «Республики» Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами — нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать».

Читайте также:  Как стать чародеем в реальной жизни - инструкция

Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?

Категория: Таинственные животные » Русалки

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. 

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник: http://factorfiction.ru/mysteriou_animals/mermaids/191-sireny.html

Сирены в мифологии: кто это такие, чем заманивали мореходов, фото сушщества

ZagovorMaga.ru » Существа и полтергейсты » Кто такие Сирены — легенды и сказания

9

Рейтинг статьи

Сирены — чудовищные музы смерти, демонические существа, которые заманивали ничего не подозревающих мореходов в пучины океана, чтобы самым жестоким образом разорвать их на части. Откуда появился этот чудный образ полуженщины-полуптицы и были ли счастливцы, которые слышали божественное пение и оставались в живых?

Сирены - мифические существа, которые губили моряков. Их роль в легендах.

Происхождение

По легенде, демонические сирены, держащие в страхе всю Сицилию и половину древнего мира, по природе своей не были жестокими существами: изначально они были нимфами и жили с юной и прекрасной богиней плодородия Персефоной.

Несчастье случилось, когда девушку похитил коварный Аид, владыка царства мертвых. Он затащил ее в свои владения, откуда не было выхода и навсегда запер в мире духов.

Не в силах простить себе исчезновения своей богини, будущие сирены бросились за советом к безутешной матери Персефоны — Деметре.

Та подарила им крылья, чтобы они смогли подняться высоко в небо и увидеть, куда подевалась юная богиня.

Но и с высоты птичьего полета не смогли нимфы обнаружить Персефону. Полные отчаяния, они обратились за помощью к простым смертным, но наткнулись на безразличие.

Только после этого женщины-птицы облюбовали крошечный безлюдный остров на Сицилии. Они мечтали отомстить богам и людям за свою потерю и поклялись не пропустить живым ни одного моряка.

Легенда о мореплавателях

Согласно древнегреческой мифологии, сиренам была предсказана гибель от рук мореходов, которые смогут проплыть мимо острова и не соблазниться их сладким пением. Все моряки знали о страшной угрозе, затаившейся между Сциллой и землями Цирцеи, и искали любые обходные пути этого маршрута.

Остров сирен был покрыт кожей и костями любопытных путников. Скалистое основание всегда прикрывал густой туман и разглядеть угрозу было нереально.

Лишь дважды мореплавателям удалось преодолеть пролив, где затаились птицы. Первыми это сделали аргонавты. Им удалось выжить благодаря содействию легендарного певца и музыканта Орфея. Наслышанный о коварстве сирен, он играл на своей лире весь путь, и чудесная музыка заглушила призывные крики.

Гибель

Вторым на отважный поступок решился Одиссей и его команда. Предупрежденный Цирцеей, царь Итаки приказал своим морякам залить себе в уши растопленный воск, а себя приковать к мачте.

Как ни старались сирены, завидев Одиссея, но его корабль так и не сбился с маршрута и не пристал к берегам острова смерти. Боясь неминуемой гибели, полудевушки-полуптицы бросились в море и навек обратились в скалы.

Число сирен и список

Сведения о сладкоголосых созданиях сильно разнятся. Так, Гомер в своей «Одиссее» говорит лишь о двух демонических птицах, а в более поздних мифах рассказывается о трех бывших нимфах — Аглаофе, Пейсиное и Телксиепии. Одна из них пела, а две другие играли на кифаре и флейте.

При более детальном изучении древнегреческих сказаний можно обнаружить и другие упоминания о сиренах:

  • Аглаопа, Молпа и Фелксиопа родились у сына Океана Ахелоя и музы трагедии Мельпомены.
  • Левкосия, Лигейа и Парфенопа были превращены в сирен Афродитой в наказание за нежелание выходить замуж.

Символика образа в разное время

В средние века

В Средние века на арену вышло Христианство и большинство греческих и римских легенд было переосмыслено и переиначено на новый лад. Не обошло это и мифы о сиренах.

Авторы нового толкования провели прямую параллель между Одиссеем и Христом, а мачту, к которой тот был привязан, сравнили с крестом, на котором был распят Спаситель. Сиренам досталось роль метафорически выраженных плотских желаний и соблазна.

Веревки и цепи, сковывающие героя, — это вера, сила которой помогла ему удержаться от соблазна.

В современной культуре

Образ мистических существ не остался без внимания и в современной культуре. Несмотря на то, что вера в греческие мифы давно канула в Лету, сирены все еще притягивают к себе интерес современного человека.

История о морской нечисти не так давно была блестяще обыграна в американском фильме ужасов 2018 года «Сирена». А в 2006 году вышел одноименное, не менее захватывающее кино про это мифическое существо от японского режиссера Юкихико Цуцуми.

В 2002 году идея существования звонкоголосых полуженщин-полуптиц, одним лишь звуком своего пения способных свести с ума сотни моряков, была интересна обыграна в триллере Лафлэнда «Сирены».

Древнегреческие нимфы привлекают внимание не только режиссеров, но также художников и музыкантов по всему миру. Например, в 1999 году живописец Владимир Овчинников посвятил им целую серию работ.

А в 1900 году композитор Клод Дебюсси использовал образ сирен во второй части своего триптиха «Ноктюрны».

Упоминание в астрономии

Нимфы Персефоны существуют не только в нашем воображении, но и в реальном мире. Правда, в сотнях световых лет от земли.

31 октября 1923 года астрономом Карлом Райнмутом был открыт астероид, пересекающий орбиту Марса. Он получил название Сирена, но был утерян через 4 месяца после своего внезапного появления. Следующий раз он возник на экранах телескопов лишь в 1982 году.

Полезные видео

Источник: https://zagovormaga.ru/sushhestva/sireny.html

Сирены, птицы-женщины, дочери Ахелоя и музы Терпсихоры пением губившие моряков

21 марта 2014 • 3 226 смотр.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Сирены, греч. — дочери речного бога Ахелоя и музы Терпсихоры (или Мельпомены), существа с женской головой и птичьим телом.

Некоторые авторы называют девять Сирен, другие — меньшее их число. Судя по именам, у Сирен были прекрасные голоса (Аглайофона — «Звонкоголосая», Телксепея — «Чарующая», «Пейсиноя — «Льстящая», Молпе — «Певучая»). Гордясь своими голосами, они вызвали на состязание самих Муз и, конечно, проиграли, а Музы в наказание превратили их в полулюдей-полуптиц.

Согласно другой версии, гораздо более поздней, в крылатые существа их превратила Афродита — за то, что они были равнодушны к любви. Так или иначе, несмотря на прекрасные лица и голоса, Сирены стали чудовищами.

Стыдясь своего облика, они переселились на скалистый остров поблизости от Скиллы и Харибды и стали своими чарующими голосами приманивать к берегу мореходов, чтобы на берегу задушить их и высосать из них кровь. По третьей версии, Сирены первоначально были нимфами, в кругу которых росла юная Персефона.

Когда Аид унес ее в загробный мир, Сирены пытались ее найти, но люди не стали им помогать. Тогда Сирены переселились на пустынный остров за морем и стали заманивать и губить моряков, чтобы в их лице мстить всему роду человеческому.

Из мифических героев первыми побывали у острова Сирен аргонавты, возвращавшиеся из Колхиды с золотым руном. Их спас от гибели Орфей: он заглушил голоса Сирен своим пением и игрой на лире. Судьба привела к ним и Одиссея.

Предупрежденный об опасности Киркой, он залепил своим спутникам уши воском, а себя велел крепко-накрепко привязать к корабельной мачте и ни в коем случае не развязывать.

Никаких других свидетельств очевидцев не сохранилось, так как все остальные, услыхав голоса Сирен, не сумели устоять и погибли.

По-видимому, первоначально Сирены были символами загробных духов — недаром их называли также «Музами загробного мира».

Об этой их функции напоминает также ряд их изображений на надгробных памятниках и саркофагах.

После превращения Сирен в островные чудовища местом их пребывания стали считать соррентское побережье или три небольших соседних острова (Ликоса, Санто-Пьетро, Ла-Галетта), а иногда и остров Капри.

Античные изображения Сирен чаще всего встречаются в вазописи, посвященной приключениям Одиссея и аргонавтов, иногда и как самостоятельный сюжет. В новое время наиболее известны картины «Одиссей и Сирены» А. Карраччи (ок.

1600), Этти (1837) и Пикассо, из статуй — «Сирена» Щедрина (1805, Петродворец под Санкт-Петербургом), «Три Сирены» Родена (1899), «Сирена» Нитшовой на берегу Вислы в Варшаве (Сирена украшает герб этого города уже с 13 в.).

  • Композиторов чарующие голоса Сирен почему-то мало привлекали; заслуживает внимания, пожалуй, лишь ноктюрн «Сирены» Дебюсси (1899).
  • В переносном смысле Сирены — соблазнительные красавицы, чарующие своим голосом:
  • «Сочинитель… Был, как Сирена, сладкогласен И, как Сирена, был опасен…» — Крылов, «Сочинитель и разбойник» (1817).
  • Сирены в «Пиратах Карибского моря»

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://drevniebogi.ru/sirenyi-ptitsyi-zhenshhinyi-docheri-aheloya-i-muzyi/

Сирены — это… Что такое Сирены?

Джон Вильям Уотерхаус, Одиссей и сирены, 1891

Сире́ны — (др.-греч. Σειρῆνες, лат. Sirenes) — в греческой мифологии[1] морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен»[2].

Происхождение

Отцом сирен считали морского бога Форкиса[3], или они — дети Ахелоя и одной из муз: (Мельпомены[4], или Терпсихоры[5], или Каллиопы), либо дочери Стеропы[6] или Геи, либо дочери Форкиса и Кето.

Превращение

Эдвард Армитаж: «Сирены».

В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик.

Они были спутницами Персефоны[7].

После похищения Персефоны[8] блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне[9]; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону[10]; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж[11]. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц[12].

По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки[13], которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите[14]. Зевс выделил им остров Анфемоэссу[15].

Сирены и мореплаватели

Морские сирены. Лубок. 1866 год.

Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею[16], или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс[17].

В послегомеровских сказаниях[18] сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают.

Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире).

Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее[19].

Гибель сирен

Сирены

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в «Одиссее». Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу[20]. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями[21]. Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.

Читайте также:  Амулет одина – значение символа, описание, правила использования

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея[22], они бросились в море и обратились в утёсы[23], либо сбросили перья и утопились[24]. Впрочем, они также упоминаются в мифах про Аргонавтов, которые смогли проплыть мимо благодаря чарующей музыке Орфея.

Истолкования

Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида[25]. Дионис назвал Софокла новой Сиреной[26].

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса[27]. Находятся в Аиде[28]. Также они связаны с гармонией и Дельфами[29].

Сирены на древнегреческой вазе

  • По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом[30].
  • Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.
  • Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».
  • В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.

Число сирен

Согласно описанию Гомера, сирен было две. Он рассказывает о них в двойственном числе, но имен не приводит[31]. Позднее называли трёх сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия[32]. Одна из них играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте[33]. Помимо музыки, сирены завораживали моряков своим взглядом.

В других мифах называются имена сирен Парфенопа, Лигея и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы.

Музу Сирену упоминал Алкман[34].

Список сирен

  • Аглаопа (Аглаофона/Аглаофема) («с искрящимся голосом»). Сирена[35]. Дочь Ахелоя и Мельпомены.[36]
  • Ахелоиды. Прозвище сирен.
  • Левкосия. Одна из сирен. Ее именем назван остров напротив мыса Сиренусс[37]. Ее тело выброшено на берег у Посейдонии[38].
  • Лигейя. Сирена, ее тело выброшено на берег у Терины в Бруттии[39].
  • Молпа (Мольпа, «Пляска»). Согласно Гигину, одна из Сирен[35]: дочь Ахелоя и Мельпомены[40].
  • Парфенопа (Парфенопея). Сирена[41]. Ее могилу показывали в Неаполе[42], который называли «постройка сирен»[43].
  • Писиноя (Пейсиноя). Сирена, дочь Ахелоя и Мельпомены[44].
  • Фелксиопа (Телксиопа). «услаждающая взор». (или Фелксиноя/Телксиноя либо Фелксиепия). Сирена[35]. Дочь Ахелоя и Мельпомены[44].

В астрономии

В честь Парфенопы назван астероид (11) Парфенопа, открытый в 1850 году.

В честь сирен назван астероид (1009) Сирена (англ.)русск., открытый в 1923 году.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.438, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.304
  2. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.75, 140
  3. Софокл, фр.861 Радт из неизвестной драмы
  4. Ликофрон. Александра 722 и комм.
  5. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 887
  6. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 10
  7. Еврипид. Елена 168—178
  8. Клавдиан. Похищение Прозерпины III 255
  9. Овидий. Метаморфозы V 554—563; Гигин. Мифы 141
  10. Первый Ватиканский мифограф II 84, 1
  11. Евстафий. К «Одиссее» XII 47 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  12. Гигин. Мифы, выписки Досифея 8
  13. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 3
  14. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 653 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  15. Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.; Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 883
  16. Первый Ватиканский мифограф I 42, 1
  17. Страбон. География I 2, 12 (стр.22)
  18. например в «Argonautica» Аполлония Родосского
  19. Аполлоний Родосский IV 900—919
  20. Гомер. Одиссея XII 45
  21. Гомер. Одиссея XII, 39 и след.
  22. Гигин. Мифы 141
  23. Орфическая аргонавтика 1284—1290 // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.2. С.466
  24. Стефан Византийский. Этника
  25. Софокл, фр.861 Радт = Плутарх. Застольные беседы IX 14, 6, пер. Боровского; пер. Зелинского и Смыки дает иную интерпретацию
  26. Павсаний. Описание Эллады I 21, 1
  27. Платон. Государство X 617b; См. Платон. Федр 259с
  28. Платон. Кратил 403d
  29. Ямвлих. О пифагорейской жизни 82
  30. Гераклит-аллегорист. О невероятном 14
  31. Гомер. Одиссея XII 39; 165—196
  32. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25
  33. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 4; Э VII 18-19
  34. фр.70 Пейдж // Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
  35. 1 2 3 Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.
  36. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18
  37. Страбон. География VI 1, 1 (стр.252)
  38. Ликофрон. Александра 720
  39. Ликофрон. Александра 724
  40. Гигин. Мифы. Введение 30
  41. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.291
  42. Ликофрон. Александра 716; Страбон. География I 2, 13 (стр.23); V 4, 7 (стр.246)
  43. Петроний. Сатирикон 5
  44. 1 2 Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18; Гигин. Мифы. Введение 30

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/50887

Русалки… Сирены… Нимфы… Среднее время прочтения:

Кем только не была населена земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны не открывались далеким предкам нашим… Одна из них связана с загадочными существами, ставшими героинями многочисленных легенд и страшных рассказов, – русалками.

— Salik.biz

Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др. — один из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный. Мифологические существа, обитающие в водоемах (озерах, прудах, речных заводях).

Чаще всего живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на деревьях — «древесные русалки». Обычно женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах.

Иногда выступает в качестве берегини, спасающей утопающих.

Упоминания о русалках встречаются в фольклоре многих народов земли. В ряде мест русалка — водяной дух. По поверьям древних славян, русалками становились девушки, утопившиеся от несчастной любви, или умершие до свадьбы просватанные невесты.

Русалку обычно изображают в виде женщины с длинными распущенными зеленоватыми волосами (ср. южнославянских- вилы, западноевропейских- ундины), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских).

Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут.

В тех местах, где русалок считали водяными духами, их представляли в виде женщин, у которых вместо ног — рыбий хвост.

Рекламное видео:

Лунной ночью выплывут русалки из воды, сядут на ветку ивы, низко склонившуюся к волнам, и примутся расчесывать гребнем свои чудные зеленые волосы, по которым всегда струится вода. Бледнолицые и прекрасные, они поют восхитительные песни и неземными голосами заманивают к себе неосторожных рыбаков и припозднившихся путников.

Беда, если кто поддастся их чарам! Крепко обнимет русалка околдованного парня и утащит на дно глубокого омута. А уж в воде от русалки никому не спастись, да и какой смертный захочет вырваться из нежных объятий! Летом, когда начинает цвести рожь, русалки оставляют речные и озерные омуты и выходят на землю.

Они качаются на ветках березы, и луна для них светит ярче обычного.

«Русалья неделя» начинается с Троицына дня. В эту пору ни одна девушка не решится одна, без подруг, пойти в лес, опасаясь попасться русалкам: увлекут, заморочат голову так, что домой не воротишься, а то возьмут и защекочут до смерти. А парням и вовсе беда: очень уж хочется русалкам земной любви! Особенно опасны в четверг — русальичин велик день.

Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, нужно брать с собой полынь, которую русалки якобы боятся. В дни этого праздника нельзя было работать. Нарушителей запрета русалки могли наказать, вытаптывая их посевы и насылая порчу на скотину.

В троицкий четверг (семик) девушки плели венки и оставляли их в лесу, чтобы русалок задобрить, вешали на ветви мотки пряжи.

Женские духи, связанные с водой, в южнославянской мифологии называются вилы. Они владели колодцами и озёрами и умели «запирать» воды. Прекрасные девушки с распущенными волосами, подчиняются Богу Яриле и его отцу — Велесу.

Вилы и русалки, называемые в древности берегинями, олицетворяли благодетельное начало, связанное с водой и плодородием. Позднее, они приобрели и негативные черты. Вилы известны с раннего средневековья. Вера в них сохранялась у южных славян до ХХ века.

В сербском эпосе о юнаках вилы описываются как прекрасные девушки с косами, одетые в волшебные платья с крыльями и владеющие луком и стрелами. Они охраняют колодцы. Название «русалка» (в слав.

миф) происходит от слова «русый», что означает на древне славянском «светлый»,«чистый».

У древних славян русалки были связаны с культом плодородия. Еще в XIX веке исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались помогать росту хлебов. В ходе проникновения христианства в народную жизнь русалки стали рассматриваться как нечистая сила. Представления о русалках стали схожи с представлениями об вампирах.

В качестве оберегов от этой нежити использовали те же приемы, что и от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Кроме того, прибегали еще и к народным средствам — использовали полынь, хрен, чеснок, траву «заря». На русалках женятся Водяные.

В наше время под русалками понимают совокупность всех упоминаемых в фольклоре и в сообщениях очевидцев разнообразных человекоподобных существ или духов, ведущих водный или полуводный образ жизни.

Восточнославянские русалки по преимуществу — женщины (утопленницы), западноевропейские — обычно женщины с рыбьими хвостами (антропоморфные существа, по внешнему виду наследники древнегреческих тритонов и сирен). В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Признанный прародитель МОРСКИХ дев – вавилонский бог Оаннес, который долго менял форму, пока не стал существом с головой и торсом мужчины и рыбьим хвостом вместо ног. А первой рыбохвостой женщиной стала Атаргате – сирийская богиня Луны и рыболовства. Часто русалок путают с сиренами из античных мифов. Русалки живут триста лет, а умирая, превращаются в морскую пену.

Кто не слышал о русалках и нимфах – полуженщинах-полурыбах, обитающих чаще всего в морской пучине? Не будет преувеличением сказать, что их образами пронизан весь мировой фольклор.

И во все века естествоиспытатели и историки задумывались над тем, действительно ли русалки существа чисто мифические или в очень далеком прошлом на нашей планете и впрямь существовала, пусть немногочисленная, но разумная разновидность людей – амфибии.

Истоки первых легенд про обворожительных обитательниц подводного царства восходят еще к Древнему Вавилону. Самое интересное в них то, что наряду с женщинами-рыбами очень часто фигурируют здесь и представители мужского пола амфибий – тритоны. Нельзя забывать, что и могущественные вавилонские божества, которым поклонялись древние, внешне тоже наполовину рыбы, в том числе и бог солнца Оаннес.

  • Бог Солнца Оа́нн (или Оа́ннес, или У-Ан) — по преданию шумеров, герой с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедший из Персидского залива), а мантия из рыбьей чешуи.

Постепенно Оаннеса вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек, и можно предположить, что возникновение в греческой мифологии мифов о тритонах, вызывающих штили и штормы, связано именно с ним. А богиня Атаргатис (Атаргатида, Деркето), полуженщина-полурыба, была предшественницей русалок.

Источник: https://salik.biz/articles/64824-rusalki-sireny-nimfy.html

Ссылка на основную публикацию