Стрибог -славянский бог ветра, легенды и значение в мифологии

В древней Руси мореплавателями очень был почитаем бог ветра Стрибог. На морских островах, где часто пришвартовывались купеческие корабли, перед выходом в открытое море стояли храмы богу ветра. Купцы приносили Стрибогу богатые дары, веря, что он защитит их от бурь и штормов.

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Появление Стрибога на свет было еще в начале времени из дыхания бога Рода. Он ведал ветрами и с Перуном повелевал громом и молнией. С помощью Сварожичей одолел Черного Змея и помог Перуну победить Скипер-зверя.

У бога ветра было много сыновей и внуков. Это были храбрые ветры – Посвист, Подага и Погода. Старший − Посвист, жил в горах и повелевал бурями. Средний – Подага, был жарким пустынным ветром и жил на юге. А младший – Погода, был теплым ласковым ветерком, богом приятной погоды. Других сыновей-ветров звали Северко, Южный, Западный и Восточный.

Северко был суровым и холодным ветром с Ледовитого океана, Южный − имел горячий нрав, Западный ветер, как европеец, суховат и сердит, а у Восточного ветра своя загадка, он немного коварный и неожиданный.

Внуки Стрибога – Полуденник и Полуночник любят порезвиться в полдень и полночь. Так в каждом крае, на каждом пригорке живет потомство бога ветра Стрибога.

Люди издревле обращались к Стрибогу и Перуну, чтобы и на море, и на суше, в поле, в лесу их семьдесят семь ветров и вихрей, не причинили ни какого зла.

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Маат,  в мифологии Египта была богиней истины, гармонии и правосудия, дочь бога солнца Ра. Когда был уничтожен хаос, богиня Маат …

Потерянная Атлантида

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Вы слышали об Атлантиде? Об том исчезнувшем острове (или континенте) слышали многие. А вот не видел никто. Многие культуры разных эпох …

Самый быстрый интернет в мире

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Интернет во всем мире еще недавно не отличался высокой скоростью. Так, еще 15 лет назад даже в самых развитых странах …

История возникновения скрипки

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Скрипка – один из наиболее распространенных струнных музыкальных инструментов. Она пользуется популярностью с давних времен — с XVI века. На ней …

Легенды о оборотнях

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

В славянских мифах оборотнем называется человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Считалось также, что колдуны могли превратить в …

Распад Римской империи

Распад Западной Римской империи — исторический процесс в рамках падения Западной Римской империи. характеризующийся занятием различных её областей племенами варваров. в …

Получение энергии из воды

Новая технология фирмы BlackLight Power, Inc, под рабочим названием «Теория гидрино» — это процесс состоящий из химических реакций, в результате …

Источник: http://objective-news.ru/2010-02-24-14-56-41/bog_vetra__stribog.html

Славянские боги

Деревянные идолы, священные огнища, лесные капища, земляные курганы…. а в ночь на Ивана Купалу девушки и юноши ищут цветок папоротника и водят хороводы – вот, пожалуй, и все, что знает современный человек о язычестве древних славян, а ведь языческим творцам и духам наши прародители молились веками и тысячелетиями.

Пантеон славянских богов

Язычество можно определить как дохристианскую веру. Вместе с христианством в древнюю Русь пришла и письменность, с ней и книжная культура, заимствованная из Византии. Языческие мифы и предания никто не записывал, потому в наши дни о вере древних славян известно очень немного.

Известно, что в конце 10 века, до того, как принять христианство, князь Владимир пытался узаконить языческую веру, для чего в Киеве создал святилище – пантеон с деревянными статуями различных языческих богов.

Целью его создания было объединение верований жителей разных частей древней Руси.

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Всех славян объединяло то, что вера была основана на гармонии человека и природы, и был главный, единый бог, называли его «верховным», богом богов. И тот пантеон богов, который известен в современности (Перун, Сварог и другие), многие ученые рассматривают как многоликость, проявление одного единственного, верховного бога. Богов и духов в язычестве множество, главные – входят в пантеон.

Бог Род

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Бог Род – создатель мира, причина всех причин. Именно он, пожертвовав собой, стал строить видимый мир, Все, что сотворено Родом, до сих пор имеет в корне отголоски его имени: природа, родители, родня, родина… Род поделил мир на три части:

  • Наивысший – «правь», там живут творцы, которые всегда поступают по правилам, оттуда и название;
  • Средний – уровень, который явственно видим мы, «явь»;
  • Нижний мир – обитель наших праотцев – это «навь», оттуда прилетают видения и плохие сны.

Сварог

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Род породил Сварога – бога, который завершил сотворение мира.

Сварог – кузнец, который создал землю. Он нашел огромный горючий камень, вспенил им океан, который превратился в первую сушу. Этот камень пригодился и для дальнейших чудес: от его искр появлялись другие боги и знаменитые воины, так же Сварог при помощи этого камня обучил людей делать из молока творог и сыр.

«Сварганить» — до сих пор значит сотворить чудесным образом что-либо. Бог огня подарил людям основные навыки: научил готовить пищу на огне, обогревать им жилище, культивировать и защищать свою землю. Сварог стал отцом «сварожичей» — так называли его детей.

Перун – один из самых могущественных и известных сыновей Сварога.

Перун

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Рождение Перуна, по легенде, сопровождалось мощным землетрясением. Его предназначением было – управление громом и молнией. За грозный нрав и твердый характер его выбрали в предводители и покровители воинов. В младенчестве Перун был похищен получеловеком, полускорпионом — скиперзверем, который утащил его в свое подземелье. После освобождения из плена, Перун спал беспробу дным сном до того, пока его, уже взрослого мужчину, не обмыли живой водой.

Велес

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Брат Сварога – Велес – дал движение миру, сотворенному Перуном и самим Сварогом. Дал жизнь таким закономерностям, что за весной приходило лето, после сна – бодрствование, после вдоха – выдох. Знак солнцеворота (в современном понимании – свастика) – главный символ движения жизни и смерти, как инь и янь. Велес – бог не однозначный, он является как хозяином и покровителем яви (мира людей), так и хозяином нави (мира мертвых). При жизни он являлся испытателем, после смерти – судьей. Покровитель странников, торговли, учитель искусства, бог удачи – он познал обе стороны света, как черную, так и белую. Он, по приданиям, являлся великим магом и учителем.

Макош

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Среди наших предков почитались и женщины-богини. Макош – жена Велеса, богиня судьбы и плодородия, покровительница женского рукоделия. Плодородие, хозяйственный достаток и хорошая хозяйственная деятельность в доме зависит от нее.

Стрибог

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Ветер в славянской мифологии ассоциировался с богом Стрибогом. Рождение его произошло от издыхания Рода, имеет власть над бурей, ветром. Представляется в образе беловолосого старика , живущего в глухом лесу. Ему молились моряки, главные храмы находились в районе портов.

Русский человек широк душой, и до сих пор мы справляем наряду с православной пасхой, языческую масленицу.

Бог Перун отождествляется с Ильей пророком, Велес – стал святым Власием, есть в язычестве и аналогия святой троице – триглав, триединство Сварога, Перуна и Святовида.

Наши предки никогда не были рабами своих богов, и соответственно, все общение происходило на уровне – «отцы-дети», оттуда полное отсутствие жертвоприношений.

Чего не было у наших предков – так это страха и преклонения перед богом, славяне-язычники считали себя детьми, порождением творца, наравне с богами – Перуном, Велесом… Являлись хранителями ценностей, заложенных богами, как внуки и дети являются хранителями семейных традиций. Остатки этой веры сохранились в приданиях, легендах и сказках, это своеобразная память народа.

 

Источник: http://DarkBook.ru/yazycheskiye-slavyanskiye-bogi-panteon-bogov

Стрибог: сила повелителя ветров славянской мифологии

Слово «стрибог» происходит от «стрег» что означает старший. Повелитель воздушного пространства участвовал во многих значимых битвах за мир прави и яви. Согласно древним легендам и летописям является повелителем всех ветров и создан из дыхания Рода — демиурга нашей вселенной, является братом Семарглаи Даждьбога.

Имеет второе имя — Стрый, также его называли «рассеивателем богатства».

Упоминание о внуках стрибога встречается в произведении «слово о полку Игореве».

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

Помимо управления всеми ветрами может повелевать молниями наряду с Перуном – громовержцем.

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологииБлагодаря ветру может работать ветряная мельница, поэтому одной из главных треб была мука и изделия из нее.

Дети и внуки бога ветра

У повелителя воздушного пространства да птиц и эфирных духов ветра было много детей и внуков.

  • Посвист — бог бури известен своим грозным нравом и огромной мощью. Непредсказуемый и своенравный. Совладать с Посвистом под силу лишь сильным духом и физически людям.
  • Буревой также относится к сыновьям бога воздушной стихии.
  • Погода — легкий приятный ветерок радующий своей прохладой в знойный день.
  • Пдага — пустынный ветер несущий с собой засуху и иссушение, его вотчиной считается пустыня.
  • Немиза — бог воздуха который также может повелевать ветрами.
  • Братья северный, восточный, южный да западный ветра названные по месту зарождения на разных концах света.
  • Полуденик– легкий ветерок да полуночник — ветер прохлады.

Сила бога ветров

Бог Стрибог имел огромную власть над воздушным пространством, вызвать или успокоить бурю, послать суховей или легкий ветерок, управлять молниями — всё ему под стать. Способен оборачиваться птицей Стратим. Доносит другим богам вести.

Бог ветра у славян Стрибог участвует во всех важных сражениях: сражался со Сварогом да другими Сварожичами против Черного змея, помогал Перуну и Хорсу в различных битвах против сил зла.

Место в пантеоне славянских богов

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологииКумир Стрибога изготавливался из дерева. Помимо капищ ставили на берегах рек да в портах.

Занимал место в славянском пантеоне главных богов:

Существовали отдельные храмы посвященные богу ветра в портах, где моряки приносили дары повелителю воздушной стихии перед отправлением в дальнее плавоние и по прибытию. Именно Стрыя моряки просили о покровительстве в море.

Наибольшей популярностью среди купцов мореходов пользовался храм на острове Березань что расположился в устье реки Днепр. Приносили они в дар богатства разные чтобы ветер попутным был.

Молитва Стрибогу на удачный поход морской.

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Образ Срибога

До нас дошел образ могучего седовласого старика носящего лазуревые одежды, в руках золотой лук. Живет повелитель ветров в дали ото всех на краю Прави (света), с другими богами общаться не любит.

Также его изображали плывущем по небу на ладье или корабле состоящим из воздуха. Если нужна помощь в борьбе со злом, всегда вступает в битву наравне с другими богами.

Читайте также:  Оппозиция луна-уран в натальной карте женщин и мужчин - значение, расшифровка

Заповеди Стрибога

Заповеди повелителя ветров учат правильной жизни по законам Прави

Атрибуты

  • день недели — суббота;
  • птицы, особенно Стратим;
  • перо;
  • треба (жертва):зерно, разноцветные ленты и колокольчики, хлеб, мука.

Оберег-символ бога ветра

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологииОберег с символом вихрь может выполняться из любого материала.

  • Обережный символ Стрибога встречается на резьбе по дому, вышивке да украшениях.
  • Символ повелителя воздушного пространства называется стрибожичь напоминает ветрянную мельницу или вихрь — закручивающиеся потоки воздуха.
  • Сила оберега Стрибога:
  • защита от плохой погоды, стихийных бедствий, несчастных случаев вне дома;
  • помогает в работе;
  • дает ощущение радости.

Кроме знака «вихрь» и «стрибожич» оберегом бога ветра считается изображение птицы.

Праздники славянского бога

Поклонялись Стрибогу на уровне с повелителями других стихий: солнца, воды и земли. Чествование проходило 4 раза в год, по 1 разу в каждый сезон.

От ветра во многом зависит плодородие земли, принесет ли он достаточно влаги на поля или выворотит все да разметает при разгуле.

  • 5 апреля — Стрибог Вешний день весеннего ветра.
  • 22 августа день Стрибога летнего, называется ветродуй. После ветродуя в силу вступает осенний ветер.
  • 20 сентября обозначается праздник листобой — чествование осеннего Стрибога. Одновременно считался днем водянных мельниц.
  • 21 февраля — весновей — зимний праздник. В этот день Стрибожьи внуки несут вести о весеннем тепле. Считается переломным днем в смене зимнего ветра на весенний. При установлении двоеверия на эту дату приходился день Темофея Весновея.

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологии

Было то в давние времена. В одну ночь налетел буйный восточный ветер на деревню. Снес с домов крыши, побил хлеба на поле, мельницу ветряную разрушил. Утром посмотрели мужики, одни убытки кругом… да что же поделаешь? Нужно убытки возмещать. Засучили рукава и пуще прежнего за работу принялись.

  1. А Вавила — шорник местный большую обиду на ветер затаил и решил управу на него найти у главного владыки воздушного пространства.
  2. Выковал Вавила башмаки железные у кузнеца местного, вырезал дубовую клюку от зверей защищаться, положил немного снеди в котомку дорожную и отправился в путь.
  3. А Стрибога искать ему мельник посоветовал на свистун-горе, что на краю света расположена.

Долго ли коротко шел Вавила, все сапоги железные износил пока на гору взошел. Глядь, а на камне сидит седой старец — исполин, в золоченный рог дует а над ним орел парит. Вот и дошел до повелителя ветров шорник. Поклонился Вавила старцу да поведал про беду его деревню постигшую.

Послушал Бог Вавилу. Нахмурился и трижды в рог свой золоченный протрубил. Тут же возник перед ним великан крылатый с гуслями в руках да зеленную одежду облаченный.

Повтори свою жалобу на ветер восточный, сказал Стрибог бог. Вавила повторно рассказал о беде деревни ветром причиненной.

– Что скажешь? – грозно обратился Стрибог к обидчику.

– Разве деревни разорять я тебя учил?

Не велика вина моя, – молвит ветер восточный. – Посуди сам. Во всех селения мне славление в песнях воспевают, Ветром-Ветрилою величают, муку горстями с мельниц бросают, блины да пироги на крышах оставляют чтобы мельницы вращал. А в их деревне что? Плюют в меня. Злые наговоры по ветру пускают, скот и людей изводят, а народ меня во всем обвиняет да клянет.

Обвиняют что я принес хворь-поветрие. Рыбаки сами свистят по ветру, бурю кличут. Долго терпел я обиду да не выдержал когда юнцы их муравейник палками по ветру разметали да вечером веник старый приняли жечь да искрами на ветру любоваться. Вот я и не стал терпеть обиды, разгневался. Прости, Стрибог.

Помолчал повелитель ветра и говорит.

– Слышал? Ступай обратно да перескажи ответ восточного ветра сородичам своим неразумным. Впрочем, нет: башмаки то железные ты уже износил, все ноги в пути собьешь. Сейчас тебя ветер восточный до родного края доставит, а вы уж с ним дальше поладите. Прощай!

.утром раннем косари в долине Ярилы увидали как мужик по небу летит, ну не диво ли?… присмотрелись, а это Вавила их в путь год назад ушедший, будто на ковре самолете к сельчанам спускается.

Стал Вавила на землю, поклонился незримому кому- то в пояс, а после рассказал жителям деревни о походе на Свистун-гору, да о справедливом Боге Стрибоге.

Много лет минуло с той поры, однако в деревне все крыши целы, мельница исправно работает, хлеба под ветром колосятся. И такого почета ветрам, как здесь. Вряд ли где встретить еще возможно. И по сей день уважение сохраняется.

Источник: https://SilaOberega.ru/bogi-slavyan/bog-vetra-v-slavyanskoj-mifologii-stribog/

Славянский бог Стрибог

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологииСлавянский бог Стрибог

Стрибог – один из славянских языческих богов, который покровительствовал погоде, ветрам и всему, что как то связано с воздушным пространством. В отличие от Перуна и других божеств этому богу было посвящено целых четыре, а не один, праздничных дня в году.

Место Стрибога в славянском пантеоне богов

Важность Стрибога в языческом пантеоне древних славян была отмечена князем Владимиром, который, пытаясь сплотить народ верой в одних и тех же богов, установил идол Стрибога на главном Киевском капище.

Немногие дошедшие до нас летописные сведения и фольклор говорят, что у этого божества были и другие имена.

Чаще всего, его называли Ветрыла, а также Стриба и Стрый, что подчёркивало его прямое отношение к воздушной стихии.

Больше того, Стрибог заведовал не только ветрами, но также и птицами, воздушными духами и даже опереньем стрел, направляя их точно на врагов. А ещё древние славяне верили, что это божество способно влиять на погодные условия в гораздо больших масштабах, чем даже громовержец Перун.

Из всего вышеописанного можно предположить, что в первую очередь Ветрыла пользовался почётом среди тех язычников, деятельность которых была связана с ветром.

В это число входили как земледельцы, ожидающие каждое лето урожайных проливных дождей, так и рыбаки для которых отсутствие ветра было равносильно смерти в море.

Сюда же можно записать и купцов от скорости кораблей которых зависела прибыль и которые почитали Стрыя, поднося ему регулярно жертвы.

Словесное изображение Стрибога

Изображался Стрибог в виде уставшего, но сильного бородатого деда. В его руках был большой лук, сделанный из золота, а вся его одежда была лазурного цвета и отдавала лёгким свечением. Современные исследователи языческого периода Руси выделяют две самостоятельных легенды появления этого бога.

Так, согласно первой – Стрибог явился из снопа искр, которые были высечены из наковальни великого бога Сварога. Вторая версия рассказывает о том, что Стрый был рождён из дыхания верховного бога Рода.

Легенды о боге Стрибоге

Из тех же легенд известно, что бог ветра и воздуха имел двух братьев – Семаргла и Даждьбога, которые были не менее почитаемыми божественными сущностями.

Необходимо отметить, что как и Перун, Стрый являлся для язычников очень воинственным богом.

Вместе со Сварогом и Семарглом ему удалось одолеть Чернобога, после чего он вместе с Перуном выходил войной на Скипера и помогал Хорсу в его сражении с Месяцем. Стрибог не пропускал ни одного военного божественного конфликта.

Не отличаясь особым красноречием, сам он выходил на связь с остальными божествами лишь тогда, когда этого хотел или когда знал, что им требуется его помощь. Древние славяне верили, что Стрый отличается очень крутым нравом. Он имеет в своём распоряжении воздушное войско, которое готово поддержать бога по первому приказу даже в самой страшной битве.

Были у Стрибога и негативные стороны. Именно его люди часто винили в потере материальных благ, называя Развеивателем богатства. Язычники считали, что по велению этого бога деньги могут уйти мимо рук, оставив человека нищим на дороге жизни. Естественно, подобные действия Стрыя, чаще всего, были мотивированы и выступали в качестве наказания людям за то, что они не живут по совести.

Приписывали этому божеству и Розу Ветров. Символы Стрибога считаются до сих пор сильным оберегом, который принято дарить морякам и людям, связанным с земледелием. В древние времена эти символы вышивались на славянской одежде. Также, ремесленники изготавливали амулеты, кулоны и украшения из серебра – драгоценного металла, ассоциирующегося с богом ветра.

Символы и атрибуты славянского бога Стрибога

Посвящённый Стрибогу праздник отмечался на языческой Руси не один раз в году, а четырежды. Первым праздновали так называемое Зимнее Стрибожье, которое приходилось на двадцать первое февраля, когда зимние холодные ветра сменялись тёплыми весенними.

Весеннее или же Внешнее Стрибожье наступало пятого апреля, когда внуки этого бога приносили людям летнее тепло, снимая жар грозами. Историки утверждают, что летний день Стрибога приходился на четырнадцатое июля, но отмечали его в самом начале августа (восьмого числа).

И, наконец, осеннее Стрибожье наступало двадцатого сентября и, скорее всего, приходилось на первые заморозки.

На праздник, почитающие бога люди выходили в поле. Считалось, что чем ветренее погода, тем ближе в этот день божество к людям. Язычники просили послать им ветра, которые будут способствовать богатому урожаю. Также, в летописях встречаются упоминания о том, что люди пускали жертву по ветру.

Чаще всего, в качестве жертвы выступало зерно, мука или яркие цветные ленты. В общем, всё то, что мог подхватить и унести ветер. Иногда такая жертва заменялась хлебом или кашей. Стоит отметить, что в эти дни подношения ставили не только самому Стрибогу, но и его детям и внукам, которые были в подчинении у этого бога.

Таблица: язычество древних славян. Место Стрибога в языческом пантеоне

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологииЯзычество древних славян

Видео-лекция: славянский бог Стрибог

Источник: https://fox-calculator.ru/slavane/slavyanskiy-bog-stribog/

Стрибожич – сильный защитный оберег для человека

Стрибожич – этот символ словно напоминает людям о том, что жизнь переменчива и важно уметь ловить попутный ветер, наслаждаться переменами и вечным движением. В то же время он является сильным защитным оберегом.

Стрибожич – символ Бога Стрибога

Стрибожич является символом почитаемого Бога Стрибога. Этот Бог – повелитель ветров и ураганов. Благодаря символу Стрибожич наши предки, славяне, спасали свои дома и посевы от неблагоприятной погоды.

Использовали его также моряки и рыбаки, которым он дарил спокойную водную гладь. А мельники устанавливали на мельницах ветряки, похожие на знак Стрибога.

Они делали это для того, чтобы ветер не позволял мельницам стоять.

Толкование имени Стрибог

Стрибог принадлежит к числу главнейших богов в славянской мифологии. Его имя имеет несколько различных толкований. Но если рассматривать культуру и традиции веры именно Восточных Славян, то наиболее верное толкование имени этого Бога звучит как «Старший» или «дядя по отцу». Славяне верили, что Стрибог был рожден из дыхания Рода.

Читайте также:  Снятие порчи солью самостоятельно в домашних условиях - инструкция

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологииСильный защитник обладателя.

Образ бога Стрибога

Славяне относились к явлениям живой природы как к божествам. Ветер, или Стрибога, они представляли седовласым стариком, живущим на краю света. Или на острове в море Окиане. Одет он был в лазурные одежды. А в руках его был золотой лук. С другими богами он общался редко. Он приходил им на помощь лишь тогда, когда нужна была его помощь в борьбе с темными силами.

Как гласит древнее поверье, Стрибог может превратиться в птицу Стратим и вызвать бурю. Или же, наоборот, укротить разбушевавшуюся стихию.

Ветер богат внуками и сыновьями – мелкими ветерками, живущих в разных сторонах света.

Какая сила заключена в обереге Стрибожич?

Этот оберег вмещает в себя всю силу ветра, которой обладает Стрибог. Само название говорит о том, что значение оберега Стрибожич заключается в том, чтобы оберегать своего владельца.

Он помогает защищать жилища, поля, пастбища от сильных порывов ветра, от бурь, от ураганов. Недаром символ Стрибожич наносили на свои лодки и паруса моряки. Таким образом они искали покровительство Стрибога.

Просили его о том, чтобы парус был наполнен ветром, течение было верным, а путь легким.

Кому подходит оберег Стрибожич?

Этот оберег подходит не только тем, кто связан с водоемами (морякам, спасателям, рыбакам), но и тем, для кого ветер играет важную роль в жизни или в работе.

Например, направление ветра важно также и парашютистам, и летчикам, и пилотам. Ветер – это символ обновления. Он уносит всё старое и дарит свежие эмоции и чувства.

Поэтому подходит этот оберег и тем, кто нуждается в обновлении своей жизни, в ветре перемен.

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологииЭтот оберег уносит всё старое и дарит свежие эмоции и чувства.

Стрибожич относится в большей степени к мужским оберегам, но использовать его могут и женщины. Актуально его использование и для тех, кто часто сталкивается с капризами погоды и зависит от её изменений.

Этот оберег можно брать с собой в дорогу, особенно если планируется пешее путешествие. Также Стрибожич приносит удачу людям смелым, желающим прославиться. Он дарит успех в карьере и в различных начинаниях.

Чем полезен оберег Стрибожич?

С его помощью можно укротить ветер. Он помогает «настроить» не только хорошую погоду за окном, но и улучшает «погоду» в доме. Дарит умение радоваться жизни, чувствовать её красоту. Не зря этот оберег ещё называют вихрем.

Внешне он похож на лопасти мельницы, которые вращаются под порывом ветра. То есть этот символ находится в постоянном движении, он очень динамичен. Его линии острые и резкие, что напоминает о том, что Бог Стрибог имеет переменчивый нрав.

Он не всегда бывает ласковым и добрым, так как характер у него далеко не простой.

Изображения этого оберега часто встречается в виде вышивки на славянской одежде, в домовой резьбе. Этот знак защищает стены родного дома, оберегает от стихийных бедствий, от травм, аварий и различных опасных ситуаций. В то же время он дарит умение радоваться жизни, ловить ветер удачи, лучше ориентироваться в ситуации.

Источник: https://blog.replicahouse.ru/stribozhich-silnyy-zaschitnyy-obereg/

Стрибог бог славян

Стрибог -славянский Бог ветра, легенды и значение в мифологииСтрибог — один из верховных славянских богов. Значение этого бога для современных исследователей остаётся загадкой. Несмотря на то, что Стрибог был явно очень почитаем в Древней Руси, до сих пор достоверно не выяснено, чему покровительствовал или чем заведовал данный бог. Долгое время Стрибога считали богом ветров, однако в последнее время эта версия постепенно уходит в прошлое. Богом ветров Стрибога посчитали из-за упоминания в «Слове о Полку Игореве», где говорится: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы». На самом же деле, в этой фразе не указано, что Стрибог является богом ветров, а только то, что ветры являются его внуками. Скорее всего, и к этому склоняется большинство современных исследователей, Стрибог был богом неба, старшим богом.

Помимо того, что Стрибог может являться богом неба, некоторые историки-славянисты также склоняются к версии, что Стрибог — это не отдельный бог, а лишь эпитет бога неба, который указывает на старость и старшинство верховного божества (др.сл. стрый — старый).

Эпитетом какого именно бога является имя «Стрибог», остаётся только гадать. Вполне возможно им мог быть Род или Сварог. Стоит отметить, что идол Стрибога был поставлен Владимиром Красно Солнышко в числе самых почитаемых, однако ни Рода, ни Сварога среди них не было: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично.

И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились».

Вполне можно предположить, что Стрибог и был Сварогом или Родом, и ставить им отельные идолы просто не имело смысла. Отождествлял Стрибога с Родом и Сварогом и знаменитый учёный, историк-славянист Борис Рыбаков.

Какие ещё факты говорят в пользу этой версии? По версии учёного-индоевропеиста Тамаза Валериановича Гамкрелидзе, а также лингвиста Вячеслава Всеволодовича Иванова этимология имени этого бога восходит к индоевропейскому «dievas-pater», что означает — «Небо-Отец».

Поначалу может показаться, что dievas-pater и Стрибог — совершенно разные и непохожие друг на друга слова, однако исследователи изучили всю хронологию превращения (предположительную).

Судя по этой теории, dievas (небо) заменилось на иранское «baga» или «бог», а pater (отец) заменилось на старославянское «стрый», то есть «старый».

Также есть предположения, что имя этого божества произошло от слова «стрег» — «старший по отцу» или просто «старший», а добавление «бог» произошло гораздо позже и только для того, чтобы показать высшее значение этого бога. Без добавления же, в древности его могли называть просто «Стрый». Таким образом получается, что Стрибог — это Отец Небо, Старый бог, Старший Бог, Бог-Отец.

В пользу того, что Стрибог всё-таки мог быть богом ветров, говорит первая часть имени «стри». «Стри» на старославянском означает — воздух, ветер, быстрый, стремительный, быстрый поток воды.

От этого слова произошли такие слова, как: стремиться, стремглав, стригнуть, стрекануть, дать стрекача, струя, стрижень (быстрина реки) и другие.

От какого же слова произошло имя данного божества — «стрый» (старый) или стри (ветер) — остаётся загадкой.

В связи с тем, что долгое время Стрибога считали богом ветров, до сих пор большинство изображений с этим божеством представляют его исполняющим именно эти функции, хотя, повторюсь, скорее всего, никакого отношения к ветру он не имел, а был именно богом Неба, верховным Божеством, возможно даже вторым именем Сварога или Рода. Настоящими богами ветров считались Посвист — покровитель сильных, холодных ветров, бурь и ураганов; Подага — жаркий ветер; Погода — умеренный, приятный ветер.

Как завязать науз Стрибог «Попутный ветер» (Северная сказка)

Праздник «Стрибог Летний»

Не знаете, как оформить праздник или вечеринку? Большой выбор воздушных шариков вы сможете найти тут. Гелевые и светящиеся шарики, шары из фольги, фигуры и букеты.

Источник: http://web-kapiche.ru/373-stribog-bog-slavyan.html

Древне славянские мифы и легенды. СТРИБОГ

Мифологический словарь А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Щ Э Ю Я

Hе менее иных Сварожичей древние русы почитали бога ветров — Стрибога. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус.

Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

По преданию, Стрибог родился в начале времен из дыхания бога Рода. Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Свара- гам и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу — в борьбе с Месяцем.

Много сыновей и внуков имел Стрибог. Ими были ветры — Посвист, Подага, Погода. Посвист — старший ветер, бог бури, живет в горах на севере. Подага — жаркий, иссушающий ветер — живет в пустынях на юге. Погода — теплый, легкий ветерок, бог приятной погоды.

Иные ветры зовутся — Сиверко, Южный, Западный и Восточный. Сиверко несет холод от Ледовитого Океана. Он очень суров и только к лету немного добреет. Южный — имеет горячий южный нрав, несет с собой тепло и запахи юга. Западный ветер — настоящий еврпеец, немного суховат, бывает и сердит, но, впрочем, добрый малый. А Восточный — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный.

В полдень и полночь часто резвятся внучата Стрибога -ветры Полуденник и Полуночник. Да и в каждом крае, чуть ли не на каждой горке живет многочисленное потомство бога ветров.

И славили мы… Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.

  • «Книга Велеса», Род 1, 2:7 Итак Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.
  • «Книга велеса», Трели IV, 5:3 Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.
  • «Слово о полку Игореве»

На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх- Рах.

Я тому Страху- Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх- Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба…»

Из русских заговоров

Живет Стратим-птица на Окиане-море,Стратим- птица вострепенится,Окиан-море восколыхнется,Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.
«Голубиная книга»

Источник: http://www.mifologija.ru/index.php?slavan/stribog

Ветер в славянской мифологии

3483

Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. В народе его называют «Ветровым», «Ветряным мужем» или человеческими именами. Так, в Архангельской губернии ветер называли Лукой или Мойсием, а на всей территории Русского Севера непосредственно для северного ветра было распространено имя Седориха. Обычай называть ветер человеческим именем существовал у многих славянских народов.

Читайте также:  Что означает черепаха – значение и особенности использования символа

Традиционные представления о том, каков внешний облик ветра, делятся на два типа. Согласно первым, ветер невидим, он существует в природе незримо. Согласно вторым, ветер воплощался в облике человека, причем мужского пола. Его представляли с большой головой и толстыми губами.

В Новгородской губернии ветер называли «косоруким». Атрибутом его являлась шапка. Так, поволжцам северо-западный ветер виделся дедом в изорванной шапке. В разных местностях он мог представляться в облике и мальчика, и мужчины, а также всадником и конем.

По поверьям, ветер, как человек, может кататься в повозке, а в Вятской губернии верили, что он может входить в дом к людям.

Архаичный мифологический образ сохранили украинские поверья, где ветры воплощаются в виде четырех больших человек с огромными губами и усами, стоящих в четырех концах мира.

В народных представлениях власть повелевать ветрами приписывается различным божествам и мифологическим персонажам. Так, в «Слове о полку Игореве» о ветрах говорится, что они — «Стрибожьи внуки» и подвластны Стрибогу. В русских сказках повелительницей ветров выступает Баба-Яга.

В древних севернорусских поверьях духи воздушной стихии воплощались в антропоморфных образах повелителей ветров: Сиверике, Щен-нике, Полуденнике, Шелоннике.

Согласно мифологическим рассказам, ветер сопровождает лешего, покойника, черта, различную нечистую силу, которые могут вызывать появление ветра или сами становиться им.

О связи ветра с потусторонним миром свидетельствуют не только его причастность к архаичным божествам и существам «иного» мира, но и его местопребывание, о котором можно судить и по традиционным представлениям, и по указаниям в мифопоэ-тических текстах. Так, в Вологодской и Тамбовской губерниях местом обитания ветра считался остров в море или океане — типичные образы «того» света.

Вологодской традиции мифологических рассказов известен образ двенадцати ветров, называемых «варганами» и прикованных цепями к скале, которая находится на острове среди океана; когда какому-нибудь ветру удается сорваться с цепи, на земле возникают буря и ураган. По поверьям Томской губернии, ветер появляется из дырки в небе.

В народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, в Поволжье благоприятный ветер называли «святым воздухом». На Русском Севере холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул». Воплощением самого опасного ветра был «вихрь», о котором ниже будет отдельный разговор.

В крестьянской среде причины возникновения ветра осмыслялись по-разному. В некоторых местах его появление связывалось с общеславянскими представлениями о ветре как местопребывании душ и демонических существ. В Вологодской губернии считали, что тихий ветер возникает от дуновения ангелов, а буйный — из-за действия дьявольских сил.

Когда поднимался сильный ветер, обычно говорили, что кто-то умер неестественной, то есть не своей, смертью или что умер колдун. В Новгородской губернии верили, что ветры производят ангелы, которых Бог поставил по четырем сторонам света; ангелы дуют по очереди: когда устанет дуть один, начинает другой.

В Томской губернии полагали, что ветер появляется из неба, которое случайно «пробили» люди. На Русском Севере существовало представление о том, что зарождению этой природной стихии способствуют действия при мотании ниток, создающие движение воздуха, особенно если эта работа производится летом на закате солнца.

Ветром могли, по поверьям, управлять колдуны, которых поэтому называли «облакогонителями».Ветер воспринимался как стихия, наделенная большим могуществом, — и полезная, и опасная. Ветер может принести спасение в море и благодатный дождь, а может засыпать посевы градом и возмутить смертоносные волны водной стихии.

Традиционные представления об особенностях ветра как природного явления в полной мере отразились в русских поговорках. Так, о его могуществе свидетельствует поговорка «Выше ветра голову не носи», а о неуемности и жестокости — поговорка «Ветер взбесится, и с бобыльей избы крышу сорвет».

В поговорках «За ветром в поле не угоняешься» и «Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?» раскрываются его основные характеристики — быстрота и неуловимость, вольность и непредсказуемость.

Ветер считался опасной стихией также в связи с широко распространенным среди русских крестьян поверьем о том, что с ним приносятся мор, эпидемии, эпизоотии (падеж скота). Отсюда и такие народные названия повальных болезней, как «поветрие», «ветрянка». Источником болезней считались злые ветры, особенно вихрь.

Кроме того, до сих пор во многих местностях считают, что именно по ветру колдуны пускают свои чары и насылают порчу.

Вот как описывается пускание килы (болезнь, сопровождаемая внутренними нарывами) в одном из пермских рассказов о колдунах: «Что-то прошептал на палку да и дунул на кончик, чтоб кила-то по ветру понеслась и села кому-нибудь». Такие люди назывались «ветряными».

Отсюда поговорка «С ветра пришло, на ветер и пошло», которая, скорее всего, восходит к заговорной формуле, направленной против болезни. Некоторые ветры считались опасными не только для людей, но и для животных. Так, на Псковщине восточный и северо-восточный ветры называли «волкоед», «волкодав» или «волкорез».

Вместе с тем ветер был нужен для приведения в движение ветряных мельниц, для совершения разных хозяйственных и промысловых работ. В случае необходимости его вызывали свистом, а иногда пением.

Так, при веянии хлеба — очищении зерен от сора — старухи в Рязанской губернии дули в ту сторону, откуда требовался ветер, и махали руками.

В Белоруссии во время затишья мельник, чтобы «запрячь» ветер для работы, вызывал его, бросая горсти муки с верхушки мельницы.

Очень важно было направление ветра в сфере мореходства и в рыболовном промысле. В Архангельской губернии женщины выходили вечером на берег моря для обряда моления ветра, чтобы он помог находящимся на промысле рыболовам. Обычно желаемым здесь был восточный ветер, а опасным считался западный.

На следующую ночь женщины отправлялись к берегу реки и били поленом по флюгеру, чтобы он «тянул поветрие», при этом вспоминали трижды девять односельчан или знакомых с плешивой головой и отмечали это число углем на лучинах с поперечной перекладинкой, образующей крест.

После этого все шли на задворки и громко кричали: «Восток да обедник, пора потянуть, запад да шалоник, пора покидать тридевять плешей, все сосчитанные, пересчитанные, востокова плешь наперед пошла», — и, встав лицом на восток, бросали свои лучины через голову назад со словами: «Востоку да обеднику каши наварю и блинов напеку, а западу шалонику спину оголю, у востока да обедника жена хороша, а у запада шалоника жена померла!» Затем смотрели: в какую сторону лучины лягут крестом, с той стороны и ожидали ветра. Здесь же, когда нужен был благоприятный северный ветер, за ним «посылали» таракана: для этого его сажали на лучину и пускали в воду. Этот обычай указывает на представления о том, что ветер находится далеко, в конце водного пространства, за пределами этого мира, и, соответственно, на его потустороннюю природу. Сами рыболовы, находясь в море, для привлечения попутного ветра молились св. Николаю и бросали на воду хлеб по направлению к этому ветру.

В народной традиции обращение к ветру использовалось не только в связи с хозяйственными и промысловыми нуждами, но и в случае несчастья и болезни.

Один из древних примеров такого обращения представлен в «Слове о полку Игореве» в плаче Ярославны:О ветр, ветрило! Зачем, господине, так сильно веешь! Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады? Или мало тебе высоко под облаками веять, лелея корабли на синем море! Зачем, господине, мое веселье по ковылю развеял?

Обращения подобного рода широко распространены в заговорной практике.

В заговорах образ ветра, зачастую персонифицированный, выступает в качестве помощника: «Уж вы, батюшки ветры, батюшки вихоря, сослужите мне службу верную»; или: «Поклонюсе я, раб божий, ветряному мужу златому телу, четырем ветрам, четырем братьям» Особенно часто образ ветра встречается в любовных заговорах. Вот, например, воронежский заговор «от тоски»:

На море, на Океане, на острове Буяне живут три брата, три ветра, один северный, другой восточный, третий западный. «Навейте вы, нанесите вы, ветры, печаль, сухоту рабе Божьей (имярек), чтобы она без раба Божьего (имярек) дня не дневала, часа не часовала». Слово мое крепко.

Вера в разрушительную или благотворную силу ветра обусловила формирование обрядов и магических действий, направленных на его умилостивление. Чтобы задобрить стихию, совершали обряд «кормления» ветра. В качестве дара или жертвы ветру у многих славянских народов, в том числе и у русских, использовали хлеб, муку, крупу, остатки праздничных блюд.

Так, например, на Смоленщине лечение болезней, принесенных ветром, включало относ (подарок) ветровому духу, при этом говорили:

Xозяин батюшка, прости раба и рабу.Вот тебе хлеб и соль инизкий поклон от раба Божия (имярек)!Ты, и крестовой [то есть находящийся на перекрестке дорог], и пудовой [устрашающий],ты, дворовой, и северный,и южный, и западный,и всходный, и лесовой,и полевой, и водяной,и ночной, и полуночныйи денной, и полуденный,и все вы, меня, грешного простите

Заговор произносили три раза и трижды обводили краюшкой хлеба вокруг головы больного, а затем хлеб клали около его постели по левую руку.

Оберегом от ветра у русских считались густые веники, которые затыкали под крышей дома.

А самой лучшей защитой во время сильного ветра с метелью, когда, по поверьям, на полях играют черти и мертвые выходят из могил, почиталась молитва: «Да воскреснет Бог» Чтобы избежать появления ветра, на Русском Севере соблюдали запрет мотать нитки летом на закате солнца, в Полесье — сжигать старый веник, у украинцев — разорять муравейник. До сих пор повсеместно у русских известен запрет свистеть в доме, иначе, согласно народным представлением, денег не будет, так как они будут «пущены на ветер».

В фольклорном жанре загадки, сохранившем древние мифологические представления, встречаются очень яркие, емкие и точные характеристики природной стихии ветра: «Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, траву к земле пригибает».

В загадке о дороге и ветре последний представляется таким быстрым в движении, что его никому не догнать: «Есть у дедушки конек — всему свету не догнать, есть у бабушки новинка — всему свету не скатать».

Ветер зачастую сравнивается с одним из самых быстрых и сильных животных — конем: в народе о ветре говорят, что он — «жеребец, которого всему миру не сдержать».

Словарь русской мифологии

Источник: https://slawa.su/bogi/3358-veter-v-slavyanskoj-mifologii.html

Ссылка на основную публикацию